Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 34 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 34

похожи

по смыслу. Обычно мы думаем, что праджалпа — это что-

то плохое, однако Бхактивинода Тхакур в своей книге упо-

минает и благоприятную праджалпу. Слова праджалпа или

джалпана означают просто беседу двух людей. Проблема в

том, что в нынешний безбожный век атеизм распространен

настолько широко, что люди в основном говорят на далекие

от духовных вопросов темы — такова особенность нашего

времени. Как только люди собираются вместе, они немедлен-

но начинают говорить о мирских делах. Для серьезного пре-

данного неблагоприятно заниматься такой джалпаной. И все

же, определенного рода джалпана рекомендована в практике

преданного служения. Бхактивинода Тхакур цитирует Рупу

Госвами: «Если человек, пусть даже самый отвратительный,

повторяет святое имя Господа и достигает уровня намабхасы

или хотя бы проблеска безоскорбительного воспевания, он

избавляется от всех недостатков, и Господь проявляет к нему

благосклонность». И киртан, и вознесение молитв, и чтение

писаний относятся к джалпане. Тот, кто отбрасывает свои

материальные желания и в правильном умонастроении по-

свящает себя такой джалпане, сможет развить в себе созна-

ние Кришны. Поэтому нужно тщательно избегать всех ви-

дов праджалпы, которые мешают преданному служению, и

практиковать те из них, которые ему благоприятствуют.

Благоприятная джалпана, если осуществлять ее в пра-

вильном умонастроении, помогает развивать сознание Криш-

ны. Этот путь был установлен махаджанами, которые на соб-

ственном безукоризненном примере учили, что нет нужды

давать обет мауны и всю жизнь хранить молчание, нужно

говорить о Кришне.

В следующей части своего эссе Бхактивинода Тхакур

рассказывает о сторонниках мауны, людях, которые счита-

ют, что молчание является методом духовного продвижения.

Священные писания часто упоминают мауну и рекомендуют

соблюдать ее. Но люди гордые и тщеславные считают, что

говорить о Кришне — метод менее возвышенный, чем мауна.

Шрила Прабхупада упоминает в своих комментариях о таких

людях: они отправляются в уединенное место и соблюдают

обет молчания. Если у них спрашивают о чем-либо, они до-

стают доску, которую постоянно носят с собой, и пишут на

ней ответ. Как правило, эти люди практикуют мауну лишь

для того, чтобы прославиться. Шрила Бхактивинода Тхакур

цитирует Рупу Госвами, Прахладу Махараджа, Шукадеву Го-

свами, Вьясадева, Шри Чайтанью Махапрабху. Все они учи-

ли нас тому, что говорить о Кришне — самый лучший путь.

Иногда возгордившиеся преданные думают, что нужно ис-

ключить любую праджалпу, но мы — последователи Рупы

Госвами, и обязаны придерживаться пути, который указали

нам садху, следующие его наставлениям.

Затем Бхактивинода Тхакур ссылается на стих из «Скан-

да Пураны», которую приводит в «Бхакти-расамрита-синдху»

Рупа Госвами.

са мригйах шрейасам хетух

пантхах сантапа-варджитах

анавапта-шрамам пурве

йена сайтах пратистхире

«Человек должен строго следовать пути, который был ука-

зан махаджанами. Он дарует величайшее благо и освобож-

дает от страданий».

В другом разделе «Бхактьялоки» автор еще раз возвращается

к этому, но уже более подробно. Он говорит, что после полу-

чения инициации и наставлений от истинного духовного учи-

теля, ученик, которому выпала такая удача, должен следовать

указаниям садху. Лишь те, кто ослеплен гордостью, отверга-

ют наставления учителей и создают ложные учения. Такие

люди идут ошибочным путем и неизбежно разрушают свою

духовную жизнь. Таков их удел. Побуждаемые гордостью,

они думают: «Я вполне способен создать свою собственную

философию. Зачем мне следовать проторенным путем? Это

так неоригинально. Если я стану родоначальником новой те-

ории, людей это заинтересует, и у меня будут толпы почита-

телей». Но духовный путь не изобретают, его принимают та-

ким, каков он есть. Лишь тщеславные и гордые усердствуют

в создании новых путей и обманывают невежественных лю-

дей, мудрые же оставляют гордость и следуют путями, ко-

торые установили ачарьи. Бхактивинода Тхакур подчеркива-

ет, что следовать по пути, указанному махаджанами, очень

важно.

Неблагоприятная праджалпа — серьезное препятствие

на пути преданного служения. Мы уже перечисляли ее раз-

новидности: бесполезные разговоры, споры, сплетни, дискус-

сии, поиск недостатков в других, ложь, критика преданных

и мирские разговоры.

Бесполезные разговоры крайне вредны. Серьезный предан-

ный должен говорить о Господе Хари в обществе других

преданных, размышлять в уединенном месте об имени, фор-

ме, качествах, и играх Хари, не растрачивая попусту свое

время. В „Бхагавад-гите" говорится:

ахам сарвасья прабхаво

маттах сарвам правартате

ити матеа бхаджанте мам

будха бхава-саманвитах

мач-читта мад-гата-прана

бодхайантах парашпарам

катхайанташ ча мам нитйам

тушйанти ча раманти ча

«Я — источник всех духовных и материальных миров. Все

исходит из Меня. Мудрецы, в совершенстве знающие это,

посвящают себя преданному служению Мне и поклоняются

Мне всем сердцем» (Б.-г., 10.8). И еще одна цитата из деся-

той главы: «Мысли Моих чистых преданных погружены в

Меня, они полностью посвятили Мне свою жизнь и испы-

тывают огромное блаженство, просвещая друг друга и бесе-

дуя обо Мне» (Б.-г., 10.9).

сататам киртаянто мам

ятанташ ча дридха-вратах

намасьянташ ча мам бхактья

нитья-юкта упасате

«Всегда воспевая Мою славу, прилагая усилия с великой

решимостью, склоняясь передо Мной, эти великие души

постоянно поклоняются Мне с преданностью» (Б.-г., 9.14).

Основываясь на этих наставлениях, преданный должен взра-

щивать в себе бескорыстную преданность. До тех пор, по-

ка человек не перестанет проводить дни и ночи в бесполез-

ной болтовне с материалистами, он не сможет выполнить

наставление Господа всегда воспевать Его славу. Что каса-

ется газет, то в них обычно печатают всякую ерунду, и чи-

тать их для преданного значит попусту тратить время. Од-

нако если в газете пишут о деятельности чистых преданных,

ее можно читать.

Есть одна история о христианских миссионерах и о шахтерах,

которые любили читать газеты. Прабхупада рассказывал ее

очень смешно и живо. Сомневаюсь, что у меня так полу-

чится.

Однажды христианские миссионеры отправились про-

поведовать. Они приехали в город, где жили в основном

шахтеры, и стали рассказывать им об Иисусе Христе. Но

шахтеры никогда раньше не читали Библию и об Иисусе

Христе ничего не знали. «Какой у него

Навигация:

Страница 36
Страница 35
-- Страница 34 --
Страница 33
Страница 32