Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 38 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 38

души по-

стоянно поклоняются Мне с любовью и преданностью» (Б.-г.,

9.14).

Праджалпа — санскритское слово, означающее любой

разговор. Есть история о том, как Шримати Радхарани гово-

рила со шмелем. Ее состояние было сродни безумию, и назы-

вается оно читраджалпа. Есть разные виды читраджалпы,

соответствующие определенным настроениям, в которых на-

ходятся гопи, когда думают и разговаривают о Кришне. Они

собираются вместе и говорят о Кришне и Балараме тайком.

Говорить открыто они не могут, поэтому собираются в не-

большие группы и украдкой обсуждают подвиги двух брать-

ев, полностью их покорившие. Они, естественно, упомина-

ют и о других людях, но это не праджалпа в плохом смысле

этого слова. Я уже рассказывал, как вайшнавы сетовали на

самонадеянность Нимая: «Когда Он, наконец, перестанет за-

носиться и со всеми спорить!» Они рассказывали друг другу

об очередной встрече с Нимаем Пандитом на улице и жало-

вались, как им от Него досталось. Мы знаем, что обсуждать

кого-либо не рекомендуется, однако тот, кого они обсужда-

ли, был Верховной Личностью Бога. Не правда ли, было бы

замечательно, если бы преданные собирались в группы, каж-

дая из которых привлекалась бы определенными играми Гос-

пода Кришны или Господа Чайтаньи, обсуждали, что делал

Господь Чайтанья или Господь Кришна. Это помогло бы им

отучиться от привычки болтать попусту. Попозже мы будем

говорить о рекомендованной праджалпе более подробно, так

как я не хочу уделять негативной стороне вопроса слишком

много времени.

Вернемся к спорам. Желание спорить возникает вслед-

ствие гордости. Это как спорт. Любитель поспорить жаждет

одержать победу ради самой победы, а восстановление спра-

ведливости его мало интересует. Бхактивинода Тхакур упо-

минает научные дебаты последователей ньяи и вайшешики,

и называет их атеистическими, поскольку в их основе лежит

отрицание Бога. Оба философских направления утверджают,

что причиной творения являются материальные частицы, но

преданные знают, что в основе всего лежит Господь, а не ма-

терия.

В «Катха Упанишад» (1.2.9), говорится: наиша таркена

матир апанейа — «Понимание не обретают в спорах». Бла-

горазумие естественно свойственно разумному существу и

помогает ему в конце концов возвыситься до служения Вер-

ховному Господу, однако если человек выбирает темой для

спора объекты материального мира, это делает его сердце

и он утрачивает всякое здравомыслие.

Безмятежен ум только у того, кто пребывает в сознании

Кришны. Лишь тот, кто занимается бхакти-йогой, то есть

использует свой разум для развития сознания Кришны, спо-

собен правильно и трезво оценивать вещи и явления. В иласт-

рах говорится, что духовный разум проявляется как способ-

ность отличать дух от материи, и как способность видеть,

что Бог управляет и тем, и другим. Преданный, утвердивший-

ся в сознании Кришны, обладает способностью видеть раз-

личие между материей и духом, но споры об оъектах мате-

риального мира делают сердце человека невосприимчивым,

жестким.

йач-чактайо вадатам вадинам ваи

вивада-самвада-бхуво бхаванти

курванти чаишам мухур атма-мохам

тасмаи намо `нанта-гунайа бхумне

«Я предлагаю почтительные поклоны Всепроникающей Лич-

ности Бога, который обладает безграничными трансцендент-

ными качествами. Находясь в сердцах философов, которые

ратуют каждый за свою точку зрения, и то соглашаются друг

с другом, то нет, он заставляет их терять голову в спорах и

создает таким образом в материальном мире ситуацию, не

позволяющую ученым прийти к единому заключению. Ему

я предлагаю свои поклоны» (Бхаг., 6.4.31).

Те, кто все время погружен в бесполезные споры и ни

капли не интересуется сознанием Кришны, никогда не прихо-

дят к единому выводу, но лишь распаляются. Мы постоянно

сталкиваемся с тем, что ни одна проблема в этом мире не мо-

жет быть решена материальными способами. Это невозмож-

но. Если мы действительно хотим найти выход, то должны

искать его в Сознании Кришны. Сколько людей в мире спо-

рят! Их бесконечные споры никак не связаны с Кришной, и

лишь приводят ум в возбужденное состояние. Бхактивинода

Тхакур пишет, что сердца таких людей черствеют. Предан-

ный же принимает за основу своей духовной жизни правила,

которые были установлены высшими авторитетами вайшна-

визма. Вот почему его сердце становится все более и более

мягким. Он принимает как высшую истину заключения пи-

саний, и, таким образом, восстанавливает утерянную связь

с Кришной и обретает покой. Во второй главе «Бхагавад-ги-

ты» есть стих, в котором говорится, что тот, кто сосредото-

чен на Верховном Господе, достигает умиротворения. Если

человек не находит покоя, как он может быть счастлив?

В отличие от преданных, материалисты не могут ни на

шаг приблизиться к разрешению своих проблем, и им оста-

ется только спорить друг с другом. На первый взгляд может

показаться, что они находят решения проблем, но только на

первый. Спустя некоторое время проблема вновь возника-

ет — и тогда приходит разочарование. Люди опять пытают-

ся решить проблемы, и опять разочаровываются, и снова, и

снова... Их сердца ожесточаются, и они уже ни во что не ве-

рят. Иногда преданные говорят: «Я слышал это уже милли-

оны раз и не верю, что из этого что-то выйдет». Когда че-

ловек разочаровывается, его сердце становится, как камень.

Однако, если человек действительно вручает себя Кришне

и восстанавливает связь с Ним, его сердце смягчается. По-

этому мы должны делать только то, что благоприятно для

Сознания Кришны и может приблизить нас к Господу.

Бхактивинода Тхакур не утверждает, что спорить — это

всегда плохо. Он говорит, что в том случае, когда человек

хочет прийти к сиддханте, к какому-либо разумному выво-

ду, споры допустимы. Он пишет: «Ученик не должен отка-

зываться от дискуссий, считая их бесполезными, потому что,

когда мы говорим на духовные темы, это укрепляет наш ум

и усиливает привязанность к Кришне. Такие дискуссии впол-

не допустимы». Об этом также говорится в «Чайтанья-Чари-

тамрите»

Навигация:

Страница 40
Страница 39
-- Страница 38 --
Страница 37
Страница 36