самих
Рупу и Санатану Госвами!» Так он надеялся снискать уваже-
ние окружающих. Увидев его как-то раз за этим занятием,
Джива Госвами подумал: «Быть такого не может. Этот глу-
пец не мог победить Рупу и Санатану». Он решил, что дол-
жен защитить их репутацию, вызвал этого пандита на спор
и разбил наголову. Поражение было таким сокрушительным,
что пандит едва не оставил тело от горя.
Как правило, собственный престиж мало волнует вай-
шнава, но он всегда готов защитить репутацию другого вай-
шнава. Джива Госвами спорил, чтобы сохранить репутацию
Рупы и Санатаны, и этот спор не был бесполезной тратой
времени. Обычно любителей споров интересует одно — по-
беда, им безразлична сиддханта. Стремясь одержать над про-
тивником верх, они средств не выбирают. Яркий тому при-
мер — политики. В пылу полемики они начинаю поливать
друг друга грязью, и кому-то приходится брать на себя роль
арбитра и урезонивать их.
Когда на улице двое начинают спорить, не проходит и
минуты, как появляется толпа зевак — поглазеть на это зре-
лище. Если спорщиков пытаются утихомирить, любопытных
только прибавляется. Такова человеческая природа. Все хо-
тят знать, что происходит. Когда я учился в школе, у нас бы-
ло принято драться после занятий. Если намечалась драка,
новость облетала школу в мгновение ока: «Ты слышал, сего-
дня будут драться!» У нас было специальное место, где про-
исходили драки, и после занятий школьники толпами устрем-
лялись туда, чтобы посмотреть, чья же возьмет.
То же самое происходило в Навадвипе во времена Госпо-
да Чайтаньи. Разница лишь в том, что школьники не дрались,
а спорили. Сначала они задирали друг друга: «Мой учитель
лучше, чем твой! Я знаю больше, чем ты, и поэтому запросто
одержу над тобой верх!» Его друзья из-за спины поддакивали:
«Да, да, наш учитель лучше!» Каждая из сторон выдвигала
своего представителя, и дискуссия начиналась. Предметом
этих споров было все, что изучалось тогда в школах: сан-
скритская грамматика, логика и тому подобное.
Самым искусным спорщиком, конечно же, был Нимай
Пандит, такова была Его лила. В то время споры были очень
популярны, и Господь намеревался стать в этом лучшим и
привлечь к Себе внимание людей. Его удивительный план
состоял в том, чтобы сначала пленить их, а потом сделать
Своими последователями и привести к прославлению Госпо-
да, к преданному служению Ему.
Продолжая тему праджалпы, я прочту один небольшой
отрывок из «Чайтанья-Бхагаваты», в котором Вриндаван
дас Тхакур рассказывает, как спорил Господь Чайтанья в
бытность Свою пандитом. Для вайшнавов Нимай был Госпо-
дом, которому они поклонялись. Являя свои юношеские иг-
ры, Господь Гаурасундара вел Себя как самоуверенный пан-
дит, каких в Навадвипе было множество, и не раскрывал
Свою божественную природу. Вайшнавы не догадывались,
что Он — Верховный Господь, но все равно любили Его. Им
не нравилось, что Он так горд и самоуверен, но они ничего
не могли с собой поделать.
В то время вайшнавов было не так уж много. Лишь те,
кто пришли непосредственно перед явлением Господа Чай-
таньи, были настоящими вайшнавами. Все они родились в
разных местах, но затем съехались в Навадвипу, ожидая яв-
ления Господа. Однако когда Господь пришел, они не узна-
ли Его. Им было известно, что Господь явился, они видели
божественные знаки на теле Господа Чайтаньи, но, находясь
под покровом Его йога-майи, они Его не узнавали. Друг
другу они говорили: «Ох уж этот Нимай Пандит! У него
столько замечательных качеств! Если бы Он стал предан-
ным, мы посвятили бы ему свои жизни». Иногда Нимай Пан-
дит затевал дебаты и с ними. Это было нелегко, потому что
преданные всячески уклонялись от споров. Господь пытался
спровоцировать их, и когда у Него ничего не получалось, де-
лал вид, что сердится. Однако на самом деле Он был очень
счастлив, потому что способствовал прославлению Своих
преданных.
Когда Господь Чайтанья гулял по Навадвипе, встречав-
шие Его материалисты, которым поведение Господа очень
нравилось, кричали: «Слава Тебе! Слава!» Между собой они
расхваливали Его на все лады: «Только посмотрите, как Он
уверен в Себе». Глядя на Него, они были просто счастливы:
«Он — лучший из материалистов. Бедность и несчастья ни-
когда не коснутся Его родителей!»
Женщины считали, что Он — сам Камадев. Спорщиков
и оскорбителей Он повергал в трепет, как если бы Он был
самим олицетворением Ямараджа. Ваишнавы же, глядя на
Него, и радовались, и печалились: «Нимай Пандит красив,
но Его не привлекают игры Кришны. Какой смысл во всей
Его учености? Он по-прежнему тратит время зря».
Так, с помощью йога-майи, Господь вводил Своих пре-
данных в заблуждение. Не понимая, что Он является Самим
Верховным Господом, они пытались увещевать Его: «Ты по-
свящаешь столько времени образованию, но что в этом про-
ку?» Слушая Своих слуг, Господь улыбался и отвечал: «Я так
рад, что вы даете Мне наставления». Господь с удовольстви-
ем играл роль ученого, и даже самые близкие из Его слуг
не могли разгадать Его истинную сущность. Что тогда гово-
рить о других? Как могли они понять, кем Он был?
В Навадвипу стекались люди со всех концов света: там
были и ученые, и ваишнавы. Много вайшнавов приходило из
Чатурграма, чтобы побеседовать в уединенном месте на бе-
регу Ганги. По воле Господа они пришли в этот мир, и теперь
жили в Навадвипе в уединении, отрекшись от мира, и сокро-
венные беседы о Кришне были их утешением. Их уединение
было вынужденным, поскольку в то время их проповедь не
пользовалась успехом и никто не хотел их слушать. Прене-
брежение материалистов очень огорчало преданных, и они
находили утешение только в