Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 31 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 31

апсары по имени

Прамлоча с мудрецом Канду.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Всякий раз, когда какой-

нибудь великий мудрец начинает совершать суровые аскезы

во имя того, чтобы обрести могущество, Индру, владыку рая,

охватывает зависть. Все полубоги занимают ответственные

посты, управляя различными сферами вселенной, и имеют

огромный запас благочестивых поступков. Хотя это обыкно-

венные живые существа, они получили возможность занять

ответственные посты во вселенной и стать Господом Брах-

мой, Индрой, Чандрой или Варуной. Однако природа матери-

ального мира такова, что даже Индра, владыка рая, впадает

в беспокойство, когда какой-нибудь великий мудрец начинает

совершать суровые аскезы. Материальный мир так пропитан

завистью, что каждый из живущих в нем боится своего ближ-

него. Каждый бизнесмен опасается своих компаньонов, по-

тому что материальный мир — это поле деятельности злых

и завистливых людей, которые пришли сюда, чтобы состя-

заться в могуществе с Верховной Личностью Бога. Вот поче-

му Индра очень испугался, когда узнал, что великий мудрец

Канду совершает суровые аскезы, и послал к нему Прамлочу,

чтобы она помешала мудрецу исполнить свои обеты. То же

самое случилось с Вишвамитрой.

В шастрах описаны и другие случаи, из которых следу-

ет, что Индра всегда отличался завистью. Когда царь Притху

проводил жертвоприношения, которые по пышности превос-

ходили жертвоприношения Индры, того охватила зависть, и

он не дал царю Притху завершить их. Об этом уже говори-

лось в предыдущих главах. Царю Индре удалось заставить

великого мудреца Канду, которого пленила красота небесной

куртизанки Прамлочи, нарушить свой обет, и он зачал с ней

девочку. Как сказано в этом стихе, их дочь была очень краси-

вой и глаза ее напоминали лепестки лотоса. Исполнив свою

миссию, Прамлоча вернулась на райские планеты, оставив

новорожденного ребенка на попечение деревьям. К счастью,

деревья приняли девочку и согласились вырастить ее.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Здесь рассказы-

вается о том, какая участь постигла мудреца Канду, кото-

рый, хоть и славился своими аскезами, тем не менее пал

жертвой зависти царя Индры. Прабхупада объясняет, что

зависть охватывает Индру каждый раз, когда какой-нибудь

жаждущий материального могущества мудрец начинает со-

вершать суровые аскезы. Безусловно, истинная цель аскез не

в том, чтобы добиться чего-то материального, однако есть

все же многочисленные примеры того, как аскезы соверша-

лись именно ради этого, и пример с Прачетами наглядное

тому подтверждение. Повинуясь воле своего отца они тер-

пели суровые лишения и наконец получили потомство. Что

же касается мудреца Канду, он совершал свои аскезы, чтобы

обрести материальное могущество. Если кто-то подвергает

себя аскезам, рассчитывая получить что-нибудь материаль-

ное, он, по милости Господа, достигает желаемого резуль-

тата. Господь дает такому человеку все, чего он хочет, хотя

тот и поступает не очень разумно. В качестве примера здесь

можно привести Хираньякашипу, который поклонялся полу-

богам, желая получить от них определенные благословения.

Его суровые аскезы были направлены исключительно на до-

стижение материальных вещей.

Царь Индра неусыпно следил за Канду. Будучи царем не-

бесных планет, он очень дорожил этой должностью, которую

получил за свои благочестивые поступки. Царский трон да-

вал ему все: несметные богатства, власть, независимость, и

он все время боялся, что кто-нибудь превзойдет его и ста-

нет претендовать на его пост. Так, когда Притху Махарадж

собирался провести жертвоприношение коня, Индра воспре-

пятствовал ему, опасаясь, что благодаря жертвоприношению

он завоюет всеобщее признание и достигнет положения, рав-

ного его собственному. Индра просто не мог допустить, что-

бы Махарадж Притху достиг успеха в осуществлении своего

замысла, и поэтому, переодевшись, пришел на арену жерт-

воприношения и украл коня, предназначенного для соверше-

ния церемонии. Притху Махараджу не составило бы особого

труда вернуть коня обратно, однако Господь Брахма убедил

его не делать этого. Брахма сказал: «Не стоит беспокоить-

ся, когда с нами что-то происходит по воле провидения. Чем

упорнее мы стараемся исправить свое положение, тем глуб-

же погружаемся в адское сознание материальной жизни».

Шрила Прабхупада объясняет здесь, что полубоги — это

обычные дживы, которые просто занимают ответственные

посты и управляют делами вселенной, и что их намерения не

всегда чисты. Они — преданные, но не обязательно чистые.

Индра, например, неоднократно совершал серьезные ошиб-

ки в том числе во взаимоотношениях с Самим Кришной.

Тот, кто занимает положение Индры, отличается от обыч-

ной обусловленной души тем, что он преданный и поэтому,

провинившись, осознает свою ошибку и смиренно принима-

ет наказание от Господа. Так было и с Индрой, когда он

оскорбил своего духовного учителя, Брихаспати, не оказав

ему должного почтения. Индра раскаялся, осознал, что со-

вершил большую ошибку. Но Брихаспати исчез раньше, чем

Индра успел извиниться, и в результате Индра проиграл бит-

ву с демонами и лишился на время всего своего богатства.

Таким было наказание за его тяжелое оскорбление.

Богатство ведет к гордости, и поэтому быть богатым до-

статочно опасно. Зная это, преданный не печалится, когда

он в нужде. Он воспринимает свое трудное положение как

возможность избежать чрезмерной гордости и стать более

зависимым от Господа. Совсем иначе мыслит человек, кото-

рый утопает в роскоши. Он думает, что ему все подвласт-

но, что он всем управляет и ему незачем молиться Богу и

полагаться на Него. Гордые и завистливые люди не любят,

когда кто-нибудь превосходит их в чем-нибудь. Это демони-

ческие качества. Материальный мир переполнен завистью —

ведь сюда попадают те, кто завидует Кришне. Очистить свое

существование значит избавиться от зависти, от желания за-

нять положение Бога и подчинить себе или подавить всех

окружающих, с тем чтобы они не могли ни в чем тебя пре-

взойти.

Шрила Прабхупада говорил, что материальный мир так

пропитан завистью, что каждый из живущих в нем боится

своего ближнего. Каждый бизнесмен опасается своих ком-

паньонов, потому что материальный

Навигация:

Страница 33
Страница 32
-- Страница 31 --
Страница 30
Страница 29