с полной уверен-
ностью сказать что это и есть результат? Возможно, сейчас
у вас очень трудный период, но откуда вы знаете, какой ре-
зультат принесли ваши усилия в преданном служении? Толь-
ко Кришна знает это.
Вопрос: Наверняка мои поступки далеки от совершенства и
у меня множество недостатков. Я хочу заниматься служение
как следует, но сейчас я ничего не могу. Я просто лечусь,
принимаю лекарства и не в состоянии ничего сделать для
Кришны.
Ответ: Во Владивостоке я виделся с одним преданным. Его
зовут Дамодара, он ученик Индрадьюмны Махараджа. Он за-
дал мне этот же вопрос. Он серьезно болен и не может да-
же двигаться. Он не парализован полностью, но жить ему
осталось не долго. Он совсем еще молод, ему лет двадцать.
Этот преданный спросил меня о том, как он может в таком
положении служить Кришне. Преданные часто говорят ему,
что он необычайно удачлив, потому что у него нет другого
выхода, как полностью положиться на Кришну, что сейчас
сгорают все плоды моей прошлой греховной жизни. Но ему
очень трудно держать ум под контролем, трудно читать, труд-
но повторять святые имена. Он не может совершать никако-
го практического служения. Но для преданного служения не
существует преград и даже в самых сложных ситуациях пре-
данный сохраняет желание служить Кришне. Для того, что-
бы развивать в себе сознании Кришны, необходимо только
искреннее желание помнить о Господе и служить Ему.
смартавйах сататам вишнур
висмартавйо на джатучит
сарве видхи-нишедхах сйур
этайор эва кинкарах
«Кришна это источник Господа Вишну. Его необходимо пом-
нить всегда, и никогда, ни при каких обстоятельствах, не за-
бывать. Все правила и предписания, содержащиеся в иласт-
рах,—слуги этих двух целей» («Падма Пурана»). Все, что
мы делаем, все обязанности, которые мы выполняем каждый
день (повторение мантры на четках, чтение писаний) при-
званы служить одной цели—помочь нам помнить о Кришне
и никогда не забывать Его. Если преданный искренен, он не
будет забывать об этой цели.
Преданный должен использовать те возможности, кото-
рые Кришна дал ему. Он будет использовать свое тело для
служения Кришне. Тело сравнивается с лодкой, на которой
мы можем переправиться через океан рождений и смертей.
Однако если телу умирает, это совершенно не означает что
прекращается служение Кришне. Преданный должен быть
готов к тому, что рано или поздно ему придется оставить свое
тело—кому-то из нас раньше, кому-то позже. Наша жизнь
предназначена для того, чтобы подготовиться к тому, что-
бы служить Кришне не материальным телом, а силой своего
желания.
Именно поэтому Шрила Прабхупада так часто по-
вторял, что никакая сила в материальном мире не может по-
мешать преданному служению. Вы ведь смогли задать этот
вопрос, а сейчас вы слушаете мой ответ. И, конечно же, вы
можете продолжать слушать о Кришне. Не нужно прекра-
щать слушание и воспевание. Все зависит от того, насколь-
ко сильно ваше желание слушать о Кришне и до какой сте-
пени вы хотите отдавать свои силы тому, чтобы слушать о
Господе. Если вы этого хотите, Кришна вам поможет, и ва-
ша способность помнить о Кришне будет расти. Я говорил
об этом тому преданному, о котором я упомянул. Его мать,
тоже преданная, попросила меня дать ему наставления, необ-
ходимые в его положении. Я стал объяснять ему, как можно
совершать служение в уме. Были преданные, которые нахо-
дились в гораздо худшей ситуации, но продолжали служить
Кришне, поклоняясь Ему в уме. В шастрах тоже приводит-
ся множество подобных примеров. Вспомним Нрисимха Нан-
ду Брахмачари, который вымостил дорогу для Господа Чай-
таньи в уме или историю о брахмане, который предлагал в
уме Господу сладкий рис. Медитация в уме это тоже служе-
ние Господу, и Господь его принимает. Нет никаких препят-
ствий для того, кто действительно хочет служить.
Терпение.
12 января 1997 года, Москва
«Бхактъялока» (Дхаирья)
Существует шесть типов побуждений: побуждение речи, ума,
гнева, желудка, языка и гениталий. Если человек говорить
больше, чем это необходимо, его называют болтливым. Та-
кой человек не следит за своими словами, он часто зло от-
зывается о других людях. Пустословие это признак глупца.
Из-за непреодолимого желания болтать без всякой нужды
материалисты впустую тратят уйму времени и вдобавок вы-
нуждены сталкиваться со множеством неприятностей. Что
же касается благочестивых людей, они хранят мауна врату
или молчание, для того чтобы избежать подобных беспо-
койств. Вот почему риши так предусмотрительно принима-
ли различные обеты наподобие мауна враты. Те, кто заняты
преданным служением, не должны разговаривать без особой
необходимости. Чем болтать впустую, лучше помолчать. Нет
смысла говорить, если речь идет не о Кришне. Преданный
должен говорить только о Господе Хари или о том, что имеет
к Нему отношение и не идти на поводу у своего языка. Того,
кто может обуздывать желание говорить, называют уравно-
вешенным, рассудительным человеком.
Тот, кто слонен к пустословию, склонен также и к
злословию. Если хочется говорить об окружающих, мы
должны хотя бы знать границы, которые не стоит перехо-
дить. Как правило, о других начинают говорить тогда, когда
хотят указать на их недостатки. Человек, невоздержанный
на язык, часто произносит слова, о которых впоследствии
жалеет. Часто тот, о котором он нелестно отозвался, узна-
ет об этом, и получается очень неловко. Поняв, что он явно
сболтнул лишнего, такой человек пытается как-то загладить
свой промах и начинает говорить прямо противоположное.
Когда ему указывают на противоречия, он лишний раз убеж-
дается в том, как важно обдумывать свои слова. Его вдруг
озаряет, что прежде, чем сказать что-либо, нужно десять раз
подумать. Никто не знает наверняка, как отнесутся к его сло-
вам, до какой степени их могут исказить. Но несмотря на то,
что люди понимают