тот его оскорбил (за что впоследствии и по-
нес справедливое наказание). Охваченный гордыней, Дакша
не считал нужным оказывать почтение кому бы то ни было.
Это пример поведения типичного каништха-адхикари, пре-
данного самого низкого уровня.
Каништха-адхикари не видит Кришну в сердце живых
существ — он поклоняется Верховному Господу только в хра-
ме, и поэтому его проповедь не приносит успеха. О каком
успехе может идти речь, если он не умеет ценить даже пре-
данных Господа! Ему нелегко уважать кого-то, кроме себя,
поскольку он слишком горд; при этом он искренне верит, что
достиг высот преданного служения.
Еще одно качество каништха-адхикари: он ценит досто-
инства так называемых великих материалистов, находится
во власти телесных представлений о жизни, жаждет обла-
дать мирскими богатствами, и поэтому он не до конца при-
знает Верховную власть Господа Вишну. Каништха-адхика-
ри отдает предпочтение материальным достоинствам и не в
состоянии отдать должное духовным качествам продвинутых
преданных. Ему в голову не приходит, что кто-то может ока-
заться более благочестивым и религиозным, чем он сам. Он
не подозревает о существовании более продвинутых предан-
ных, и поэтому не понимает, что представляет собой слу-
жение на уровнях мадхъямы и уттамы. Будучи чрезмерно
высокого о себе мнения, он иногда поносит возвышенных
преданных Господа, пренебрежительно к ним относится. Он
не осознает их возвышенного положения как проповедников
и полностью осознавших себя душ.
У каништха-адхикари могут быть полезные навыки в ка-
кой-нибудь профессии, благодаря которым он умеет делать
что-нибудь по мирским критериям очень неплохо. На своем
поприще он может быть весьма искусен и опытен, но ему
почему-то начинает казаться, что он точно так же сведущ
и в духовной жизни. Он смотрит на других преданных свер-
ху вниз и ожидает всеобщего признания. Возможно, у него
есть опыт руководителя, или раньше он работал на стройке
и хорошо знает как возвести красивое прочное здание. Когда
такой человек замечает, что другие преданные гораздо хуже
в этом разбираются, он решает, что они ни на что не год-
ны. Мало того, они не способны даже на то, чтобы оценить
его по достоинству: «Раскройте же глаза! — негодует он. —
Неужто вы не замечаете мои достоинства?» — и он смот-
рит на окружающих свысока, с той неприятной, отличающей
его, снисходительностью, самоуверенно полагая, что уж он-
то знает, что такое духовность, и как она проявляется. В дей-
ствительности такой каништха-адхикари не имеет об этом
никакого понятия. Он думает, что успех в духовной жизни
означает положение, пост: если преданный занимает высокий
пост, с ним считаются, и, значит, он выше других. Но чем
такое представление об успехе в духовной жизни отличается
от представлений мирских людей об успехе в материальной
жизни? Разве пост, занимаемый человеком, свидетельствует
о его духовной зрелости? Директор огромного завода руко-
водит тысячами людей. Но кто, будучи в здравом уме, ста-
нет утверждать, что это признак его духовной зрелости?
Признаки, по которым определяют духовный уровень че-
ловека, существуют, но они не имеют ничего общего с мир-
скими достижениями. Материальные качества теряют свою
ценность для тех, кто стремится к духовному развитию. Это
один из признаков бхакти, и он описан в «Нарада-панчарат-
ре»*: сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам —
нужно служить Господу, и так полностью очиститься, из-
бавившись от влияния материальных отождествлений. Так
можно узнать человека, который достиг успеха в духовной
жизни — он освобождается от всех материальных обозначе-
ний и не считает, что превосходит других лишь потому, что
занимает в обществе то или иное положение. Тот дейст-
вительно превосходит других, кто умеет правильно отно-
сится к другим, а не тот, кто считает себя возвышен-
ным человеком, основываясь на критериях, которые сам же
и выбрал. Как ведет себя возвышенный человек? Как узнать
настоящего проповедника? Он выражает почтение всем жи-
вым существам, не говоря уже о преданных. Если же чело-
век пренебрежительно относится к преданным, смотрит на
них сверху вниз, осуждает их и ищет в них недостатки, оче-
видно, что он не видит Кришну, пребывающего в их сердцах.
Он каништха.
Каништха всегда рад найти в человеке изъян и
приклеить соответствующий ярлык. По его мнению, такой
ярлык должен быть у каждого. Каништха навешивает чело-
*Этот стих можно также найти в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 19.170).
веку ярлык, и уважать его после этого он больше не может.
«Неискренний», «Ленивый», «Слишком привязан», «Думает
о сексе» — много ярлыков можно приклеить, но настоящий
вайшнав думает не о ярлыках, а о том, как возвысить чело-
века духовно. Это признак более продвинутого преданного.
Высокий уровень это не ответственный пост, а искренность
и доброжелательность по отношению к людям. Такой пре-
данный знает, что если только указывать на недостатки, это
не поможет возвыситься духовно. Он понимает, что невоз-
можно помочь человеку, если видишь в нем только плохое.
Невозможно. Если вы не способны видеть, что Господь на-
ходится в сердце человека, значит вы ничем не можете ему
помочь. Когда в человеке развивается сознание Кришны, он
избавляется от всех недостатков.
йасьясти бхактир бхагаватй акинчана
сарваир гунаис татра самасате сурах
харав абхактасйа куто махад-гуна
аноратхенасати дхавато бахих
«В теле человека, развившего в себе беспримесную предан-
ность Верховной Личности Бога, Васудеве, проявляются все
полубоги вместе с их возвышенными качествами, такими, как
религиозность, мудрость и отрешенность. Тот же, кто зани-
мается не преданным служением, а материальной деятель-
ностью, не имеет никаких хороших качеств. Даже если он
преуспел в занятиях мистической йогой или честным трудом
содержит свою семью и всех родственников, он неизбежно
руководствуется идеями, порожденными его умом, а стало
быть, служит внешней энергии Господа. Откуда у такого че-
ловека возьмутся хорошие качества?» (Бхаг., 5.18.28). Иначе
говоря, у