не слишком огорчило Господа
Шиву, он, все же, был недоволен, и поэтому встал и ушел.
Он понимал, что Дакша вел себя совершенно неподобающим
образом, но, тем не менее, не затаил на него обиды. Тот, кто
развил в себе духовное видение, не ищет в окружающих не-
достатки, так как понимает, что в сердце каждого находится
Кришна. Он пытается помочь людям возвыситься до духов-
ного уровня. Иногда ему приходится указывать на недостат-
ки или даже наказывать, но не из враждебности, а из состра-
дания.
* * *
Гордый и завистливый человек не видит Кришну в серд-
цах других живых сущств, и не понимает, что искра созна-
ния Кришны теплится во всех живых существах. Он видит
в окружающих его людях одни недостатки, не обращая при
этом внимания на свои собственные — так ведь проще. Из-
за этой своей неистребимой склонности а также из-за пло-
хого общения он способен замечать в окружающих только
плохое. Вместо того, чтобы найти в человеке хорошее ка-
чество и помочь ему в полной мере это качество проявить,
он, ослепленный гордостью и завистью, отыскивает какой-
нибудь огрех, цепляется в него мертвой хваткой и раздува-
ет его так, что уже трудно разглядеть в человеке что-то хо-
рошее.
Мастером по этой части был Рамачандра Пури. Искать в
людях недостатки было смыслом его жизни. Он любил заяв-
ляться к кому-нибудь в гости без приглашения. Следует ска-
зать, что гостей, даже если они приходят без приглашения,
согласно ведической традиции принимать нужно хорошо —
усадить, принести еду и напитки, вести с ними приятную бе-
седу. Даже если к вам пришел враг, ему следует оказать та-
кой прием, чтобы он забыл о том, что его здесь не любят.
Рамачандра Пури часто захаживал в дома, где гостили сан-
нъяси, ел вместе со всеми, затем вставал и принимался раз-
носить добавку. Он накладывал так много прасада, что никто
не в силах был его съесть. Но Рамачандра Пури продолжал
раздавать добавку, уговаривая санньяси есь еще и еще. Ког-
да гости с трудом осиливали эти горы прасада, он принимал-
ся их ругать на чем свет стоит: «Только посмотрите, сколь-
ко вы съели! Мыслимо ли, чтобы санньяси так объедались!
Как вы будете держать данные вами обеты, если вы столько
едите?».
Рамачандра Пури был мастером по части критиканства.
Найти в человеке недостаток, а потом как следует его вы-
бранить, было его любимым занятием и смыслом его жизни.
Не обошел он вниманием и Верховную Личность Бога, Госпо-
да Чайтанью, несмотря на то, что Господь безупречен. Как-
то раз Рамачандра Пури вошел в комнату, где сидел Господь
Чайтанья, и увидел муравьев, ползающих по полу. «О! По-
смотрите, сколько кругом муравьев!—обрадовался он.—
Их так много, я уверен, потому, что кое-кто всю ночь напро-
лет объедается сладким. Ты, видно, пока ел, ронял крошки.
Что же Ты за санньяси!» Он во всех искал недостатки — да-
же в тех, в ком их не было. Таковы гордые люди.
Еще один искатель недостатков — Рамачандра Кхан. Его
грызла зависть к Харидасу Тхакуру, отреченому человеку и
возвышенному вайшнаву. Харидас Тхакур всегда слушал и
воспевал святые имена Господа, но черная завись толкала
Рамачандру Кхана приписывать Харидасу Тхакуру грехи, ко-
торых у того не было и в помине. Он считал, что сердце Ха-
ридаса Тхакура исполнено вожделения, а поскольку доказа-
тельств у него не было, он решил их раздобыть. «Я выведу
на чистую воду этого притворщика», — мечтал он. С этой
целью он отправился к женщинам легкого поведения и спро-
сил, которая из них возьмется соблазнить Харидаса Тхакура,
затем выбрал самую красивую и отправил ее в пещеру, где
Харидас Тхакур воспевал святые имена.
Рамачандра Кхан был уверен, что поступает правиль-
но. Харидасу Тхакуру поклонялись, его считали возвышен-
ным вайшнавом, и Рамачандра Кхан считал, что его долг от-
крыть людям глаза. Атмаван маньяне джагат — «Тот, кто
носит черные очки, считает, что весь мир погружен во мрак».
Очень краткое и емкое определение. «Если в моем сердце
вожделение, значит все окружающие охвачены похотью». Ра-
мачандра Кхан был уверен, что Харидас днем и ночью дума-
ет о женщинах, и поэтому решил вывести Харидаса на чис-
тую воду. Что же из этого вышло? Слава Харидаса Тхакура
только возросла, потому что он за три дня сделал из прос-
титутки великую преданную.
Каждый день она приходила в пещеру, где он жил, и
принималась его соблазнять, умоляя его вступить с ней в
связь и сопровождая свои речи красноречивыми жестами.
«О возвышенный Харидас, я пришла сюда лишь для того,
чтобы соединиться с тобой, пожалуйста, исполни мое жела-
ние», — уговаривала она его. Харидас Тхакур отвечал: «Хо-
рошо, присядь и подожди. Я закончу повторять свои круги
и выполню твою просьбу». Она сидела и ждала, а Харидас
повторял святые имена. Так и не дождавшись, она уходила, а
потом возвращалась снова. Каждый день она слушала святые
имена Господа, каждый день кланялась туласи, и на третий
день это принесло свои плоды — она очистилась, оставила
свое ремесло и попросила Харидаса Тхакура стать ее духов-
ным учителем. Повинуясь указанию Харидаса, она раздала
все свое имущество, вернулась в пещеру, где Харидас Тхакур
ежедневно воспевал триста тысяч святых имен, и осталась
там жить, повторяя, как и Харидас, каждый день по триста
тысяч святых имен. А Харидас Тхакур ушел. Вскоре люди,
живущие по соседству, узнали о великой вайшнави, прояв-
ляющей все качества возвышенной преданной. Они толпами
приходили к ней, чтобы получить дарилан, и увидев своими
глазами ее преданность