Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 14 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 14

к Криш-

не невозможно с помощью грубых материальных чувств, для

этого мы должны подняться над уровнем ума и разума.

атхах шри-кришна-намади

на бхавед грахйам индрийаих

севонмукхе хи джихвадау

свайам ева спхуратй адах

«Невозможно постичь трансцендентную природу имени

Кришны, Его формы, качеств и развлечений при помощи

оскверненных материальных чувств. Понять их можно толь-

ко благодаря трансцендентному служению Господу» («Бхак-

ти-расамрита-синдху» 1.2.234). Итак, если ум не находится

под контролем и мечется от одного образа к другому, жи-

вое существо, которое отождествляет себя со своим умом,

никогда не узнает, что такое реальность. Его существование

будет подобно затянувшейся галлюцинации, оно так и будет

до конца жизни перебирать миражи. Именно поэтому может

возникнуть желание котролировать ум, сосредоточив его на

лотосных стопах Господа. Бхактивинода Тхакур объясняет,

что такого рода медитацией занимаются последователи Па-

танжали. Однако до тех пор, пока ум не найдет прибежище

у преданного служения Господу, не может даже быть и речи

о том, чтобы полностью им управлять. Когда ум обретает

покой у лотосных стоп Кришны, человека ничто больше не

беспокоит, потому что он избавился от своих вздорных же-

ланий, вырвал их с корнем. Достичь такого уровня можно

лишь посредством чистого преданного служения, когда Гос-

подь полностью открывает Себя, является в уме преданного.

По мере духовного развития преданный проходит как пе-

риоды, на которых Кришна являет Себя ему, так и периоды,

когда Он недоступен для восприятия. Мы, конечно же, можем

попытаться удержать в своих мыслях Кришну, но на началь-

ных уровнях преданного служения преданному удается ощу-

тить лишь слабый отблеск Его великолепия, абхаса рупу. Но

и он приходит лишь в результате общения с преданными Гос-

пода. Тот, кто познал вкус общения с преданными, получает

некоторое представление о славе Кришны. Однако, если вы-

полнять преданное служение, занять ум служением Кришне

из любви к Нему, то со временем Кришна согласится стать

более частым гостем в наших умах. Как говорит Бхактиви-

нода Тхакур, преданное служение Кришне, выполняемое из

любви к Нему, и есть то, что мы называем чистой бхакти.

Служить из любви означает служить добровольно и беско-

рыстно, а не для того, чтобы научиться управлять умом и

избежать страданий. Это вовсе не чистое преданное служе-

ние. Порой бывает не так просто удерживать ум на лотос-

ных стопах Кришны. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»:

атха читтам самадхатум

на шакноши майи стхирам

абхьяса-йогена тато

мам иччхаптум дхананъджая

«Мой дорогой Арджуна, завоеватель богатств, если ты не

можешь непрерывно удерживать на Мне свой ум, тогда сле-

дуй регулирующим принципам бхакти-йоги. Таким образом

ты разовьешь в себе желание достичь Меня» (Б.-г., 12.9).

Кришна понимает, что нам нелегко думать о Нем постоян-

но. Но, по крайней мере, мы должны стараться думать о

том, как служить Господу и как доставить Ему удовольствие.

Мы должны следовать регулирующим принципам преданно-

го служенияъ

Преданный берется за служение, понимая, что это помо-

жет ему развить преданность. Если у преданного есть служе-

ние Кришне, но он думает только о том, как бы его бросить

и заняться другим служением, его отношение нельзя назвать

правильным. Это совсем не служение из любви, о котором

говорит Бхактивинода Тхакур. Тот, кто служит Кришне с лю-

бовью, заботится не о том, что хорошо для него, а о том, что

хорошо для Кришны. Если преданному важнее его собствен-

ные интересы, это значит, что он стремится к личной выгоде

и в его отношении к Господу и близко нет любви. Мы долж-

ны, перед тем, как что-либо делать, спрашивать себя, доста-

вит ли это удовольствие Кришне. Иногда на этот вопрос не

так просто ответить, и с этим сталкивался каждый пропо-

ведник. Порой бывает, вы не хотите проповедовать слишком

прямо, опасаясь, что человек неправильно вас поймет и сде-

лать неверные выводы о сознании Кришны. В то же время

вы хотите чтобы он начал свой путь в преданном служении.

Не так просто бывает выбрать, стоит ли со всей решимос-

тью убеждать человека встать на путь преданного служения.

Если говорить слишком настойчиво и безапелляционно, это

его покоробит и он просто уйдет. Для того, чтобы принять

верное решение, преданный должен заглянуть прежде всего

в свое сердце, а также постараться понять, что за человек

его собеседник и проповедовать так, чтобы его слова вдох-

новляли его на служение Кришне. Если ему очень хочется

доставить удовольствие Кришне, и он старается проповедо-

вать так, чтобы Господь был доволен, то Кришна, пребы-

вающий в сердце живого существа, устроит все так, чтобы

это живое существо отнеслось к словам проповедника бла-

госклонно. Другими словами, мы должны прилагать созна-

тельные усилия, для того чтобы принимать решения, кото-

рые помогают нам служить Кришне.

Если мы, и вправду, думаем о Кришне, то, кто бы ни был

наш собеседник, Кришна сумеет его привлечь. Часто, когда

мы проповедуем с корыстными намерениями, чтобы полу-

чить что-то от человека, мы пытаемся убедить самих себя,

что делаем это ради Кришны. Но, откровенно говоря, далеко

не всегда, получая желаемое, мы в силах отказаться от него.

Понятно, что в подобных случаях наша собственная выго-

да нас интересует куда больше, чем Кришна, и это наносит

ущерб нашему служению. Это может быть как жажда при-

знания, которое нам не терпится получить, так и простая,

понятная материальная выгода. Преданный должен практи-

ковать преданное служение и стараться понять Кришну, ду-

мать о том, что лучше для служения Ему. Лучшее для служе-

ния Кришне вообще ничего не просить, а просто постараться

дать человеку Кришну. Это самое лучшее, что только можно

сделать для Господа. Когда преданные проповедуют

Навигация:

Страница 16
Страница 15
-- Страница 14 --
Страница 13
Страница 12