Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 32 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 32

мир это поле деятель-

ности злых и завистливых людей, которые пришли сюда, что-

бы состязаться в могуществе с Верховной Личностью Бога.

Они не понимают, что достигают того или иного положе-

ния не благодаря собственным способностям, а исключитель-

но по милости Господа. «Я смогу затмить всех», — думают

они, — «Нет никого умнее меня». Имея такой образ мыслей,

невозможно продвигаться в сознании Кришны, потому что

гордость и зависть несовместимы с духовным прогрессом.

Желая блага Своему преданному, Кришна поэтому милости-

во разрушает его гордость.

Шрила Прабхупада говорит здесь, что преданный испы-

тывает неподдельную радость, видя как Господь проливает

Свою милость на других людей. Жить в обществе предан-

ных — это идеальный способ избавиться от зависти, потому

что нам приходится учиться терпению, учиться прощать не-

достатки, учиться работать над собой и стараться развитиь

в себе смирение. Если же, из зависти, мы ищем в окружа-

ющих недостатки, то перестанете видеть их в себе. Лучший

способ закрыть глаза на собственные недостатки — сосредо-

точиться на недостатках окружающих.

Когда мы общаемся с преданными, нужно хотеть найти

в них хорошие качества и быть готовым простить им их не-

достатки. Прабхупада говорил, что нет смысла бранить чело-

века за его грязные руки, если он уже их моет. Какой смысл

обсуждать чужие недостатки, бороться с ними и строить коз-

ни, если у нас у самих полно недостатков?

Жить в обществе преданных — вот к чему мы стремим-

ся. Когда мы совместно служим Кришне, мы тем самым

учимся преодолевать свою склонность к мирскому соперни-

честву, учимся чувствовать себя счастливыми при виде того,

как другие получают милость и благословения. Истинный

вайшнав всегда рад помочь другим обогнать его на пути об-

ратно к Богу. Ему не приходится прилагать каких-то особых

усилий, чтобы Кришна его заметил и оценил. Он завоевыва-

ет Кришну своим смирением, своим сознанием Кришны.

Служение вайшнавам

Декабрь 1989 года, Бостон

«Шримад-Бхагаватам» 4.21.40

пумал лабхетанативелам атманах

прасидато `тйанта-шамам сватах свайам

йан-нитйа-самбандха-нишевайа татах

парам ким атрасти мукхам хавир-бхуджам

Постоянно служа брахманам и вайшнавам, человек очистит

свое сердце от материальной скверны. Так он обретет пол-

ное умиротворение, освободится от материальных привязан-

ностей и ощутит удовлетворение. В этом мире нет деятель-

ности, которая превосходила бы служение брахманам, ибо

такое служение доставляет удовольствие полубогам, кото-

рых люди стараются умилостивить, совершая многочислен-

ные жертвоприношения.

Комментарий Шрилы Прабхупады: В «Бхагавад-гите» (2.65)

сказано: прасаде сарва-духкханам ханир асйопаджайате. Из-

бежать страданий, сопутствующих материальной жизни, мо-

жет только тот, кто обрел самоудовлетворение, а для это-

го необходимо служить брахманам и вайшнавам. Вот почему

Шрила Нароттама дас Тхакур говорит:

тандера чарана севи бхакта-сане васа

джанаме джанаме хайа, эй абхилаша

«Я хочу жизнь за жизнью служить лотосным стопам ачарьев

и общаться с преданными». Только живя вместе с преданны-

ми и выполняя указания ачарьев, можно одухотворить свое

сознание. Духовный учитель — лучший из брахманов. В наше

время, в век Кали, очень трудно служить брахмана-куле, со-

словию брахманов. Согласно «Вараха-пуране», причина это-

го в том, что демоны, воспользовавшись преимуществами

Кали-юги, рождаются в семьях брахманов. Ракшасах калим

auipum.ua джайанте брахма-йонишу (Вараха-пурана). Иными

словами, в этот век многие так называемые кастовые брах-

маны и кастовые госвами, ссылаясь на иластры и пользуясь

доверчивостью простых людей, утверждают, что титул брах-

мана или вайшнава передается по наследству. Служение та-

ким мнимым брахмана-кулам не приносит никакой пользы.

Поэтому мы должны принять покровительство истинного ду-

ховного учителя и его ближайших сподвижников и служить

им. Такая деятельность поможет неофиту обрести полное

удовлетворение. Это очень хорошо объяснено в коммента-

рии Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура к сорок пер-

вому стиху второй главы «Бхагавад-гиты»: вйавасайатмика

буддхир экеха куру-нандана. Тот, кто, следуя совету Наротта-

мы даса Тхакура, придерживается всех регулирующих прин-

ципов бхакти-йоги, очень быстро обретает освобождение и,

как сказано в этом стихе, поднимается на трансцендентный

уровень (атйанта-шамам).

Особого внимания заслуживает употребленное в данном

стихе слово анативелам («незамедлительно»). Оно указывает

на то, что, просто служа брахманам и вайшнавам, можно об-

рести освобождение. Нет никакой необходимости подвергать

себя суровым аскезам и покаяниям. Яркий пример тому —

Нарада Муни. В прошлой жизни он был сыном простой слу-

жанки, но у него была возможность служить возвышенным

брахманам и вайшнавам, благодаря чему в следующей жизни

он не только обрел освобождение, но и прославился как вели-

чайший духовный учитель в цепи вайшнавской ученической

преемственности. Поэтому в ведическом обществе было при-

нято после проведения любого обряда угощать брахманов.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Притху Маха-

радж дает здесь наставления своим подданным. Он указывает

им на необходимость служить брахманам и вайшнавам, и та-

ким образом очищать свое сердце. Чтобы общество продви-

галось по пути духовности, в нем должны почитать вайшна-

вов и брахманов, и потому Притху Махарадж говорит свои

подданным: «Вы должны служить им, чтобы очистить свои

сердца от материальной скверны. Так вы достигнете уми-

ротворения, освободитесь от материальных привязанностей

и обретете полное удовлетворение». Конечно, в те времена

вайшнавами можно было назвать практически всех, потому

что все исполняли свои предписанные обязанности, как слу-

жение Господу. Каждый, будь то брахман, кшатрий, вайшья

или шудра, занимался деятельностью, соответствующей его

социальному положению и тем самым поклонялся Господу.

Притху Махарадж подчеркивает здесь, что необходимо слу-

жить брахманам и вайшнавам и почитать их, однако в ком-

ментарии Прабхупада предупреждает нас, что в Кали-югу

многие недостойные люди будут выдавать себя за брахма-

нов, считая, что получили этот титул по наследству. В дейст-

вительности, для того чтобы быть брахманом, нужно иметь

определенные качества.

Далее Шрила Прабхупада говорит о важности общения

с вайшнавами, преданными Господа. Он пишет: «Духовный

учитель — лучший из брахманов, поэтому мы должны при-

нять покровительство истинного духовного учителя и

Навигация:

Страница 34
Страница 33
-- Страница 32 --
Страница 31
Страница 30