достоинства. Что Гос-
подь не принимает поклонение гордых, насмехающихся над
вайшнавами людей. У таких людей не может быть никаких
отношений с Кришной, потому что Он не примет их служе-
ния, а отношений с Господом без служения не бывает. Итак,
если мы хотим иметь хорошие отношения с Кришной, мы
должны быть очень осторожными.
Не так давно я читал в «Чайтанья-Бхагавате» историю
о том, как Шачимата оскорбила Адвайту Ачарью. Оскорб-
ление не было серьезным. Она сказала: «Он называет се-
бя Адвайтой, но на самом деле он двайтамайа, двулич-
ный». Шачимата боялась, что под влиянием Адвайты ее сын,
Нимай, примет саннъясу и уйдет из дома. Вриндаван дас
Тхакур говорит, что, даже если человек уже обрел милость
Кришны, оскорбляя вайшнава, он теряет возможность об-
рести экстатическую любовь к Нему. Когда Шривас Пан-
дит попросил Господа Чайтанью даровать экстатическую лю-
бовь Шачимате, Господь отказался: «Она ее не заслужила».
«Но ведь она Твоя мать! —воскликнул потрясенный Шри-
вас Пандит. — Шачимата очень возвышенная преданная! Как
Ты можешь говорить, что она не заслужила экстатическую
любовь?» «Она оскорбила преданного» — ответил Господь
Чайтанья.
Конечно же, Шачимата неспроста назвала Адвайту
Ачарью двайтой. Ее старший сын, Вишварупа, любил слу-
шать лекции Адвайты Ачарьи, благодаря чему в его сердце
проснулся дух отречения. Он принял саннъясу и ушел жить в
лес. Шачимате было нестерпимо больно, но она не подавала
виду и никому не жаловалась. Она ни слова не сказала тог-
да Адвайте Ачарье, но когда она узнала, что и ее младший
сын, Нимай, ходит к Нему, она не выдержала: «Его называют
Адвайта, но Он двайта, двуличный. Он отнял у меня одного
моего луноликого сына, а теперь намеревается отобрать вто-
рого. Я беспомощная вдова, но никто не хочет проявить ко
мне даже капли милосердия» (Ч.-Б., Мадхья, 114-116). Господь
счел эти слова оскорблением и отказался даровать ей экста-
тическую любовь. Он сказал, что Шачимата получит экста-
тическую любовь только в том случае, если падет к стопам
Адвайты Ачарьи, и будет молить Его о прощении.
Когда Шриваса Пандит узнал, почему Господь не хочет
даровать Шачимате экстатическую любовь, он отправился к
Адвайте Ачарье и все ему рассказал. ««Адвайта Ачарья, —
сказал Шривас, — Ты должен дать Шачимате пыль со Сво-
их лотосных стоп. Иначе она не сможет обрести экстати-
ческую любовь к Господу». Адвайта Ачарья был потрясен:
«Ты, верно, хочешь Моей смерти! Шачимата — мать Моего
Господина и Повелителя. Она и для Меня как мать. Это я
должен украсить Свою голову пылью с ее стоп. Ее положе-
ние настолько возвышенно, что Я его даже понять не в со-
стоянии. Она — олицетворенное преданное служение, она —
Мать Вселенной! Как у тебя язык повернулся предложить
Мне такое? Тот, кто, пусть даже по материальным сообра-
жениям, вымолвит ее имя, освобождается от всех страданий.
Она Аи, сама Ганга, она Яшода, она Деваки!» — и Адвайта
Ачарья без чувств упал на землю, переполненный блаженст-
вом. Шачимата воспользовалась этим, подбежала к Нему и
взяла пыль с Его лотосных стоп. Блаженство, которое она
испытала, и прилив экстатической любви к Господу лишили
чувств и ее. Вайшнавы радостно взирали на возвышенные ду-
ховные отношения этих двух великих преданных. Шачимата
и Адвайта Ачарья были покорены величием и возвышенны-
ми духовными качествами друг друга, а чувства их были так
глубоки, что оба потеряли сознание» (Ч.-Б., Мадхья, 38-49).
Так Шачимата получила прощение, и Господь Чайтанья да-
ровал ей экстатическую любовь.
Далее Вриндаван дас Тхакур пишет: «Люди, которые
сравнивают вайшнавов, считая одного великим, а другого —
не заслуживающим внимания, совершают грубейшую ошиб-
ку. Господь Чайтанья на примере собственной матери учил
преданных, как избегать в&йшн&ва-апарадх и как искупать
свою вину. Те, кто не принимают во внимание Его пред-
остережение, пожнут горькие плоды своего невежества»»
(Ч.-Б., Мадхья, 118-120). Нужно быть очень осторожным,
чтобы, прославляя одного вайшнава, не оскорбить другого.
Это очень опасно. Обсуждая эту цитату из «Чайтанья-Бхага-
ваты», мы с Радханатхой Махараджем обнаружили, что она
представляет интерес с нескольких точек зрения. Однако и
сама по себе она очень поучительна. Господь на этом приме-
ре дает нам ясно понять, что не любит, когда Его преданных
оскорбляют. Насколько серьезно Господь к этому относится,
можно понять, если учесть, что Он отказался дать экстати-
ческую любовь Своей собственной матери. Чтобы получить
прощение, ей потребовалось освятить свою голову пылью с
лотосных стоп Адвайты Ачарьи.
Говорить плохо о других, не имея на то достаточных
оснований, крайне опасно. Бывает, мы хотим похвалить ка-
кого-нибудь вайшнава. Это прекрасно, вайшнавов нужно про-
славлять, но ни в коем случае нельзя сравнивать их и хвалить
одного преданного, ругая при этом другого. Это чрезвычай-
но опасно.
Всячески избегайте обсуждать других людей. У преданных
есть столько возможностей говорить, не совершая при этом
непростительных ошибок. Конечно, полностью перестать
говорить о других людях человек может, только поселив-
шись в лесу.
Не следует говорить о других людях из гордости или завис-
ти. Бхактивинода Тхакур говорит об этом дальше.
Преданные могут находиться либо на ступени отречения,
либо быть домохозяевами. Те преданные, которые отрек-
лись от материального мира, не удовлетворяют свои чувст-
ва, и поэтому для них нет нужды говорить о других людях.
Другое дело семейный человек, который вынужден зараба-
тывать себе на жизнь, копить деньги, заботиться о членах
своей семьи и защищать их, и поэтому говорить о дру-
гих людях ему приходится. Лучше всего, если его собствен-
ная жизнь и жизнь всех его домочадцев сосредоточится на
Кришне. Если вся их деятельность будет подчинена слу-
жению Господу, то даже неизбежные разговоры о других
людях, станут частью духовной практики,