том, чтобы собираться вместе
и рассказывать друг другу о Кришне.
В Навадвипе жил возвышенный преданный, Мукунда
Дас, который был очень дорог всем вайшнавам. Когда он
пел, их сердца таяли и они забывали обо всем на свете. Одни
плакали, другие смеялись, танцевали, катались по земле, кри-
чали, хлопали в ладоши, хватали Мукунду за стопы. В такие
моменты они испытывали неописуемое блаженство и забы-
вали обо всех своих огорчениях. Господь был очень доволен
Мукундой. Часто, встречая Мукунду на улице, Он останав-
ливал его и задавал ему философские вопросы. Тот отвечал,
как умел, но Господь начинал с ним спорить: «Нет, все невер-
но». Мукунда по милости Господа был великим пандитом,
но Господь использовал логические уловки и всегда побеж-
дал его в теологических диспутах. Нимай задавал каверзные
вопросы не только Мукунде, но и Шривасе, и другим пре-
данным. Встретив на улице какого-нибудь вайшнава, Он вы-
зывал его на словесный турнир, и, используя Свое превос-
ходное знание логики, придумывал вопрос позаковыристей.
Если преданный был не в состоянии ответить, Нимай под-
нимал его на смех.
Преданные Господа были по-настоящему отреченными.
Они наслаждались нектаром кришна-катхи и говорили толь-
ко о Кришне. Другие темы их не интересовали. Им нравилось
слушать кришна-катху, а не разгадывать логические ребусы
Нимая Пандита, и поэтому они старались убежать, не дожи-
даясь, пока Господь начнет жонглировать словами.
Как-то раз Господь Гаурасундара гулял по Навадвипе в
сопровождении Своих учеников, которые были горды выпав-
шей на их долю удачей. Той же дорогой шел на Гангу Мукун-
да, чтобы совершить омовение. Едва завидев Господа, Му-
кунда бросился наутек. Господь удивленно спросил Говинду
даса: «Почему этот юноша убежал, едва увидев Меня?» Го-
винда ответил: «Я не знаю. Может быть, он спешит по не-
отложному делу?» Услышав это, Господь сказал: «Я знаю,
почему он убегает. Его не интересуют материальные темы.
Он все время читает вайшнавские писания, а Я говорю лишь
о логике и астрономии. Вот почему он убежал». И Господь
сделал вид, что смеется над Мукундой, хотя в действитель-
ности Он был очень им доволен.
В следующий раз, встретившись с Мукундой, Господь
заговорил с ним так: «Мукунда, ты все время убегаешь от
Меня! Куда ты так торопишься? — потом засмеялся и до-
бавил: — Скоро ты увидишь, как Я стану вайшнавом. Я бу-
ду таким возвышенным преданным, что Брахма и Шива со
сложенными ладонями придут к порогу Моего дома. Мо-
жешь Мне поверить: те, кто сейчас убегают от Меня, в один
прекрасный день станут Меня прославять». Сказав это, Гос-
подь рассмеялся и в сопровождении Своих друзей направил-
ся домой.
Так Господь Вишвамбхара наслаждался Своими играми.
Если Он Сам не откроет истину о Себе, кто сможет понять
Его? Хотя Он дразнил Своих преданных и пытался втянуть
их в спор, Его истинной целью было прославить их. Яркий
тому пример — Кхолавеча Шридхар, с которым Он часто
спорил и которого старался всячески вывести из себя Сво-
им вызывающим поведением. Все было тщетно — Кхолавеча
Шридхар, несмотря на все усилия Нимая, был невозмутим.
С другими преданными происходило то же самое. Господь
старался вывести их из себя, но они настолько любили Его,
что не могли на Него сердиться. Его шутки и озорства уси-
ливали привязанность преданных к Нему. Когда они видели
Его, их сердца таяли. «Если бы только Нимай стал вайшна-
вом! — мечтали преданные. — У Него столько замечатель-
ных качеств. Как жаль, что Он непреданный! Если бы Он
стал преданным, мы бы посвятили ему свои жизни».
Преданные говорили и думали о Нимае постоянно, а Его
ученики любили и ценили Его как наставника. Он был луч-
шим оратором и непревзойденным спорщиком. Везде, где бы
ни начинался спор, Нимай появлялся тут как тут. Следует от-
метить, что, если в спорах принимает участие Господь, это,
конечно же, не праджалпа. А когда преданные рассказыва-
ют друг другу об этих спорах, это праджалпа, но благопри-
ятная.
Лекция вторая
«Бхактъялока» (глава 1.3, «Праджалпа»)
Одесса, 22 июля 1999 года
«Искренний ученик не должен избегать споров,
пренебрегая обсуждением этих заключений, по-
тому что подобные дискуссии укрепляют разум
и помогают развить преданность Кришне». Не
следует отказываться от дискуссий, где предме-
том обсуждений является сиддханта.
Если преданный способен неукоснительно следовать предпи-
саниям, для него нет необходимости уделять внимание запре-
там. Но мы, в силу своей обусловленности, увы, не всегда
ограничиваем себя одной лишь предписанной деятельностью,
поэтому должны четко осознавать, какая деятельность яв-
ляется запрещенной и почему. К предписаниям относится
благоприятная джалпана (праджалпа): чтение священных пи-
саний, молитвы и киртан. Бесполезные разговоры, споры,
дискуссии, сплетни, обсуждение чужих недостатков, ложь,
критика преданных и мирские разговоры относятся к небла-
гоприятной джалпане, и, соответственно, попадают в катего-
рию запрещенных видов деятельности. Я упоминаю об этом
уже в который раз, и к тому времени, как мы закончим
обсуждать праджалпу, упомяну об этом еще неоднократно.
Прабхупада говорил, что, если нужно заострить на чем-либо
внимание слушателей, следует сказать об этом трижды. На-
пример, стих харер нама, харер нама, харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва настй эва гатир анъятха содер-
жит три повтора слов харер нама, чем достигается требуе-
мое усиление: «Так повторяйте же святые имена Господа Ха-
ри, повторяйте их, повторяйте — в этот век Кали нет иного
пути самоосознания» (Ч.-ч., Ади, 17.21). Итак, мы трижды
перечислили неблагоприятные виды праджалпы, чтобы все
запомнили, какую праджалпу следует исключить. Вайшнавы
должны следовать принципам, которые провозгласил Криш-
на в «Бхагавад-гите»:
сатататам киртаянто мам
йатанташ ча дридха-вратах
намасйанташ ча мам бхактйа
нитйа-йукта упасате
«Всегда воспевая Мою славу, целеустремленно направляя
свои усилия, падая ниц передо Мной, эти великие