равновесия. Если кто-то обра-
щает внимание на наши недостатки, не нужно сразу прини-
мать его в штыки. Разберитесь сначала, может быть он прав.
Не будьте слишком гордыми, не артачьтесь и не занимайте
сразу же круговую оборону. С другой стороны тот, кто ука-
зывает на ошибки, должен помнить, что в его обязанности
входит помогать другим людям духовно развиваться, а это
возможно, только если он видит в них хорошее. Для того,
чтобы поправлять других людей, человек должен обладать
способностью замечать в них достоинства, и тогда он смо-
жет, подобно Господу Шиве, и исправлять, и наказывать. Но
если он не в состоянии увидеть в человеке ничего хорошего,
значит он сам далеко не безгрешен. Это очевидно. Не бро-
сайтесь камнями, если вы сами живете в стеклянном доме.
Если уж вы заметили в ком-то недостаток и вам непременно
хочется обратить на него внимание этого человека, скажите
о них тому, кто видит в этом человеке хорошее, но не стано-
витесь профессиональным искателем недостатков. Загляните
в свое сердце и подумайте, неужели вам так нравится искать
в других ошибки. Вы ведь хотите научиться видеть в людях
хорошее. Для этого нужно общаться с теми, кто на это спо-
собен и служить им, тогда, со временем, вы обретете такие
же качества, как и они. Но может случиться так, что человек
не находит таких людей в своем окружении. Что делать, ес-
ли вам кажется, что рядом с вами нет преданного, который
был бы более продвинут, чем вы сами? Нужно разобраться,
почему. Вспомните, какими качествами обладает возвышен-
ный преданный, и постарайтесь их найти. Старайтесь видеть
хорошее в тех, кто вас окружает, и тогда вам удастся прео-
долеть свою склонность искать недостатки.
Мы развиваем хорошие качества, общаясь с теми, у кого
они есть, и так развиваем свое сознание Кришны. Именно для
этого было создано Движение сознания Кришны — для того,
чтобы преданные могли правильно общаться друг с другом и
развиваться духовно. Но если мы общаемся с преданными и
в то же время завидуем им, мы не сможем общаться с ними
правильно. Зависть — порождение ложного эго, и она тол-
кает человека к падению. «Если принизить других, — дума-
ет завистник, — сам я буду казаться выше», — и он прини-
мается выискивать изъяны в человеке, стремясь сделать его
ниже в своих глазах и в глазах других людей. Разумеется, на
то, чтобы самому развиваться, у него уже нет ни времени,
ни сил. Да и зачем? Он и так рассчитывает выглядеть про-
двинутым: «Оцените мою духовную зрелость! Разве кто-ни-
будь из вас может сравниться со мной?» Вот до чего доходят
люди, которые не способны управлять своими чувствами и
умом и идут на поводу зависти, гордости и вожделения.
Тридцать принципов,
которым должен следовать каждый человек
Днепропетровск, январь 1998 года
Вот общие принципы, которым надлежит следовать челове-
ку: правдивость, милосердие, аскетизм (соблюдение постов
в определенные лунные дни), омовение дважды в день, тер-
пимость, умение распознавать, что хорошо, а что плохо, спо-
собность управлять умом и чувствами, ненасилие, целибат,
милосердие, чтение писаний, простота, удовлетворенность,
служение святым людям, постепенный отказ от ненужных
занятий, понимание тщетности деятельности человеческого
общества, молчаливость и серьезность, человек не должен
говорить лишнее, понимать, кем он является, телом или ду-
шой, раздавать пищу живым существам (как людям, так и
животным), видеть, что каждая душа (особенно пребываю-
щая в теле человека), это частичка Верховного Господа, слу-
шать о деяниях и наставлениях Верховной Личности Бога,
прибежища святых людей, рассказывать о них другим, пом-
нить о них, пытаться оказать Господу служение, поклонять-
ся Ему, предлагать поклоны, стать Его слугой, другом, от-
дать Ему всего себя. О царь Юдхиштхира, человек должен
обладать всеми этими тридцатью качествами. Так он может
удовлетворить Верховную Личность Бога.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: «Ранее Юдхиш-
тхира Махарадж спрашивал, каковы принципы религии, сле-
дуя которым достигают конечной цели жизни — преданного
служения. Он также хотел услышать о том, какие обязаннос-
ти существуют в человеческом обществе и что собой пред-
ставляет система социального и духовного роста, известная
как варнашрама-дхарма. Чтобы должным образом оценить
ответ, надо знать сам вопрос. Махарадж Юдхиштхира спра-
шивает, что способствует достижению уровня чистого пре-
данного служения, и свой ответ Нарада Муни начинает с
перечисления тридцати принципов, которым должны следо-
вать люди. В комментарии Шрила Прабхупада говорит: «Дви-
жение Сознания Кришны олицетворяет собой все тридцать
основных качеств, которыми должен обладать человек».
Шрила Прабхупада ожидал, что члены Движения Созна-
ния Кришны станут олицетворением этих качеств и при-
внесут их в общество, а общество, развивая эти качества,
поднимется до уровня преданного служения. Мы все несем
ответственность за то, чтобы люди приняли нормы челове-
ческой жизни, поэтому будет не лишним поговорить о них.
Этими тридцатью качествами должно обладать каждое живое
существо, находящееся в человеческой форме жизни. Мож-
но проверить, какими качествами из перечисленных трид-
цати обладают современные люди, и, таким образом, легко
определить, является ли общество, в котором мы живем, под-
линно человеческим. Современное общество не соответству-
ет нормам человеческой жизни — человека можно назвать
человеком, только если у него есть определенные качества.
Если образ его жизни не соответствует нормам, его нельзя
в полной мере считать человеком. Поэтому так важно знать,
что же представляют собой эти качества.
Могут сказать: «Раз Движение Сознания Кришны пол-
ностью трансцендентно, мы тоже трансцендентны, и нам со-
всем не обязательно соответствовать перечисленным нормам
человеческой жизни». Но Шрила Прабхупада так не думал и
никогда не одобрял подобный образ мыслей. Можно стать
цивилизованным человеком, слушая о развлечениях Верхов-
ной Личности Бога.
Игры Верховного