к Криш-
не невозможно с помощью грубых материальных чувств, для
этого мы должны подняться над уровнем ума и разума.
атхах шри-кришна-намади
на бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадау
свайам ева спхуратй адах
«Невозможно постичь трансцендентную природу имени
Кришны, Его формы, качеств и развлечений при помощи
оскверненных материальных чувств. Понять их можно толь-
ко благодаря трансцендентному служению Господу» («Бхак-
ти-расамрита-синдху» 1.2.234). Итак, если ум не находится
под контролем и мечется от одного образа к другому, жи-
вое существо, которое отождествляет себя со своим умом,
никогда не узнает, что такое реальность. Его существование
будет подобно затянувшейся галлюцинации, оно так и будет
до конца жизни перебирать миражи. Именно поэтому может
возникнуть желание котролировать ум, сосредоточив его на
лотосных стопах Господа. Бхактивинода Тхакур объясняет,
что такого рода медитацией занимаются последователи Па-
танжали. Однако до тех пор, пока ум не найдет прибежище
у преданного служения Господу, не может даже быть и речи
о том, чтобы полностью им управлять. Когда ум обретает
покой у лотосных стоп Кришны, человека ничто больше не
беспокоит, потому что он избавился от своих вздорных же-
ланий, вырвал их с корнем. Достичь такого уровня можно
лишь посредством чистого преданного служения, когда Гос-
подь полностью открывает Себя, является в уме преданного.
По мере духовного развития преданный проходит как пе-
риоды, на которых Кришна являет Себя ему, так и периоды,
когда Он недоступен для восприятия. Мы, конечно же, можем
попытаться удержать в своих мыслях Кришну, но на началь-
ных уровнях преданного служения преданному удается ощу-
тить лишь слабый отблеск Его великолепия, абхаса рупу. Но
и он приходит лишь в результате общения с преданными Гос-
пода. Тот, кто познал вкус общения с преданными, получает
некоторое представление о славе Кришны. Однако, если вы-
полнять преданное служение, занять ум служением Кришне
из любви к Нему, то со временем Кришна согласится стать
более частым гостем в наших умах. Как говорит Бхактиви-
нода Тхакур, преданное служение Кришне, выполняемое из
любви к Нему, и есть то, что мы называем чистой бхакти.
Служить из любви означает служить добровольно и беско-
рыстно, а не для того, чтобы научиться управлять умом и
избежать страданий. Это вовсе не чистое преданное служе-
ние. Порой бывает не так просто удерживать ум на лотос-
ных стопах Кришны. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»:
атха читтам самадхатум
на шакноши майи стхирам
абхьяса-йогена тато
мам иччхаптум дхананъджая
«Мой дорогой Арджуна, завоеватель богатств, если ты не
можешь непрерывно удерживать на Мне свой ум, тогда сле-
дуй регулирующим принципам бхакти-йоги. Таким образом
ты разовьешь в себе желание достичь Меня» (Б.-г., 12.9).
Кришна понимает, что нам нелегко думать о Нем постоян-
но. Но, по крайней мере, мы должны стараться думать о
том, как служить Господу и как доставить Ему удовольствие.
Мы должны следовать регулирующим принципам преданно-
го служенияъ
Преданный берется за служение, понимая, что это помо-
жет ему развить преданность. Если у преданного есть служе-
ние Кришне, но он думает только о том, как бы его бросить
и заняться другим служением, его отношение нельзя назвать
правильным. Это совсем не служение из любви, о котором
говорит Бхактивинода Тхакур. Тот, кто служит Кришне с лю-
бовью, заботится не о том, что хорошо для него, а о том, что
хорошо для Кришны. Если преданному важнее его собствен-
ные интересы, это значит, что он стремится к личной выгоде
и в его отношении к Господу и близко нет любви. Мы долж-
ны, перед тем, как что-либо делать, спрашивать себя, доста-
вит ли это удовольствие Кришне. Иногда на этот вопрос не
так просто ответить, и с этим сталкивался каждый пропо-
ведник. Порой бывает, вы не хотите проповедовать слишком
прямо, опасаясь, что человек неправильно вас поймет и сде-
лать неверные выводы о сознании Кришны. В то же время
вы хотите чтобы он начал свой путь в преданном служении.
Не так просто бывает выбрать, стоит ли со всей решимос-
тью убеждать человека встать на путь преданного служения.
Если говорить слишком настойчиво и безапелляционно, это
его покоробит и он просто уйдет. Для того, чтобы принять
верное решение, преданный должен заглянуть прежде всего
в свое сердце, а также постараться понять, что за человек
его собеседник и проповедовать так, чтобы его слова вдох-
новляли его на служение Кришне. Если ему очень хочется
доставить удовольствие Кришне, и он старается проповедо-
вать так, чтобы Господь был доволен, то Кришна, пребы-
вающий в сердце живого существа, устроит все так, чтобы
это живое существо отнеслось к словам проповедника бла-
госклонно. Другими словами, мы должны прилагать созна-
тельные усилия, для того чтобы принимать решения, кото-
рые помогают нам служить Кришне.
Если мы, и вправду, думаем о Кришне, то, кто бы ни был
наш собеседник, Кришна сумеет его привлечь. Часто, когда
мы проповедуем с корыстными намерениями, чтобы полу-
чить что-то от человека, мы пытаемся убедить самих себя,
что делаем это ради Кришны. Но, откровенно говоря, далеко
не всегда, получая желаемое, мы в силах отказаться от него.
Понятно, что в подобных случаях наша собственная выго-
да нас интересует куда больше, чем Кришна, и это наносит
ущерб нашему служению. Это может быть как жажда при-
знания, которое нам не терпится получить, так и простая,
понятная материальная выгода. Преданный должен практи-
ковать преданное служение и стараться понять Кришну, ду-
мать о том, что лучше для служения Ему. Лучшее для служе-
ния Кришне вообще ничего не просить, а просто постараться
дать человеку Кришну. Это самое лучшее, что только можно
сделать для Господа. Когда преданные проповедуют