с таким
умонастроением, сознание Кришны становится невероятно
привлекательным занятием, потому что Кришна присутству-
ет в сердце каждого и Он может из сердца дать нам понять
все, что нам необходимо.
Мы проповедуем ради того, чтобы люди обрели созна-
ние Кришны. Если проповедник это понимает, он никогда не
потерпит поражения. Стремясь доставить Господу удоволь-
ствие, преданный обречен на успех, потому что он заботится
о том, как улучшить свое преданное служение. Вот почему
Кришна говорит: «Тот, кто всегда действует с таким умона-
строением, не знает потерь». Такой преданный никогда не
станет скорбеть о том, что он потратил много сил и энергии,
и так и не добился желаемого результата. Человек, который
действует в сознании Кришны, не знает потерь. Наоборот,
результат намного превосходит самые смелые ожидания.
В «Шримад-Бхагаватам» (7.1.32) говорится: тасмат кенапй
упайена манах кришне нивешайет — «Необходимо очень
серьезно относиться к Кришне». Если преданный последу-
ет этому совету, его ум обретет покой у лотосных стоп
Кришны и не будет с метаться от одного объекта к друго-
му. Человек, который следует по пути преданного служения,
управляет побуждениями своего ума, бескорыстно выпол-
няя преданное служение из любви к Кришне. Сосредото-
ченно медитируя на такое служение, человек сможет понять
фундаментальные различия между йогой и бхакти".
Если вы будете медитировать таким образом, вы увидите раз-
ницу между служением Господу из любви и процессом йоги,
направленным всего лишь на избавление от страданий. Про-
цесс йоги называют сакама, тогда как преданное служение
Господу акама.
кришна-бхакта нишкама, ата ева `шанта`
бхукти-мукти-сиддхи-ками, сакали `ашанта`
«Те, кто стремятся к плодам своей благочестивой деятель-
ности, те, кто хотят освобождения и слияния со Всевышним,
те, кто жаждут материального совершенства или мистичес-
ких сил, никогда не узнают покоя, потому что желают бла-
га только для себя. Но преданный полностью умиротворен,
потому что не хочет ничего для себя лично, но, напротив,
всегда готов служить желаниям Господа» («Чайтанья-чари-
тамрита», Мадхья 19.149). Преданный спокоен, потому что
знает: Кришна выполнит все его желания. Он служит Криш-
не из любви к Нему, и ему незачем беспокоиться о собствен-
ных желания.
Вопрос: Если преданный хочет вернуться к Кришне, это ко-
рыстное желание? Если да, то почему.
Ответ: Это желание может быть корыстным, а может и не
быть. Когда преданный еще не очистился, он может очень
хотеть обрести лотосные стопы Кришны, но, увы, для то-
го чтобы вырваться из материального мира. Безусловно, это
корыстное желание, если человек хочет лишь избавления от
материальных страданий.
акамах сарва-камо ва
мокша-кама удара-дхих
тиврена бхакти-йогена
йаджета пурушам парам
«Свободен ли человек от желаний, стремится ли получить
награду за свой труд, ищет ли освобождения, он должен всем
сердцем молить Верховную Личность Бога о достижении пол-
ного совершенства—сознании Кришны» (Бхаг., 2.3.10). Ес-
ли мы будем стремиться к лотосным стопам Господа, и не-
смотря ни на что будем идти к этой цели, то даже если в
нашем сердце и остались корыстные желания, мы непремен-
но очистимся как это произошло с Дхрувой Махараджем.
Если мы хотим узнать, корыстное у человека желание или
нет, мы должны заглянуть в его сердце. У одного преданно-
го желание вернуться к Богу может быть совершенно бес-
корыстным, а у другого нет. Но есть ли у человека желания
или нет, соприкоснувшись с Кришной, он будет поклоняться
Ему при любых обстоятельствах. Вот почему Прабхупада го-
ворил, что хоть побуждения могут отличаться, деятельность
остается все той же. И даже если преданный, возможно, все
еще не достиг освобождения, он похож на незрелое манго,
которое хоть и не сразу, со временем, но все таки созреет.
Так что даже если человек занимается преданным служени-
ем из каких-то корыстных побуждений, если он будет упор-
но идти к цели, со временем его желания очистятся.
Вопрос: Для этого достаточно иметь знания или необходимо
получить милость?
Ответ: Для того чтобы мотивы были чисты? Это зависит не
только от знания. В Шестой Песни «Шримад-Бхагаватам» го-
ворится, что человек может получить знания и решить, что
он и есть Верховный Господь. Прабхупада говорит, что это
последняя ловушка майи. В беседе, которая состоялась между
Парикшитом Махараджей и Шукадевой Госвами, Шукадева
Госвами сначала рассказал ему о покаянии, затем посовето-
вал ему подняться на уровень абсолютного знания. Но даже
абсолютного знания недостаточно для того, чтобы с корнем
вырвать все низменные желания. Лишь тот, кто принял бес-
примесное преданное служение Верховному Господу Васуде-
ве, может окончательно и бесповоротно вырвать с корнем
все мирские желания. Он достигает этого благодаря предан-
ному служению.
Преданное служение подобно солнцу, которое своими лу-
чами рассеивает туман. Оно приходит не только благодаря
нашим усилиям, но благодаря милости чистых преданных
Господа. Когда человек соприкасается с чистым преданным
служением, он освобождается от всех корыстных мотивов,
скрытых в глубине сердца. Мы ничего не можем предло-
жить Кришне непосредственно, поскольку мы не бескорыст-
ны. Кришна не примет ничего, что предложено без любви,
Он даже не обратит внимания на такое подношение. Единст-
венное, что привлекает Господа, это любовь. Господь принял
подношения Кхолавечхи Шридхара, продавца банановых лис-
тьев, потому что он искренне и глубоко любил Господа, но
Он не примет даже самое роскошное подношение от непре-
данного. Мы не сможем очистить свои мотивы, если будем
пытаться предложить что-то Господу лично, но мы очистим-
ся, если предложим подношение через чистого преданного
Кришны. Так, благодаря чистым преданным Господа, мы об-
ретаем бескорыстное преданное служение.
Прахлада Махараджа говорит, что очиститься от сквер-
ны материального мира можно, если нанести на тело пыль
с лотосных стоп Вайшнава. Бывают случаи, когда человек
получает преданное служение непосредственно по милости
Самого Господа. Но это все равно милость, а не собствен-
ная