мир это поле деятель-
ности злых и завистливых людей, которые пришли сюда, что-
бы состязаться в могуществе с Верховной Личностью Бога.
Они не понимают, что достигают того или иного положе-
ния не благодаря собственным способностям, а исключитель-
но по милости Господа. «Я смогу затмить всех», — думают
они, — «Нет никого умнее меня». Имея такой образ мыслей,
невозможно продвигаться в сознании Кришны, потому что
гордость и зависть несовместимы с духовным прогрессом.
Желая блага Своему преданному, Кришна поэтому милости-
во разрушает его гордость.
Шрила Прабхупада говорит здесь, что преданный испы-
тывает неподдельную радость, видя как Господь проливает
Свою милость на других людей. Жить в обществе предан-
ных — это идеальный способ избавиться от зависти, потому
что нам приходится учиться терпению, учиться прощать не-
достатки, учиться работать над собой и стараться развитиь
в себе смирение. Если же, из зависти, мы ищем в окружа-
ющих недостатки, то перестанете видеть их в себе. Лучший
способ закрыть глаза на собственные недостатки — сосредо-
точиться на недостатках окружающих.
Когда мы общаемся с преданными, нужно хотеть найти
в них хорошие качества и быть готовым простить им их не-
достатки. Прабхупада говорил, что нет смысла бранить чело-
века за его грязные руки, если он уже их моет. Какой смысл
обсуждать чужие недостатки, бороться с ними и строить коз-
ни, если у нас у самих полно недостатков?
Жить в обществе преданных — вот к чему мы стремим-
ся. Когда мы совместно служим Кришне, мы тем самым
учимся преодолевать свою склонность к мирскому соперни-
честву, учимся чувствовать себя счастливыми при виде того,
как другие получают милость и благословения. Истинный
вайшнав всегда рад помочь другим обогнать его на пути об-
ратно к Богу. Ему не приходится прилагать каких-то особых
усилий, чтобы Кришна его заметил и оценил. Он завоевыва-
ет Кришну своим смирением, своим сознанием Кришны.
Служение вайшнавам
Декабрь 1989 года, Бостон
«Шримад-Бхагаватам» 4.21.40
пумал лабхетанативелам атманах
прасидато `тйанта-шамам сватах свайам
йан-нитйа-самбандха-нишевайа татах
парам ким атрасти мукхам хавир-бхуджам
Постоянно служа брахманам и вайшнавам, человек очистит
свое сердце от материальной скверны. Так он обретет пол-
ное умиротворение, освободится от материальных привязан-
ностей и ощутит удовлетворение. В этом мире нет деятель-
ности, которая превосходила бы служение брахманам, ибо
такое служение доставляет удовольствие полубогам, кото-
рых люди стараются умилостивить, совершая многочислен-
ные жертвоприношения.
Комментарий Шрилы Прабхупады: В «Бхагавад-гите» (2.65)
сказано: прасаде сарва-духкханам ханир асйопаджайате. Из-
бежать страданий, сопутствующих материальной жизни, мо-
жет только тот, кто обрел самоудовлетворение, а для это-
го необходимо служить брахманам и вайшнавам. Вот почему
Шрила Нароттама дас Тхакур говорит:
тандера чарана севи бхакта-сане васа
джанаме джанаме хайа, эй абхилаша
«Я хочу жизнь за жизнью служить лотосным стопам ачарьев
и общаться с преданными». Только живя вместе с преданны-
ми и выполняя указания ачарьев, можно одухотворить свое
сознание. Духовный учитель — лучший из брахманов. В наше
время, в век Кали, очень трудно служить брахмана-куле, со-
словию брахманов. Согласно «Вараха-пуране», причина это-
го в том, что демоны, воспользовавшись преимуществами
Кали-юги, рождаются в семьях брахманов. Ракшасах калим
auipum.ua джайанте брахма-йонишу (Вараха-пурана). Иными
словами, в этот век многие так называемые кастовые брах-
маны и кастовые госвами, ссылаясь на иластры и пользуясь
доверчивостью простых людей, утверждают, что титул брах-
мана или вайшнава передается по наследству. Служение та-
ким мнимым брахмана-кулам не приносит никакой пользы.
Поэтому мы должны принять покровительство истинного ду-
ховного учителя и его ближайших сподвижников и служить
им. Такая деятельность поможет неофиту обрести полное
удовлетворение. Это очень хорошо объяснено в коммента-
рии Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура к сорок пер-
вому стиху второй главы «Бхагавад-гиты»: вйавасайатмика
буддхир экеха куру-нандана. Тот, кто, следуя совету Наротта-
мы даса Тхакура, придерживается всех регулирующих прин-
ципов бхакти-йоги, очень быстро обретает освобождение и,
как сказано в этом стихе, поднимается на трансцендентный
уровень (атйанта-шамам).
Особого внимания заслуживает употребленное в данном
стихе слово анативелам («незамедлительно»). Оно указывает
на то, что, просто служа брахманам и вайшнавам, можно об-
рести освобождение. Нет никакой необходимости подвергать
себя суровым аскезам и покаяниям. Яркий пример тому —
Нарада Муни. В прошлой жизни он был сыном простой слу-
жанки, но у него была возможность служить возвышенным
брахманам и вайшнавам, благодаря чему в следующей жизни
он не только обрел освобождение, но и прославился как вели-
чайший духовный учитель в цепи вайшнавской ученической
преемственности. Поэтому в ведическом обществе было при-
нято после проведения любого обряда угощать брахманов.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Притху Маха-
радж дает здесь наставления своим подданным. Он указывает
им на необходимость служить брахманам и вайшнавам, и та-
ким образом очищать свое сердце. Чтобы общество продви-
галось по пути духовности, в нем должны почитать вайшна-
вов и брахманов, и потому Притху Махарадж говорит свои
подданным: «Вы должны служить им, чтобы очистить свои
сердца от материальной скверны. Так вы достигнете уми-
ротворения, освободитесь от материальных привязанностей
и обретете полное удовлетворение». Конечно, в те времена
вайшнавами можно было назвать практически всех, потому
что все исполняли свои предписанные обязанности, как слу-
жение Господу. Каждый, будь то брахман, кшатрий, вайшья
или шудра, занимался деятельностью, соответствующей его
социальному положению и тем самым поклонялся Господу.
Притху Махарадж подчеркивает здесь, что необходимо слу-
жить брахманам и вайшнавам и почитать их, однако в ком-
ментарии Прабхупада предупреждает нас, что в Кали-югу
многие недостойные люди будут выдавать себя за брахма-
нов, считая, что получили этот титул по наследству. В дейст-
вительности, для того чтобы быть брахманом, нужно иметь
определенные качества.
Далее Шрила Прабхупада говорит о важности общения
с вайшнавами, преданными Господа. Он пишет: «Духовный
учитель — лучший из брахманов, поэтому мы должны при-
нять покровительство истинного духовного учителя и