Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 40 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 40

обычно омы-

вали стопы. Собравшимся там майавади сразу бросилось в

глаза ослепительное сияние, исходящее от Господа Чайтаньи,

скромно сидящего в уголке. Конечно, Он — Верховная Лич-

ность Бога, и способен одержать победу над кем угодно и

каким угодно способом, но именно смирение покорило Пра-

кашананду Сарасвати и тысячи собравшихся там майавади.

Когда преданный ведет себя скромно, это привлекает к нему

людей. Он черпает в смирении силу.

Общаясь со своими духовными братьями, я приобрета-

ю бесценный опыт. Иногда они обращаются ко мне с таким

смирением, что я просто вынужден предаваться им. Как-то

раз, в Киеве, мы разговаривали с Радханатхой Махараджем

о лекции по «Чайтанья-чаритамрите», которую я дал накану-

не. Я говорил в ней о том, что благодаря воспеванию святого

имени в сердце человека появляется привязанность к Госпо-

ду. Радханатх Махарадж заговорил о том же, но с иной точ-

ки зрения. Он вел себя очень смиренно, и поэтому его сло-

ва оказали на меня удивительное влияние. Махарадж сидел,

читал вслух «Чайтанья-Чаритамриту», и рассказывал, как он

ее понимает. Он представлял точку зрения, отличную от мо-

ей — но так скромно, так кротко, и я понял, что действи-

тельно есть совершенно иной подход, иное видение.

Расскажу еще об одном случае, когда я был полностью

покорен смирением своего духовного брата, Гоур Говинды

Махараджа, и у меня пропало желание спорить. Шел не то

1994-й, не то 1995-й год. Я пришел к Гоур Говинде Махараджу,

чтобы поговорить с ним о том, что меня тревожило. Меня

беспокоило, что некоторых вайшнавов ругают, и я привел

примеры, которые слышал от других преданных. Критико-

вали в том числе и его. Я знал также, что его собственные

ученики осуждали других вайшнавов. Слышать, как ругают

Гоур Говинду Махараджа было для меня невыносимо, пото-

му что я очень уважал его и считал выдающимся вайшнавом.

При этом мне было так больно, как если бы этот человек по-

ворачивал в моем сердце нож. Я решил поговорить с Маха-

раджем о критике как таковой, и спорить не собирался — я

пришел, чтобы открыть свое сердце. Мы разговаривали око-

ло двух часов. Впрочем, беседа свелась к монологу — он го-

ворил, а я слушал. Его смирение покорило меня. Его слова

были настолько ошеломляющими, что мое ложное эго — я

это чувствовал — лопнуло, как мыльный пузырь. Впечатле-

ние, которое оказали на меня его слова, было очень сильным.

Первым делом Гоур Говинда Махарадж стал защищать

Прабхупаду. Он объяснил, что его первейшее желание — за-

щищать Шрилу Прабхупаду от нападок со стороны различ-

ных глупцов. Махарадж так разволновался, что голос его

стал срываться. Немного помолчав, он сказал: «Простите

меня, Махарадж, но я больше не могу говорить». Он всегда

стремился оградить Прабхупаду от нападок. Слушать, как

некоторые члены Гаудия Матха критикуют Прабхупаду, бы-

ло для Гоур Говинды Махараджа невыносимо тяжело, и он

делал все от него зависящее, чтобы прекратить это. «Пра-

бхупада дал нам все! — говорил он. — Откройте эти книги:

Прабхупада дал нам все! В них все есть!» Он был так взвол-

нован, что под конец разговора не мог говорить. Его смире-

ние потрясло меня. Я увидел, насколько он был искренним.

Он говорил пламенно, но убедило меня именно его смире-

ние. Шрила Прабхупада ки — джайа!

Иногда преданных одолевает эдакий задор: «Дай-ка я его

переспорю, уверен — моя возьмет. Я наверняка знаю боль-

ше, чем он». Такое отношение делает спор, о чем бы он ни

был, бессмысленным. Но когда преданный смиренно счита-

ет себя слугой всех остальных живых существ, его пропо-

ведь приносит прекрасные плоды. Так можно смягчить даже

каменное сердце. У меня черствое сердце, но и оно смягчи-

лось благодаря смирению Радханатхи Махараджа... на вре-

мя. Я уверен, что и с вами происходило подобное. В моей

жизни было множество случаев, когда именно смирение мо-

их духовных братьев покоряло меня. И в большинстве слу-

чаев именно их смирение помогало им одержать верх. Если

уж спорить, то лучше всего спорить именно так.

тринад апи суничена

тарор апи сахишнуна

аманина манадена

киртанийах сада харих

«Святые имена Господа следует повторять в смиренном со-

стоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на ули-

це. Нужно стать терпеливее дерева, полностью освободиться

от чувства ложного престижа и всегда быть готовым ока-

зать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно

повторять святое имя постоянно» («Шикшаштака», 3). Мы

должны уважать чужую точку зрения, особенно если этот

человек — вайшнав. К людям нужно всегда относиться с ува-

жением, в противном случае мы так и останемся каништха-

адхикари. Каништха не в состоянии понять, что другой чело-

век тоже имеет право на собственное мнение. Он не уважает

преданных, а непреданных и подавно. Если преданный про-

поведует, но не в состоянии оказывать другим элементарное

уважение, то он для проповеднического движения абсолютно

бесполезен. Он не видит Кришну в сердцах других людей, для

него это ничего не значит — так, пустой звук. Как он может

проповедовать? Именно такие люди обычно очень любят по-

спорить и всегда ищут для этого повод. Но ведь это абсурд-

но! Зачем спорить, если ни в грош не ставишь мнение собе-

седника? Преданным, которые любят такие бессмысленные

споры, следует внимать советам более разумных вайшнавов.

Вопрос: Как научиться отличать, где искреннее смирение, а

где напускное?

Ответ: В ком? В себе или в других людях?

Вопрос: И в себе, и в других людях.

Ответ: Очень просто. Икреннее смирение проявляется в нас,

когда мы считаем себя слугами других. Когда, обращаясь к

преданному и называя его прабху,

Навигация:

Страница 42
Страница 41
-- Страница 40 --
Страница 39
Страница 38