Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 26 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 26

бросила такой упрек: «Ты — полная

противоположность Господу Шиве. Несмотря на то что Гос-

подь Шива наделен столькими достоинствами и не имеет ни

одного недостатка, ты все же нашел, к чему придраться и в

чем обвинить его. Приняв его достоинства за недостатки, ты

утратил право считаться возвышенной личностью и лишил-

ся всех своих добродетелей. Видя в других только хорошее,

человек становится великой душой, ты же, приняв достоин-

ства другого за пороки, стал самой падшей из всех падших

душ».

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Когда все было

готово к началу ягьи, и Дакша пришел на место жертвопри-

ношения, он увидел, что Господь Шива не встал и не выра-

зил ему почтения. Заметив это, Дакша страшно разгневался.

Сначала он принялся поносить Господа Шиву мысленно, а за-

тем стал осыпать его несправедливыми оскорблениями вслух.

Он начал с того, что Господь Шива грязен, что его всегда

сопровождают низкие, опустившиеся люди, и что найти его

чаще всего можно в крематории. Затем Дакша его проклял.

Он сказал, что Господь Шива лишится причитающейся ему

доли даров на жертвоприношениях. Это проклятие, впрочем,

совершенно не обеспокоило Господа Шиву.

Эта история может научить нас очень многому. Вайшнав

ведет себя не так, как обычные люди. Дакша проклинал Гос-

пода Шиву, но тот продолжал медитировать на лотосные сто-

пы Кришны. О вайшнавах говорят, что они очень терпели-

вы, и не мстят тем, кто их поносит, обманывает, проклинает,

беспокоит, презирает или даже пытается убить. Преданному

и в голову не приходит мстить. Почему? Потому что он по-

нимает: все происходит по воле Кришны. «Если меня про-

клинают или причиняют мне вред, — думает он, — очевидно

тому виной проступки, которые я когда-то совершил, и те-

перь Кришна наказывает меня». Преданный не винит в сво-

их бедах также и тех, кто его обманывает. Иногда у нас воз-

никает подозрение, что нас вводят в заблуждение, и спустя

некоторое время мы таки убеждаемся, что нас обманывали.

Первое, что приходит нам в голову, так это хорошенько про-

учить этого человека: «Уж я до тебя доберусь! Что ты во-

обще себе позволяешь? Я никому не позволю водить себя за

нос. Я тебе покажу!» Но преданные терпимы. Они не мстят,

даже если их обманывают.

* * *

Как-то раз Махараджа Парикшит пришел в обитель мудре-

ца Шамики Муни, который сидел в глубокой медитации, не

заметил царя и не уделил поэтому ему должного внимания.

Пылая гневом, Махарадж Парикшит повесил на шею муд-

реца мертвую змею и тут же удалился. Когда сын мудреца,

Шринги, вернулся и обнаружил на шее отца, все еще пре-

бывавшего в медитации, такое «украшение», он так разгне-

вался, что, не задумываясь, проклял Махараджу Парикшита

умереть через семь дней. Шамики Муни пришел в отчаянье,

когда узнал, что натворил его сын: «Как он мог проклясть

Махараджу Парикшита, великого святого царя! У Махара-

джи Парикшита нет ни одного недостатка. Даже если он и

сделал что-то не так, вероятно тому была веская причина».

Мудрец задумался, что можно сделать, чтобы избавить сына

от наказания за это несправедливое проклятие. Ему пришло

в голову, что если Махараджа Парикшит проклянет его сы-

на в ответ, у его сына появится какая-то надежда. Но, по-

думав еще немного, он понял, что Махарадж Парикшит ни-

когда не проклянет его сына, потому что преданные Господа

очень терпеливы и не мстят за себя, даже если их поносят,

обманывают, проклинают, беспокоят, презирают или даже

убивают. Поняв это, мудрец стал молиться Кришне, чтобы

Он простил его сына: «Пожалуйста, прости его. Если Ты не

простишь его, на что ему надеяться?»

Махарадж Парикшит был вполне способен сделать так,

чтобы проклятие сына Шамики Муни не сбылось, но он

не стал этого делать. Он не рассердился и не стал мстить

зарвавшемуся мальчишке. Что же он предпринял? Он оста-

вил свое царство, отказался от власти и роскоши, отправил-

ся на берег Ганги, встретил там своего духовного учителя,

Шукадеву Госвами, и спросил его: «Что должен делать тот,

кто стоит на пороге смерти?». Махарадж Парикшит смирил-

ся с тем, что ему скоро придется оставить этот мир и не со-

бирался этому противиться. Он не стал спрашивать своего

духовного учителя, как отомстить сыну мудреца и как изба-

виться от проклятия. Он встретил свою судьбу без негодова-

ния и протестов, потому что понял: это воля Кришны. Если

Кришна чего-то хочет, никто не сможет Ему помешать до-

биться Своего. Вайшнав это понимает, и поэтому никогда не

теряет присутствия духа. Он знает — за всем стоит Кришна.

Для того, кто видит Кришну во всем, и все в Нем, Господь

никогда не потерян, и он сам никогда не потерян для Госпо-

да. Вайшнав видит Кришну повсюду, и ему не о чем беспо-

коиться.

Господа Шиву проклятие Дакши совершенно не взволно-

вало, и ни на миг не нарушило его душевного равновесия.

К сожалению, о спутниках Господа Шиви этого сказать бы-

ло нельзя. Когда Нандишвара услышал, как проклинают его

господина, он пришел в гнев. «В собрании столько людей, на-

зывающих себя брахманами, — возмущался он, — и, тем не

менее, все они сидят и слушают, как Дакша оскорбляет Гос-

пода Шиву, и боятся сказать даже слово. Что же они за брах-

маны, если они могут молча слушать проклятия и оскорбле-

ния в адрес такого возвышенного ваишнава?» Нандишвара

не выдержал, и от души проклял их всех. Он не поскупился

на проклятия, и брахманы, в свою очередь, не остались в

долгу. На жертвенной арене начало твориться нечто невооб-

разимое. Хотя происходящее

Навигация:

Страница 28
Страница 27
-- Страница 26 --
Страница 25
Страница 24