Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 33 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 33

его

близких слуг и служить им». Находясь в обществе тех, о ком

говорится в этом стихе, мы можем быть защищены. В преды-

дущие эпохи, особенно в эпоху Притху Махараджа, каждый

выполнял служение, которое соответствовало его роду заня-

тий. Атмосфера, царившая в обществе, была весьма благо-

приятна для очищения: каждый имел возможность служить

брахманам и вайшнавам, и таким образом духовно совер-

шенствоваться, очищая свое сердце от материальных жела-

ний. Безусловно, атмосфера в обществе создается его лиде-

рами. Если лидеры общества духовно сильны и способны

создать условия, благоприятные для сотрудничества, тогда

члены этого общества смогут постепенно очиститься. Шри-

ла Прабхупада был именно таким, идеальным, лидером.

Очень интересна эта мысль — что нужно принять при-

бежище у истинного духовного учителя и его помощников и

служить им. Прабхупада утверждает, что помощники духов-

ного учителя — те, кто служит ему, — тоже достойны того,

чтобы им служили, и их покровительство тоже можно при-

нимать. Таким образом, общество преданных предоставляет

лучшее прибежище и лучшее общение. По милости предан-

ного мы продвигаемся в духовной жизни. Прабхупада гово-

рит здесь о важности служения, подчеркивая, что служить

преданным очень важно. В «Шримад-Бхагаватам» есть такой

стих:

нашта-прайешв абхадрешу

нитйам бхагавата-севайа

бхагаватй уттама-шлоке

бхактир бхавати наиштхики

«Благодаря регулярному посещению лекций по «Бхагаватам»

и служению чистому преданному все, что вызывает тревогу

в сердце, почти полностью уничтожается, и тогда любовное

служение Верховному Господу, воспеваемому в трансцендент-

ных песнях, становится необратимым» (Бхаг., 1.2.18). Суть та

же. Как сердце очищается? Оно очищается благодаря служе-

нию возвышенным личностям, преданным Господа. Без слу-

жения преданным невозможно приблизиться к Господу.

Ведическое общество — это то общество, живя в кото-

ром человек освобождает себя от необходимости рождаться

вновь. Таков истинный смысл слов «ведическое общество».

Освобождение, отречение — вот что должно быть целью жи-

вущих в нем. В конце жизни они должны вернуться домой, к

Богу. Целью общества должно быть духовное продвижение,

а не просто удовлетворение своих материальных потребнос-

тей. Служа преданным, можно избавить себя от нового рож-

дения. Необходимо и слушать о Кришне от преданного, и

служить преданному. В духовной жизни должно присутство-

вать и то, и другое. Это и есть идеальное общество по опре-

делению Шрилы Прабхупады.

Праджалпа

Лекция первая

«Бхактъялока» (глава 1.3, «Праджалпа»)

Одесса, 21 июля 1999 года

«Бесполезные разговоры крайне вредны. Серьез-

ный преданный должен говорить о Господе Хари

в обществе других преданных и размышлять в

уединенном месте об имени, форме, качествах, и

играх Хари, не растрачивая попусту свое время».

Я уже рассказывал в своих лекциях о праджалпе, но посколь-

ку многие преданные считают, что эти лекции очень помо-

гают им в духовной жизни, мы поговорим об этом еще раз.

Шрила Бхактивинода Тхакур в своей «Шри Бхактьялоке»,

комментарии на «Упадешамриту», рассмотрел шесть видов

деятельности, благоприятной для преданного служения, и

шесть видов деятельности, разрушающей его. Об одном из

видов деятельности, неблагоприятно влияющей на преданное

служение, а именно, о праджалпе, пойдет речь.

Сегодня утром Прахладананда Махарадж говорил о том,

что никого не следует критиковать без необходимости. Его

спросили: «А что такое необходимая критика?» Ответ Пра-

хладананды Махараджа был очень хорош, но я хочу прочесть

всестороннее и блестящее объяснение Бхактивиноды Тхаку-

ра, которое он дает в своей «Бхактьялоке». Те случаи, ког-

да критика допустима, мы рассмотрим попозже. Я знаю, что

вам не терпится услышать именно об этом, однако придется

подождать, потому что кроме критики есть другие разновид-

ности праджалпы, которые мы должны обсудить.

И Шрила Рупа Госвами в «Упадешамрите», и Шрила

Бхактивинода Тхакур в «Бхактьялоке», дают наставления

двух видов: предписывающие и запрещающие. Существует

деятельность, которая благоприятна для преданного служе-

ния, и деятельность, которая для него неблагоприятна. В сво-

их трудах вайшнавы-ачарьи обсуждают как один, так и дру-

гой вид деятельности. Принимая обет во время инициации,

мы обещаем, что не будем заниматься незаконным сексом,

не будем пить, курить, принимать наркотики, есть мясо и иг-

рать в азартные игры. Все это — запрещенная деятельность.

Помимо этого мы даем обет ежедневно повторять шестнад-

цать кругов мантры Харе Кришна. Такого рода деятельность

благоприятна для духовного прогресса. Если человек всегда

следует предписанным обязанностям, ему нет нужды беспо-

коиться о том, как воздержаться от запрещенной деятельнос-

ти. Иными словами, если бы мы говорили только о Кришне,

вопрос о том, как избавиться от праджалпы, никогда бы пе-

ред нами не возник. Мы бы отложили в сторону эту книгу в

недоумении : «К чему тратить время на то, чтобы обсуждать,

насколько вредна праджалпа? Кришна говорит в „Бхагавад-

Гите": сататам киртаянто мам — „Преданные всегда вос-

певают Мою славу" (Б.-г., 9.14). Поскольку вайшнавы, — ре-

шили бы мы, — говорят только о Кришне и праджалпой не

занимаются, доказывать ее вред излишне». Да, это так. Од-

нако, начинающие преданные склонны говорить о том, что

не связано с Кришной, и поэтому им полезно знать, что та-

кое посторонние разговоры. Зачем? Чтобы, поймав себя на

праджалпе, суметь вовремя остановиться: «Почему я говорю

об этом? Я не должен этого делать».

Бхактивинода Тхакур перечисляет в своей книге сле-

дующие виды праджалпы: бесполезные разговоры, споры,

сплетни, дискуссии, обсуждение недостатков других людей,

ложь, критика преданных и разговоры на мирские темы. За-

тем он описывает каждый вид праджалпы по отдельности,

начиная с бесполезных разговоров и сплетен.

Мы, несмотря на то, что отлично знаем, насколько не-

благоприятно критиковать преданных, зачастую находим се-

бе оправдания. Однако не любое оправдание можно считать

обоснованным. Бхактивинода Тхакур объясняет, что случаи,

когда критика оправдана, достаточно редки, и лишь немно-

гие могут позволить себе критиковать других.

Когда люди говорят между собой о чем-либо, это назы-

вается джалпана или праджалпа. Эти два слова очень

Навигация:

Страница 35
Страница 34
-- Страница 33 --
Страница 32
Страница 31