апсары по имени
Прамлоча с мудрецом Канду.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Всякий раз, когда какой-
нибудь великий мудрец начинает совершать суровые аскезы
во имя того, чтобы обрести могущество, Индру, владыку рая,
охватывает зависть. Все полубоги занимают ответственные
посты, управляя различными сферами вселенной, и имеют
огромный запас благочестивых поступков. Хотя это обыкно-
венные живые существа, они получили возможность занять
ответственные посты во вселенной и стать Господом Брах-
мой, Индрой, Чандрой или Варуной. Однако природа матери-
ального мира такова, что даже Индра, владыка рая, впадает
в беспокойство, когда какой-нибудь великий мудрец начинает
совершать суровые аскезы. Материальный мир так пропитан
завистью, что каждый из живущих в нем боится своего ближ-
него. Каждый бизнесмен опасается своих компаньонов, по-
тому что материальный мир — это поле деятельности злых
и завистливых людей, которые пришли сюда, чтобы состя-
заться в могуществе с Верховной Личностью Бога. Вот поче-
му Индра очень испугался, когда узнал, что великий мудрец
Канду совершает суровые аскезы, и послал к нему Прамлочу,
чтобы она помешала мудрецу исполнить свои обеты. То же
самое случилось с Вишвамитрой.
В шастрах описаны и другие случаи, из которых следу-
ет, что Индра всегда отличался завистью. Когда царь Притху
проводил жертвоприношения, которые по пышности превос-
ходили жертвоприношения Индры, того охватила зависть, и
он не дал царю Притху завершить их. Об этом уже говори-
лось в предыдущих главах. Царю Индре удалось заставить
великого мудреца Канду, которого пленила красота небесной
куртизанки Прамлочи, нарушить свой обет, и он зачал с ней
девочку. Как сказано в этом стихе, их дочь была очень краси-
вой и глаза ее напоминали лепестки лотоса. Исполнив свою
миссию, Прамлоча вернулась на райские планеты, оставив
новорожденного ребенка на попечение деревьям. К счастью,
деревья приняли девочку и согласились вырастить ее.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Здесь рассказы-
вается о том, какая участь постигла мудреца Канду, кото-
рый, хоть и славился своими аскезами, тем не менее пал
жертвой зависти царя Индры. Прабхупада объясняет, что
зависть охватывает Индру каждый раз, когда какой-нибудь
жаждущий материального могущества мудрец начинает со-
вершать суровые аскезы. Безусловно, истинная цель аскез не
в том, чтобы добиться чего-то материального, однако есть
все же многочисленные примеры того, как аскезы соверша-
лись именно ради этого, и пример с Прачетами наглядное
тому подтверждение. Повинуясь воле своего отца они тер-
пели суровые лишения и наконец получили потомство. Что
же касается мудреца Канду, он совершал свои аскезы, чтобы
обрести материальное могущество. Если кто-то подвергает
себя аскезам, рассчитывая получить что-нибудь материаль-
ное, он, по милости Господа, достигает желаемого резуль-
тата. Господь дает такому человеку все, чего он хочет, хотя
тот и поступает не очень разумно. В качестве примера здесь
можно привести Хираньякашипу, который поклонялся полу-
богам, желая получить от них определенные благословения.
Его суровые аскезы были направлены исключительно на до-
стижение материальных вещей.
Царь Индра неусыпно следил за Канду. Будучи царем не-
бесных планет, он очень дорожил этой должностью, которую
получил за свои благочестивые поступки. Царский трон да-
вал ему все: несметные богатства, власть, независимость, и
он все время боялся, что кто-нибудь превзойдет его и ста-
нет претендовать на его пост. Так, когда Притху Махарадж
собирался провести жертвоприношение коня, Индра воспре-
пятствовал ему, опасаясь, что благодаря жертвоприношению
он завоюет всеобщее признание и достигнет положения, рав-
ного его собственному. Индра просто не мог допустить, что-
бы Махарадж Притху достиг успеха в осуществлении своего
замысла, и поэтому, переодевшись, пришел на арену жерт-
воприношения и украл коня, предназначенного для соверше-
ния церемонии. Притху Махараджу не составило бы особого
труда вернуть коня обратно, однако Господь Брахма убедил
его не делать этого. Брахма сказал: «Не стоит беспокоить-
ся, когда с нами что-то происходит по воле провидения. Чем
упорнее мы стараемся исправить свое положение, тем глуб-
же погружаемся в адское сознание материальной жизни».
Шрила Прабхупада объясняет здесь, что полубоги — это
обычные дживы, которые просто занимают ответственные
посты и управляют делами вселенной, и что их намерения не
всегда чисты. Они — преданные, но не обязательно чистые.
Индра, например, неоднократно совершал серьезные ошиб-
ки в том числе во взаимоотношениях с Самим Кришной.
Тот, кто занимает положение Индры, отличается от обыч-
ной обусловленной души тем, что он преданный и поэтому,
провинившись, осознает свою ошибку и смиренно принима-
ет наказание от Господа. Так было и с Индрой, когда он
оскорбил своего духовного учителя, Брихаспати, не оказав
ему должного почтения. Индра раскаялся, осознал, что со-
вершил большую ошибку. Но Брихаспати исчез раньше, чем
Индра успел извиниться, и в результате Индра проиграл бит-
ву с демонами и лишился на время всего своего богатства.
Таким было наказание за его тяжелое оскорбление.
Богатство ведет к гордости, и поэтому быть богатым до-
статочно опасно. Зная это, преданный не печалится, когда
он в нужде. Он воспринимает свое трудное положение как
возможность избежать чрезмерной гордости и стать более
зависимым от Господа. Совсем иначе мыслит человек, кото-
рый утопает в роскоши. Он думает, что ему все подвласт-
но, что он всем управляет и ему незачем молиться Богу и
полагаться на Него. Гордые и завистливые люди не любят,
когда кто-нибудь превосходит их в чем-нибудь. Это демони-
ческие качества. Материальный мир переполнен завистью —
ведь сюда попадают те, кто завидует Кришне. Очистить свое
существование значит избавиться от зависти, от желания за-
нять положение Бога и подчинить себе или подавить всех
окружающих, с тем чтобы они не могли ни в чем тебя пре-
взойти.
Шрила Прабхупада говорил, что материальный мир так
пропитан завистью, что каждый из живущих в нем боится
своего ближнего. Каждый бизнесмен опасается своих ком-
паньонов, потому что материальный