похожи
по смыслу. Обычно мы думаем, что праджалпа — это что-
то плохое, однако Бхактивинода Тхакур в своей книге упо-
минает и благоприятную праджалпу. Слова праджалпа или
джалпана означают просто беседу двух людей. Проблема в
том, что в нынешний безбожный век атеизм распространен
настолько широко, что люди в основном говорят на далекие
от духовных вопросов темы — такова особенность нашего
времени. Как только люди собираются вместе, они немедлен-
но начинают говорить о мирских делах. Для серьезного пре-
данного неблагоприятно заниматься такой джалпаной. И все
же, определенного рода джалпана рекомендована в практике
преданного служения. Бхактивинода Тхакур цитирует Рупу
Госвами: «Если человек, пусть даже самый отвратительный,
повторяет святое имя Господа и достигает уровня намабхасы
или хотя бы проблеска безоскорбительного воспевания, он
избавляется от всех недостатков, и Господь проявляет к нему
благосклонность». И киртан, и вознесение молитв, и чтение
писаний относятся к джалпане. Тот, кто отбрасывает свои
материальные желания и в правильном умонастроении по-
свящает себя такой джалпане, сможет развить в себе созна-
ние Кришны. Поэтому нужно тщательно избегать всех ви-
дов праджалпы, которые мешают преданному служению, и
практиковать те из них, которые ему благоприятствуют.
Благоприятная джалпана, если осуществлять ее в пра-
вильном умонастроении, помогает развивать сознание Криш-
ны. Этот путь был установлен махаджанами, которые на соб-
ственном безукоризненном примере учили, что нет нужды
давать обет мауны и всю жизнь хранить молчание, нужно
говорить о Кришне.
В следующей части своего эссе Бхактивинода Тхакур
рассказывает о сторонниках мауны, людях, которые счита-
ют, что молчание является методом духовного продвижения.
Священные писания часто упоминают мауну и рекомендуют
соблюдать ее. Но люди гордые и тщеславные считают, что
говорить о Кришне — метод менее возвышенный, чем мауна.
Шрила Прабхупада упоминает в своих комментариях о таких
людях: они отправляются в уединенное место и соблюдают
обет молчания. Если у них спрашивают о чем-либо, они до-
стают доску, которую постоянно носят с собой, и пишут на
ней ответ. Как правило, эти люди практикуют мауну лишь
для того, чтобы прославиться. Шрила Бхактивинода Тхакур
цитирует Рупу Госвами, Прахладу Махараджа, Шукадеву Го-
свами, Вьясадева, Шри Чайтанью Махапрабху. Все они учи-
ли нас тому, что говорить о Кришне — самый лучший путь.
Иногда возгордившиеся преданные думают, что нужно ис-
ключить любую праджалпу, но мы — последователи Рупы
Госвами, и обязаны придерживаться пути, который указали
нам садху, следующие его наставлениям.
Затем Бхактивинода Тхакур ссылается на стих из «Скан-
да Пураны», которую приводит в «Бхакти-расамрита-синдху»
Рупа Госвами.
са мригйах шрейасам хетух
пантхах сантапа-варджитах
анавапта-шрамам пурве
йена сайтах пратистхире
«Человек должен строго следовать пути, который был ука-
зан махаджанами. Он дарует величайшее благо и освобож-
дает от страданий».
В другом разделе «Бхактьялоки» автор еще раз возвращается
к этому, но уже более подробно. Он говорит, что после полу-
чения инициации и наставлений от истинного духовного учи-
теля, ученик, которому выпала такая удача, должен следовать
указаниям садху. Лишь те, кто ослеплен гордостью, отверга-
ют наставления учителей и создают ложные учения. Такие
люди идут ошибочным путем и неизбежно разрушают свою
духовную жизнь. Таков их удел. Побуждаемые гордостью,
они думают: «Я вполне способен создать свою собственную
философию. Зачем мне следовать проторенным путем? Это
так неоригинально. Если я стану родоначальником новой те-
ории, людей это заинтересует, и у меня будут толпы почита-
телей». Но духовный путь не изобретают, его принимают та-
ким, каков он есть. Лишь тщеславные и гордые усердствуют
в создании новых путей и обманывают невежественных лю-
дей, мудрые же оставляют гордость и следуют путями, ко-
торые установили ачарьи. Бхактивинода Тхакур подчеркива-
ет, что следовать по пути, указанному махаджанами, очень
важно.
Неблагоприятная праджалпа — серьезное препятствие
на пути преданного служения. Мы уже перечисляли ее раз-
новидности: бесполезные разговоры, споры, сплетни, дискус-
сии, поиск недостатков в других, ложь, критика преданных
и мирские разговоры.
Бесполезные разговоры крайне вредны. Серьезный предан-
ный должен говорить о Господе Хари в обществе других
преданных, размышлять в уединенном месте об имени, фор-
ме, качествах, и играх Хари, не растрачивая попусту свое
время. В „Бхагавад-гите" говорится:
ахам сарвасья прабхаво
маттах сарвам правартате
ити матеа бхаджанте мам
будха бхава-саманвитах
мач-читта мад-гата-прана
бодхайантах парашпарам
катхайанташ ча мам нитйам
тушйанти ча раманти ча
«Я — источник всех духовных и материальных миров. Все
исходит из Меня. Мудрецы, в совершенстве знающие это,
посвящают себя преданному служению Мне и поклоняются
Мне всем сердцем» (Б.-г., 10.8). И еще одна цитата из деся-
той главы: «Мысли Моих чистых преданных погружены в
Меня, они полностью посвятили Мне свою жизнь и испы-
тывают огромное блаженство, просвещая друг друга и бесе-
дуя обо Мне» (Б.-г., 10.9).
сататам киртаянто мам
ятанташ ча дридха-вратах
намасьянташ ча мам бхактья
нитья-юкта упасате
«Всегда воспевая Мою славу, прилагая усилия с великой
решимостью, склоняясь передо Мной, эти великие души
постоянно поклоняются Мне с преданностью» (Б.-г., 9.14).
Основываясь на этих наставлениях, преданный должен взра-
щивать в себе бескорыстную преданность. До тех пор, по-
ка человек не перестанет проводить дни и ночи в бесполез-
ной болтовне с материалистами, он не сможет выполнить
наставление Господа всегда воспевать Его славу. Что каса-
ется газет, то в них обычно печатают всякую ерунду, и чи-
тать их для преданного значит попусту тратить время. Од-
нако если в газете пишут о деятельности чистых преданных,
ее можно читать.
Есть одна история о христианских миссионерах и о шахтерах,
которые любили читать газеты. Прабхупада рассказывал ее
очень смешно и живо. Сомневаюсь, что у меня так полу-
чится.
Однажды христианские миссионеры отправились про-
поведовать. Они приехали в город, где жили в основном
шахтеры, и стали рассказывать им об Иисусе Христе. Но
шахтеры никогда раньше не читали Библию и об Иисусе
Христе ничего не знали. «Какой у него