Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 36 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 36

самих

Рупу и Санатану Госвами!» Так он надеялся снискать уваже-

ние окружающих. Увидев его как-то раз за этим занятием,

Джива Госвами подумал: «Быть такого не может. Этот глу-

пец не мог победить Рупу и Санатану». Он решил, что дол-

жен защитить их репутацию, вызвал этого пандита на спор

и разбил наголову. Поражение было таким сокрушительным,

что пандит едва не оставил тело от горя.

Как правило, собственный престиж мало волнует вай-

шнава, но он всегда готов защитить репутацию другого вай-

шнава. Джива Госвами спорил, чтобы сохранить репутацию

Рупы и Санатаны, и этот спор не был бесполезной тратой

времени. Обычно любителей споров интересует одно — по-

беда, им безразлична сиддханта. Стремясь одержать над про-

тивником верх, они средств не выбирают. Яркий тому при-

мер — политики. В пылу полемики они начинаю поливать

друг друга грязью, и кому-то приходится брать на себя роль

арбитра и урезонивать их.

Когда на улице двое начинают спорить, не проходит и

минуты, как появляется толпа зевак — поглазеть на это зре-

лище. Если спорщиков пытаются утихомирить, любопытных

только прибавляется. Такова человеческая природа. Все хо-

тят знать, что происходит. Когда я учился в школе, у нас бы-

ло принято драться после занятий. Если намечалась драка,

новость облетала школу в мгновение ока: «Ты слышал, сего-

дня будут драться!» У нас было специальное место, где про-

исходили драки, и после занятий школьники толпами устрем-

лялись туда, чтобы посмотреть, чья же возьмет.

То же самое происходило в Навадвипе во времена Госпо-

да Чайтаньи. Разница лишь в том, что школьники не дрались,

а спорили. Сначала они задирали друг друга: «Мой учитель

лучше, чем твой! Я знаю больше, чем ты, и поэтому запросто

одержу над тобой верх!» Его друзья из-за спины поддакивали:

«Да, да, наш учитель лучше!» Каждая из сторон выдвигала

своего представителя, и дискуссия начиналась. Предметом

этих споров было все, что изучалось тогда в школах: сан-

скритская грамматика, логика и тому подобное.

Самым искусным спорщиком, конечно же, был Нимай

Пандит, такова была Его лила. В то время споры были очень

популярны, и Господь намеревался стать в этом лучшим и

привлечь к Себе внимание людей. Его удивительный план

состоял в том, чтобы сначала пленить их, а потом сделать

Своими последователями и привести к прославлению Госпо-

да, к преданному служению Ему.

Продолжая тему праджалпы, я прочту один небольшой

отрывок из «Чайтанья-Бхагаваты», в котором Вриндаван

дас Тхакур рассказывает, как спорил Господь Чайтанья в

бытность Свою пандитом. Для вайшнавов Нимай был Госпо-

дом, которому они поклонялись. Являя свои юношеские иг-

ры, Господь Гаурасундара вел Себя как самоуверенный пан-

дит, каких в Навадвипе было множество, и не раскрывал

Свою божественную природу. Вайшнавы не догадывались,

что Он — Верховный Господь, но все равно любили Его. Им

не нравилось, что Он так горд и самоуверен, но они ничего

не могли с собой поделать.

В то время вайшнавов было не так уж много. Лишь те,

кто пришли непосредственно перед явлением Господа Чай-

таньи, были настоящими вайшнавами. Все они родились в

разных местах, но затем съехались в Навадвипу, ожидая яв-

ления Господа. Однако когда Господь пришел, они не узна-

ли Его. Им было известно, что Господь явился, они видели

божественные знаки на теле Господа Чайтаньи, но, находясь

под покровом Его йога-майи, они Его не узнавали. Друг

другу они говорили: «Ох уж этот Нимай Пандит! У него

столько замечательных качеств! Если бы Он стал предан-

ным, мы посвятили бы ему свои жизни». Иногда Нимай Пан-

дит затевал дебаты и с ними. Это было нелегко, потому что

преданные всячески уклонялись от споров. Господь пытался

спровоцировать их, и когда у Него ничего не получалось, де-

лал вид, что сердится. Однако на самом деле Он был очень

счастлив, потому что способствовал прославлению Своих

преданных.

Когда Господь Чайтанья гулял по Навадвипе, встречав-

шие Его материалисты, которым поведение Господа очень

нравилось, кричали: «Слава Тебе! Слава!» Между собой они

расхваливали Его на все лады: «Только посмотрите, как Он

уверен в Себе». Глядя на Него, они были просто счастливы:

«Он — лучший из материалистов. Бедность и несчастья ни-

когда не коснутся Его родителей!»

Женщины считали, что Он — сам Камадев. Спорщиков

и оскорбителей Он повергал в трепет, как если бы Он был

самим олицетворением Ямараджа. Ваишнавы же, глядя на

Него, и радовались, и печалились: «Нимай Пандит красив,

но Его не привлекают игры Кришны. Какой смысл во всей

Его учености? Он по-прежнему тратит время зря».

Так, с помощью йога-майи, Господь вводил Своих пре-

данных в заблуждение. Не понимая, что Он является Самим

Верховным Господом, они пытались увещевать Его: «Ты по-

свящаешь столько времени образованию, но что в этом про-

ку?» Слушая Своих слуг, Господь улыбался и отвечал: «Я так

рад, что вы даете Мне наставления». Господь с удовольстви-

ем играл роль ученого, и даже самые близкие из Его слуг

не могли разгадать Его истинную сущность. Что тогда гово-

рить о других? Как могли они понять, кем Он был?

В Навадвипу стекались люди со всех концов света: там

были и ученые, и ваишнавы. Много вайшнавов приходило из

Чатурграма, чтобы побеседовать в уединенном месте на бе-

регу Ганги. По воле Господа они пришли в этот мир, и теперь

жили в Навадвипе в уединении, отрекшись от мира, и сокро-

венные беседы о Кришне были их утешением. Их уединение

было вынужденным, поскольку в то время их проповедь не

пользовалась успехом и никто не хотел их слушать. Прене-

брежение материалистов очень огорчало преданных, и они

находили утешение только в

Навигация:

Страница 38
Страница 37
-- Страница 36 --
Страница 35
Страница 34