Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 20 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 20

тот его оскорбил (за что впоследствии и по-

нес справедливое наказание). Охваченный гордыней, Дакша

не считал нужным оказывать почтение кому бы то ни было.

Это пример поведения типичного каништха-адхикари, пре-

данного самого низкого уровня.

Каништха-адхикари не видит Кришну в сердце живых

существ — он поклоняется Верховному Господу только в хра-

ме, и поэтому его проповедь не приносит успеха. О каком

успехе может идти речь, если он не умеет ценить даже пре-

данных Господа! Ему нелегко уважать кого-то, кроме себя,

поскольку он слишком горд; при этом он искренне верит, что

достиг высот преданного служения.

Еще одно качество каништха-адхикари: он ценит досто-

инства так называемых великих материалистов, находится

во власти телесных представлений о жизни, жаждет обла-

дать мирскими богатствами, и поэтому он не до конца при-

знает Верховную власть Господа Вишну. Каништха-адхика-

ри отдает предпочтение материальным достоинствам и не в

состоянии отдать должное духовным качествам продвинутых

преданных. Ему в голову не приходит, что кто-то может ока-

заться более благочестивым и религиозным, чем он сам. Он

не подозревает о существовании более продвинутых предан-

ных, и поэтому не понимает, что представляет собой слу-

жение на уровнях мадхъямы и уттамы. Будучи чрезмерно

высокого о себе мнения, он иногда поносит возвышенных

преданных Господа, пренебрежительно к ним относится. Он

не осознает их возвышенного положения как проповедников

и полностью осознавших себя душ.

У каништха-адхикари могут быть полезные навыки в ка-

кой-нибудь профессии, благодаря которым он умеет делать

что-нибудь по мирским критериям очень неплохо. На своем

поприще он может быть весьма искусен и опытен, но ему

почему-то начинает казаться, что он точно так же сведущ

и в духовной жизни. Он смотрит на других преданных свер-

ху вниз и ожидает всеобщего признания. Возможно, у него

есть опыт руководителя, или раньше он работал на стройке

и хорошо знает как возвести красивое прочное здание. Когда

такой человек замечает, что другие преданные гораздо хуже

в этом разбираются, он решает, что они ни на что не год-

ны. Мало того, они не способны даже на то, чтобы оценить

его по достоинству: «Раскройте же глаза! — негодует он. —

Неужто вы не замечаете мои достоинства?» — и он смот-

рит на окружающих свысока, с той неприятной, отличающей

его, снисходительностью, самоуверенно полагая, что уж он-

то знает, что такое духовность, и как она проявляется. В дей-

ствительности такой каништха-адхикари не имеет об этом

никакого понятия. Он думает, что успех в духовной жизни

означает положение, пост: если преданный занимает высокий

пост, с ним считаются, и, значит, он выше других. Но чем

такое представление об успехе в духовной жизни отличается

от представлений мирских людей об успехе в материальной

жизни? Разве пост, занимаемый человеком, свидетельствует

о его духовной зрелости? Директор огромного завода руко-

водит тысячами людей. Но кто, будучи в здравом уме, ста-

нет утверждать, что это признак его духовной зрелости?

Признаки, по которым определяют духовный уровень че-

ловека, существуют, но они не имеют ничего общего с мир-

скими достижениями. Материальные качества теряют свою

ценность для тех, кто стремится к духовному развитию. Это

один из признаков бхакти, и он описан в «Нарада-панчарат-

ре»*: сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам —

нужно служить Господу, и так полностью очиститься, из-

бавившись от влияния материальных отождествлений. Так

можно узнать человека, который достиг успеха в духовной

жизни — он освобождается от всех материальных обозначе-

ний и не считает, что превосходит других лишь потому, что

занимает в обществе то или иное положение. Тот дейст-

вительно превосходит других, кто умеет правильно отно-

сится к другим, а не тот, кто считает себя возвышен-

ным человеком, основываясь на критериях, которые сам же

и выбрал. Как ведет себя возвышенный человек? Как узнать

настоящего проповедника? Он выражает почтение всем жи-

вым существам, не говоря уже о преданных. Если же чело-

век пренебрежительно относится к преданным, смотрит на

них сверху вниз, осуждает их и ищет в них недостатки, оче-

видно, что он не видит Кришну, пребывающего в их сердцах.

Он каништха.

Каништха всегда рад найти в человеке изъян и

приклеить соответствующий ярлык. По его мнению, такой

ярлык должен быть у каждого. Каништха навешивает чело-

*Этот стих можно также найти в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 19.170).

веку ярлык, и уважать его после этого он больше не может.

«Неискренний», «Ленивый», «Слишком привязан», «Думает

о сексе» — много ярлыков можно приклеить, но настоящий

вайшнав думает не о ярлыках, а о том, как возвысить чело-

века духовно. Это признак более продвинутого преданного.

Высокий уровень это не ответственный пост, а искренность

и доброжелательность по отношению к людям. Такой пре-

данный знает, что если только указывать на недостатки, это

не поможет возвыситься духовно. Он понимает, что невоз-

можно помочь человеку, если видишь в нем только плохое.

Невозможно. Если вы не способны видеть, что Господь на-

ходится в сердце человека, значит вы ничем не можете ему

помочь. Когда в человеке развивается сознание Кришны, он

избавляется от всех недостатков.

йасьясти бхактир бхагаватй акинчана

сарваир гунаис татра самасате сурах

харав абхактасйа куто махад-гуна

аноратхенасати дхавато бахих

«В теле человека, развившего в себе беспримесную предан-

ность Верховной Личности Бога, Васудеве, проявляются все

полубоги вместе с их возвышенными качествами, такими, как

религиозность, мудрость и отрешенность. Тот же, кто зани-

мается не преданным служением, а материальной деятель-

ностью, не имеет никаких хороших качеств. Даже если он

преуспел в занятиях мистической йогой или честным трудом

содержит свою семью и всех родственников, он неизбежно

руководствуется идеями, порожденными его умом, а стало

быть, служит внешней энергии Господа. Откуда у такого че-

ловека возьмутся хорошие качества?» (Бхаг., 5.18.28). Иначе

говоря, у

Навигация:

Страница 22
Страница 21
-- Страница 20 --
Страница 19
Страница 18