души по-
стоянно поклоняются Мне с любовью и преданностью» (Б.-г.,
9.14).
Праджалпа — санскритское слово, означающее любой
разговор. Есть история о том, как Шримати Радхарани гово-
рила со шмелем. Ее состояние было сродни безумию, и назы-
вается оно читраджалпа. Есть разные виды читраджалпы,
соответствующие определенным настроениям, в которых на-
ходятся гопи, когда думают и разговаривают о Кришне. Они
собираются вместе и говорят о Кришне и Балараме тайком.
Говорить открыто они не могут, поэтому собираются в не-
большие группы и украдкой обсуждают подвиги двух брать-
ев, полностью их покорившие. Они, естественно, упомина-
ют и о других людях, но это не праджалпа в плохом смысле
этого слова. Я уже рассказывал, как вайшнавы сетовали на
самонадеянность Нимая: «Когда Он, наконец, перестанет за-
носиться и со всеми спорить!» Они рассказывали друг другу
об очередной встрече с Нимаем Пандитом на улице и жало-
вались, как им от Него досталось. Мы знаем, что обсуждать
кого-либо не рекомендуется, однако тот, кого они обсужда-
ли, был Верховной Личностью Бога. Не правда ли, было бы
замечательно, если бы преданные собирались в группы, каж-
дая из которых привлекалась бы определенными играми Гос-
пода Кришны или Господа Чайтаньи, обсуждали, что делал
Господь Чайтанья или Господь Кришна. Это помогло бы им
отучиться от привычки болтать попусту. Попозже мы будем
говорить о рекомендованной праджалпе более подробно, так
как я не хочу уделять негативной стороне вопроса слишком
много времени.
Вернемся к спорам. Желание спорить возникает вслед-
ствие гордости. Это как спорт. Любитель поспорить жаждет
одержать победу ради самой победы, а восстановление спра-
ведливости его мало интересует. Бхактивинода Тхакур упо-
минает научные дебаты последователей ньяи и вайшешики,
и называет их атеистическими, поскольку в их основе лежит
отрицание Бога. Оба философских направления утверджают,
что причиной творения являются материальные частицы, но
преданные знают, что в основе всего лежит Господь, а не ма-
терия.
В «Катха Упанишад» (1.2.9), говорится: наиша таркена
матир апанейа — «Понимание не обретают в спорах». Бла-
горазумие естественно свойственно разумному существу и
помогает ему в конце концов возвыситься до служения Вер-
ховному Господу, однако если человек выбирает темой для
спора объекты материального мира, это делает его сердце
и он утрачивает всякое здравомыслие.
Безмятежен ум только у того, кто пребывает в сознании
Кришны. Лишь тот, кто занимается бхакти-йогой, то есть
использует свой разум для развития сознания Кришны, спо-
собен правильно и трезво оценивать вещи и явления. В иласт-
рах говорится, что духовный разум проявляется как способ-
ность отличать дух от материи, и как способность видеть,
что Бог управляет и тем, и другим. Преданный, утвердивший-
ся в сознании Кришны, обладает способностью видеть раз-
личие между материей и духом, но споры об оъектах мате-
риального мира делают сердце человека невосприимчивым,
жестким.
йач-чактайо вадатам вадинам ваи
вивада-самвада-бхуво бхаванти
курванти чаишам мухур атма-мохам
тасмаи намо `нанта-гунайа бхумне
«Я предлагаю почтительные поклоны Всепроникающей Лич-
ности Бога, который обладает безграничными трансцендент-
ными качествами. Находясь в сердцах философов, которые
ратуют каждый за свою точку зрения, и то соглашаются друг
с другом, то нет, он заставляет их терять голову в спорах и
создает таким образом в материальном мире ситуацию, не
позволяющую ученым прийти к единому заключению. Ему
я предлагаю свои поклоны» (Бхаг., 6.4.31).
Те, кто все время погружен в бесполезные споры и ни
капли не интересуется сознанием Кришны, никогда не прихо-
дят к единому выводу, но лишь распаляются. Мы постоянно
сталкиваемся с тем, что ни одна проблема в этом мире не мо-
жет быть решена материальными способами. Это невозмож-
но. Если мы действительно хотим найти выход, то должны
искать его в Сознании Кришны. Сколько людей в мире спо-
рят! Их бесконечные споры никак не связаны с Кришной, и
лишь приводят ум в возбужденное состояние. Бхактивинода
Тхакур пишет, что сердца таких людей черствеют. Предан-
ный же принимает за основу своей духовной жизни правила,
которые были установлены высшими авторитетами вайшна-
визма. Вот почему его сердце становится все более и более
мягким. Он принимает как высшую истину заключения пи-
саний, и, таким образом, восстанавливает утерянную связь
с Кришной и обретает покой. Во второй главе «Бхагавад-ги-
ты» есть стих, в котором говорится, что тот, кто сосредото-
чен на Верховном Господе, достигает умиротворения. Если
человек не находит покоя, как он может быть счастлив?
В отличие от преданных, материалисты не могут ни на
шаг приблизиться к разрешению своих проблем, и им оста-
ется только спорить друг с другом. На первый взгляд может
показаться, что они находят решения проблем, но только на
первый. Спустя некоторое время проблема вновь возника-
ет — и тогда приходит разочарование. Люди опять пытают-
ся решить проблемы, и опять разочаровываются, и снова, и
снова... Их сердца ожесточаются, и они уже ни во что не ве-
рят. Иногда преданные говорят: «Я слышал это уже милли-
оны раз и не верю, что из этого что-то выйдет». Когда че-
ловек разочаровывается, его сердце становится, как камень.
Однако, если человек действительно вручает себя Кришне
и восстанавливает связь с Ним, его сердце смягчается. По-
этому мы должны делать только то, что благоприятно для
Сознания Кришны и может приблизить нас к Господу.
Бхактивинода Тхакур не утверждает, что спорить — это
всегда плохо. Он говорит, что в том случае, когда человек
хочет прийти к сиддханте, к какому-либо разумному выво-
ду, споры допустимы. Он пишет: «Ученик не должен отка-
зываться от дискуссий, считая их бесполезными, потому что,
когда мы говорим на духовные темы, это укрепляет наш ум
и усиливает привязанность к Кришне. Такие дискуссии впол-
не допустимы». Об этом также говорится в «Чайтанья-Чари-
тамрите»