его
близких слуг и служить им». Находясь в обществе тех, о ком
говорится в этом стихе, мы можем быть защищены. В преды-
дущие эпохи, особенно в эпоху Притху Махараджа, каждый
выполнял служение, которое соответствовало его роду заня-
тий. Атмосфера, царившая в обществе, была весьма благо-
приятна для очищения: каждый имел возможность служить
брахманам и вайшнавам, и таким образом духовно совер-
шенствоваться, очищая свое сердце от материальных жела-
ний. Безусловно, атмосфера в обществе создается его лиде-
рами. Если лидеры общества духовно сильны и способны
создать условия, благоприятные для сотрудничества, тогда
члены этого общества смогут постепенно очиститься. Шри-
ла Прабхупада был именно таким, идеальным, лидером.
Очень интересна эта мысль — что нужно принять при-
бежище у истинного духовного учителя и его помощников и
служить им. Прабхупада утверждает, что помощники духов-
ного учителя — те, кто служит ему, — тоже достойны того,
чтобы им служили, и их покровительство тоже можно при-
нимать. Таким образом, общество преданных предоставляет
лучшее прибежище и лучшее общение. По милости предан-
ного мы продвигаемся в духовной жизни. Прабхупада гово-
рит здесь о важности служения, подчеркивая, что служить
преданным очень важно. В «Шримад-Бхагаватам» есть такой
стих:
нашта-прайешв абхадрешу
нитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке
бхактир бхавати наиштхики
«Благодаря регулярному посещению лекций по «Бхагаватам»
и служению чистому преданному все, что вызывает тревогу
в сердце, почти полностью уничтожается, и тогда любовное
служение Верховному Господу, воспеваемому в трансцендент-
ных песнях, становится необратимым» (Бхаг., 1.2.18). Суть та
же. Как сердце очищается? Оно очищается благодаря служе-
нию возвышенным личностям, преданным Господа. Без слу-
жения преданным невозможно приблизиться к Господу.
Ведическое общество — это то общество, живя в кото-
ром человек освобождает себя от необходимости рождаться
вновь. Таков истинный смысл слов «ведическое общество».
Освобождение, отречение — вот что должно быть целью жи-
вущих в нем. В конце жизни они должны вернуться домой, к
Богу. Целью общества должно быть духовное продвижение,
а не просто удовлетворение своих материальных потребнос-
тей. Служа преданным, можно избавить себя от нового рож-
дения. Необходимо и слушать о Кришне от преданного, и
служить преданному. В духовной жизни должно присутство-
вать и то, и другое. Это и есть идеальное общество по опре-
делению Шрилы Прабхупады.
Праджалпа
Лекция первая
«Бхактъялока» (глава 1.3, «Праджалпа»)
Одесса, 21 июля 1999 года
«Бесполезные разговоры крайне вредны. Серьез-
ный преданный должен говорить о Господе Хари
в обществе других преданных и размышлять в
уединенном месте об имени, форме, качествах, и
играх Хари, не растрачивая попусту свое время».
Я уже рассказывал в своих лекциях о праджалпе, но посколь-
ку многие преданные считают, что эти лекции очень помо-
гают им в духовной жизни, мы поговорим об этом еще раз.
Шрила Бхактивинода Тхакур в своей «Шри Бхактьялоке»,
комментарии на «Упадешамриту», рассмотрел шесть видов
деятельности, благоприятной для преданного служения, и
шесть видов деятельности, разрушающей его. Об одном из
видов деятельности, неблагоприятно влияющей на преданное
служение, а именно, о праджалпе, пойдет речь.
Сегодня утром Прахладананда Махарадж говорил о том,
что никого не следует критиковать без необходимости. Его
спросили: «А что такое необходимая критика?» Ответ Пра-
хладананды Махараджа был очень хорош, но я хочу прочесть
всестороннее и блестящее объяснение Бхактивиноды Тхаку-
ра, которое он дает в своей «Бхактьялоке». Те случаи, ког-
да критика допустима, мы рассмотрим попозже. Я знаю, что
вам не терпится услышать именно об этом, однако придется
подождать, потому что кроме критики есть другие разновид-
ности праджалпы, которые мы должны обсудить.
И Шрила Рупа Госвами в «Упадешамрите», и Шрила
Бхактивинода Тхакур в «Бхактьялоке», дают наставления
двух видов: предписывающие и запрещающие. Существует
деятельность, которая благоприятна для преданного служе-
ния, и деятельность, которая для него неблагоприятна. В сво-
их трудах вайшнавы-ачарьи обсуждают как один, так и дру-
гой вид деятельности. Принимая обет во время инициации,
мы обещаем, что не будем заниматься незаконным сексом,
не будем пить, курить, принимать наркотики, есть мясо и иг-
рать в азартные игры. Все это — запрещенная деятельность.
Помимо этого мы даем обет ежедневно повторять шестнад-
цать кругов мантры Харе Кришна. Такого рода деятельность
благоприятна для духовного прогресса. Если человек всегда
следует предписанным обязанностям, ему нет нужды беспо-
коиться о том, как воздержаться от запрещенной деятельнос-
ти. Иными словами, если бы мы говорили только о Кришне,
вопрос о том, как избавиться от праджалпы, никогда бы пе-
ред нами не возник. Мы бы отложили в сторону эту книгу в
недоумении : «К чему тратить время на то, чтобы обсуждать,
насколько вредна праджалпа? Кришна говорит в „Бхагавад-
Гите": сататам киртаянто мам — „Преданные всегда вос-
певают Мою славу" (Б.-г., 9.14). Поскольку вайшнавы, — ре-
шили бы мы, — говорят только о Кришне и праджалпой не
занимаются, доказывать ее вред излишне». Да, это так. Од-
нако, начинающие преданные склонны говорить о том, что
не связано с Кришной, и поэтому им полезно знать, что та-
кое посторонние разговоры. Зачем? Чтобы, поймав себя на
праджалпе, суметь вовремя остановиться: «Почему я говорю
об этом? Я не должен этого делать».
Бхактивинода Тхакур перечисляет в своей книге сле-
дующие виды праджалпы: бесполезные разговоры, споры,
сплетни, дискуссии, обсуждение недостатков других людей,
ложь, критика преданных и разговоры на мирские темы. За-
тем он описывает каждый вид праджалпы по отдельности,
начиная с бесполезных разговоров и сплетен.
Мы, несмотря на то, что отлично знаем, насколько не-
благоприятно критиковать преданных, зачастую находим се-
бе оправдания. Однако не любое оправдание можно считать
обоснованным. Бхактивинода Тхакур объясняет, что случаи,
когда критика оправдана, достаточно редки, и лишь немно-
гие могут позволить себе критиковать других.
Когда люди говорят между собой о чем-либо, это назы-
вается джалпана или праджалпа. Эти два слова очень