(Ади, 2.117):
сиддханта болийа читте на кара аласа
иха ха-ите кришне лаге судридха манаса
«Искренний ученик не должен сторониться споров, прене-
брегая обсуждением этих заключений, потому что подобные
дискуссии укрепляют разум и помогают развить преданность
Кришне». Не следует отказываться от дискуссий, где предме-
том обсуждений является сиддханта.
Если человек признает истинность наставлений Вед (да-
шамула), и в споре руководствуется ими, это не оскверняет
его ум. Если он выносит разумные суждения относительно
того, что хорошо, а что плохо, основываясь на Ведах, это не
является праджалпой. Именно поэтому в «Чайтанья-Чари-
тамрите» (Мадхья, 25.153) Шри Чайтанья Махапрабху дает
наставление: атаева бхагавата караха вичара — «Изучайте
„Шримад-Бхагаватам" очень тщательно. Дискуссии, направ-
ленные на установление своих отношений с Господом, не яв-
ляются праджалпой. Однако ни к чему не приходят те, кто
пустопорожними диспутами стремятся завоевать расположе-
ние слушателей. От общения с такими логиками нужно от-
казаться.
Будет от спора прок или нет, зависит от причин, побуждаю-
щих человека на спор. Он бесполезен, если нас толкает на
него гордость. Другое дело, если нами руководит желание
установить истину. В любом случае, спорить нужно серьезно,
но не агрессивно. Бхактивинода Тхакур упоминает дашамулу,
десять корней философии Гаудия-вайшнавизма, десять теис-
тических принципов:
1. Ведические писания — единственный источник знаний
об Абсолютной Истине;
2. Хари, или Кришна, является Верховным Господом;
3. Господь наделен безграничным могуществом;
4. Кришна — океан рас;
5. Душа — отделенная частица Кришны;.
6. Некоторые души обусловлены иллюзорной энергией
Господа;
7. Некоторые души свободны от влияния иллюзорной
энергии Кришны;
8. Всё материальное и духовное едино с Кришной и в то
же время отлично от Него;
9. Чистое преданное служение — единственное средство
достижения конечной цели жизни;
10. Чистая любовь к Богу — конечная цель жизни.
Эти десять принципов философии Гаудия-вайшнавов, явля-
ются ведической дашамулой, и содержат в себе самбандху,
абхидхею и прайоджану. Первые восемь принципов опи-
сывают самбандху. Девятый — абхидхею, десятый — прайо-
джану. Таким образом, дашамула описывает природу Верхов-
ной Личности Бога, душу, ее взаимоотношения с Богом, как
нужно действовать в соответствии с этим, а также совер-
шенство этих взаимоотношений. Чистая любовь к Богу —
это прайоджана, конечная цель жизни. Чистое преданное
служение, абхидхея, — это единственное средство достиже-
ния совершенства. Утверждения, вступающие в расхождение
с этими принципами, не являются сиддхантой. Бхактивино-
да Тхакур пишет в своей книге, что преданные могут прово-
дить дискуссии, чтобы всесторонне понять эти положения, и
это не будет неблагоприятной праджалпой.
Далее Бхактивинода Тхакур цитирует Сарвабхауму Бхат-
тачарью, который долгое время был смарта, логиком, но по-
еле того, как Господь Чайтанья собственноручно накормил
его прасадом, стал великим преданным.
таркика-шригала-санге бхеу-бхеу кари
сей мукхе ебе сада кахи кришна` хари
«В обществе шакалов, которых все называют логиками, я
только и делал, что лаял. А теперь тот же язык воспева-
ет имена Кришны и Хари». Сарвабхаума Бхаттачарья, бу-
дучи ученым-логиком, предавался спорам. Став преданным,
он находит, что эти ученые дискуссии похожи на собачий
лай. Сердце его стало настолько восприимчивым и мягким,
что, услышав стих дживета йо мукти-паде са дайа-бхак из
Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам»*, он, который прежде
был ярым приверженцем идеи освобождения, сказал Госпо-
ду Чайтанье: «Я хочу изменить слова мукти паде на бхак-
ти-паде». Раумеется, Господь Чайтанья сказал, что в шаст-
рах нельзя менять ни слова, однако Он был очень доволен
тем, как Сарвабхаума Бхаттачарья изменил свои взгляды, и
сама мысль об освобождении стала для него неприемлемой.
Теперь его привлекают лишь бхакти, преданность Господу,
а логические дискуссии напоминают ему собачий лай.
Те, для кого духовные темы представляют интерес, долж-
ны всегда помнить слова санньяси из Варанаси: «Атеистов
во главе с философами-л«анава«)« не интересует ни освобож-
дение, ни милость Кришны. Они снова и снова выдвига-
ют несостоятельные аргументы и контраргументы в пользу
атеистической философии, не принимая во внимание духов-
ные темы и духовную деятельность» (Ч.-ч., Мадхья, 25.43).
На бесполезные споры людей толкает гордость, зависть, от-
вращение или привязанность к чувственным наслаждениям,
глупость и самонадеянность. Пьянеют от споров и просто
вздорные люди, однако серьезный преданный не говорит о
* «Шримад-Бхагаватам» (10.14.8)
чем попало, он обсуждает лишь то, что связано с Господом
и Его слугами.
На этом Бхактивинода Тхакур заканчивает рассмотрение
споров — одной из разновидностей праджалпы. Мы должны
постоянно следить за собой, чтобы не спорить, когда в этом
нет никакой необходимости. Психология спорщика такова,
что если он слышит: «черное», то его сразу тянет возразить:
«нет, белое». Сухие, отвлеченные философские дискуссии,
которые не связаны с Кришной, ни к чему не приводят. То
же относится и к муни, философам, придумывающим соб-
ственные философии. Не зря о них говорят: «Сколько фи-
лософов, столько и философий». «У меня должна быть своя
собственная теория, — рассуждает типичный муни, — иначе
мне не добиться признания. Если я просто присоединюсь к
мнению других философов, славы мне не видать. Чего ради
мне с ними соглашаться? Я придумаю свою, свежую и ори-
гинальную теорию — вот тогда меня заметят. Ну а если мне
удастся одержать над остальными философами верх, я про-
славлюсь даже больше, чем в свое время прославились они».
Пустопорожние споры, сухие, отвлеченные, бесплодные дис-
куссии, не связанные с Кришной, и изобретение новых фи-
лософий вайшнавов не привлекают. Истинный вайшнав счи-
тает себя слугой других вайшнавов, и поэтому никогда не
станет спорить, чтобы доказать свое превосходство.
Бхактивинода Тхакур описывает в своей книге особые
случаи, когда вайшнавы все же вступают в дискуссии. Но
даже если вайшнавы спорят, они делают это с великим сми-
рением, так как именно в нем их сила. Господь Чаитанья
Своим смирением победил в споре Пракашананду Сарасва-
ти и покорил всех собравшихся там санньяси-майавади. Гос-
подь пришел в их собрание и сел там, где они