Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 39 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 39

(Ади, 2.117):

сиддханта болийа читте на кара аласа

иха ха-ите кришне лаге судридха манаса

«Искренний ученик не должен сторониться споров, прене-

брегая обсуждением этих заключений, потому что подобные

дискуссии укрепляют разум и помогают развить преданность

Кришне». Не следует отказываться от дискуссий, где предме-

том обсуждений является сиддханта.

Если человек признает истинность наставлений Вед (да-

шамула), и в споре руководствуется ими, это не оскверняет

его ум. Если он выносит разумные суждения относительно

того, что хорошо, а что плохо, основываясь на Ведах, это не

является праджалпой. Именно поэтому в «Чайтанья-Чари-

тамрите» (Мадхья, 25.153) Шри Чайтанья Махапрабху дает

наставление: атаева бхагавата караха вичара — «Изучайте

„Шримад-Бхагаватам" очень тщательно. Дискуссии, направ-

ленные на установление своих отношений с Господом, не яв-

ляются праджалпой. Однако ни к чему не приходят те, кто

пустопорожними диспутами стремятся завоевать расположе-

ние слушателей. От общения с такими логиками нужно от-

казаться.

Будет от спора прок или нет, зависит от причин, побуждаю-

щих человека на спор. Он бесполезен, если нас толкает на

него гордость. Другое дело, если нами руководит желание

установить истину. В любом случае, спорить нужно серьезно,

но не агрессивно. Бхактивинода Тхакур упоминает дашамулу,

десять корней философии Гаудия-вайшнавизма, десять теис-

тических принципов:

1. Ведические писания — единственный источник знаний

об Абсолютной Истине;

2. Хари, или Кришна, является Верховным Господом;

3. Господь наделен безграничным могуществом;

4. Кришна — океан рас;

5. Душа — отделенная частица Кришны;.

6. Некоторые души обусловлены иллюзорной энергией

Господа;

7. Некоторые души свободны от влияния иллюзорной

энергии Кришны;

8. Всё материальное и духовное едино с Кришной и в то

же время отлично от Него;

9. Чистое преданное служение — единственное средство

достижения конечной цели жизни;

10. Чистая любовь к Богу — конечная цель жизни.

Эти десять принципов философии Гаудия-вайшнавов, явля-

ются ведической дашамулой, и содержат в себе самбандху,

абхидхею и прайоджану. Первые восемь принципов опи-

сывают самбандху. Девятый — абхидхею, десятый — прайо-

джану. Таким образом, дашамула описывает природу Верхов-

ной Личности Бога, душу, ее взаимоотношения с Богом, как

нужно действовать в соответствии с этим, а также совер-

шенство этих взаимоотношений. Чистая любовь к Богу —

это прайоджана, конечная цель жизни. Чистое преданное

служение, абхидхея, — это единственное средство достиже-

ния совершенства. Утверждения, вступающие в расхождение

с этими принципами, не являются сиддхантой. Бхактивино-

да Тхакур пишет в своей книге, что преданные могут прово-

дить дискуссии, чтобы всесторонне понять эти положения, и

это не будет неблагоприятной праджалпой.

Далее Бхактивинода Тхакур цитирует Сарвабхауму Бхат-

тачарью, который долгое время был смарта, логиком, но по-

еле того, как Господь Чайтанья собственноручно накормил

его прасадом, стал великим преданным.

таркика-шригала-санге бхеу-бхеу кари

сей мукхе ебе сада кахи кришна` хари

«В обществе шакалов, которых все называют логиками, я

только и делал, что лаял. А теперь тот же язык воспева-

ет имена Кришны и Хари». Сарвабхаума Бхаттачарья, бу-

дучи ученым-логиком, предавался спорам. Став преданным,

он находит, что эти ученые дискуссии похожи на собачий

лай. Сердце его стало настолько восприимчивым и мягким,

что, услышав стих дживета йо мукти-паде са дайа-бхак из

Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам»*, он, который прежде

был ярым приверженцем идеи освобождения, сказал Госпо-

ду Чайтанье: «Я хочу изменить слова мукти паде на бхак-

ти-паде». Раумеется, Господь Чайтанья сказал, что в шаст-

рах нельзя менять ни слова, однако Он был очень доволен

тем, как Сарвабхаума Бхаттачарья изменил свои взгляды, и

сама мысль об освобождении стала для него неприемлемой.

Теперь его привлекают лишь бхакти, преданность Господу,

а логические дискуссии напоминают ему собачий лай.

Те, для кого духовные темы представляют интерес, долж-

ны всегда помнить слова санньяси из Варанаси: «Атеистов

во главе с философами-л«анава«)« не интересует ни освобож-

дение, ни милость Кришны. Они снова и снова выдвига-

ют несостоятельные аргументы и контраргументы в пользу

атеистической философии, не принимая во внимание духов-

ные темы и духовную деятельность» (Ч.-ч., Мадхья, 25.43).

На бесполезные споры людей толкает гордость, зависть, от-

вращение или привязанность к чувственным наслаждениям,

глупость и самонадеянность. Пьянеют от споров и просто

вздорные люди, однако серьезный преданный не говорит о

* «Шримад-Бхагаватам» (10.14.8)

чем попало, он обсуждает лишь то, что связано с Господом

и Его слугами.

На этом Бхактивинода Тхакур заканчивает рассмотрение

споров — одной из разновидностей праджалпы. Мы должны

постоянно следить за собой, чтобы не спорить, когда в этом

нет никакой необходимости. Психология спорщика такова,

что если он слышит: «черное», то его сразу тянет возразить:

«нет, белое». Сухие, отвлеченные философские дискуссии,

которые не связаны с Кришной, ни к чему не приводят. То

же относится и к муни, философам, придумывающим соб-

ственные философии. Не зря о них говорят: «Сколько фи-

лософов, столько и философий». «У меня должна быть своя

собственная теория, — рассуждает типичный муни, — иначе

мне не добиться признания. Если я просто присоединюсь к

мнению других философов, славы мне не видать. Чего ради

мне с ними соглашаться? Я придумаю свою, свежую и ори-

гинальную теорию — вот тогда меня заметят. Ну а если мне

удастся одержать над остальными философами верх, я про-

славлюсь даже больше, чем в свое время прославились они».

Пустопорожние споры, сухие, отвлеченные, бесплодные дис-

куссии, не связанные с Кришной, и изобретение новых фи-

лософий вайшнавов не привлекают. Истинный вайшнав счи-

тает себя слугой других вайшнавов, и поэтому никогда не

станет спорить, чтобы доказать свое превосходство.

Бхактивинода Тхакур описывает в своей книге особые

случаи, когда вайшнавы все же вступают в дискуссии. Но

даже если вайшнавы спорят, они делают это с великим сми-

рением, так как именно в нем их сила. Господь Чаитанья

Своим смирением победил в споре Пракашананду Сарасва-

ти и покорил всех собравшихся там санньяси-майавади. Гос-

подь пришел в их собрание и сел там, где они

Навигация:

Страница 41
Страница 40
-- Страница 39 --
Страница 38
Страница 37