Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 42 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 42

достоинства. Что Гос-

подь не принимает поклонение гордых, насмехающихся над

вайшнавами людей. У таких людей не может быть никаких

отношений с Кришной, потому что Он не примет их служе-

ния, а отношений с Господом без служения не бывает. Итак,

если мы хотим иметь хорошие отношения с Кришной, мы

должны быть очень осторожными.

Не так давно я читал в «Чайтанья-Бхагавате» историю

о том, как Шачимата оскорбила Адвайту Ачарью. Оскорб-

ление не было серьезным. Она сказала: «Он называет се-

бя Адвайтой, но на самом деле он двайтамайа, двулич-

ный». Шачимата боялась, что под влиянием Адвайты ее сын,

Нимай, примет саннъясу и уйдет из дома. Вриндаван дас

Тхакур говорит, что, даже если человек уже обрел милость

Кришны, оскорбляя вайшнава, он теряет возможность об-

рести экстатическую любовь к Нему. Когда Шривас Пан-

дит попросил Господа Чайтанью даровать экстатическую лю-

бовь Шачимате, Господь отказался: «Она ее не заслужила».

«Но ведь она Твоя мать! —воскликнул потрясенный Шри-

вас Пандит. — Шачимата очень возвышенная преданная! Как

Ты можешь говорить, что она не заслужила экстатическую

любовь?» «Она оскорбила преданного» — ответил Господь

Чайтанья.

Конечно же, Шачимата неспроста назвала Адвайту

Ачарью двайтой. Ее старший сын, Вишварупа, любил слу-

шать лекции Адвайты Ачарьи, благодаря чему в его сердце

проснулся дух отречения. Он принял саннъясу и ушел жить в

лес. Шачимате было нестерпимо больно, но она не подавала

виду и никому не жаловалась. Она ни слова не сказала тог-

да Адвайте Ачарье, но когда она узнала, что и ее младший

сын, Нимай, ходит к Нему, она не выдержала: «Его называют

Адвайта, но Он двайта, двуличный. Он отнял у меня одного

моего луноликого сына, а теперь намеревается отобрать вто-

рого. Я беспомощная вдова, но никто не хочет проявить ко

мне даже капли милосердия» (Ч.-Б., Мадхья, 114-116). Господь

счел эти слова оскорблением и отказался даровать ей экста-

тическую любовь. Он сказал, что Шачимата получит экста-

тическую любовь только в том случае, если падет к стопам

Адвайты Ачарьи, и будет молить Его о прощении.

Когда Шриваса Пандит узнал, почему Господь не хочет

даровать Шачимате экстатическую любовь, он отправился к

Адвайте Ачарье и все ему рассказал. ««Адвайта Ачарья, —

сказал Шривас, — Ты должен дать Шачимате пыль со Сво-

их лотосных стоп. Иначе она не сможет обрести экстати-

ческую любовь к Господу». Адвайта Ачарья был потрясен:

«Ты, верно, хочешь Моей смерти! Шачимата — мать Моего

Господина и Повелителя. Она и для Меня как мать. Это я

должен украсить Свою голову пылью с ее стоп. Ее положе-

ние настолько возвышенно, что Я его даже понять не в со-

стоянии. Она — олицетворенное преданное служение, она —

Мать Вселенной! Как у тебя язык повернулся предложить

Мне такое? Тот, кто, пусть даже по материальным сообра-

жениям, вымолвит ее имя, освобождается от всех страданий.

Она Аи, сама Ганга, она Яшода, она Деваки!» — и Адвайта

Ачарья без чувств упал на землю, переполненный блаженст-

вом. Шачимата воспользовалась этим, подбежала к Нему и

взяла пыль с Его лотосных стоп. Блаженство, которое она

испытала, и прилив экстатической любви к Господу лишили

чувств и ее. Вайшнавы радостно взирали на возвышенные ду-

ховные отношения этих двух великих преданных. Шачимата

и Адвайта Ачарья были покорены величием и возвышенны-

ми духовными качествами друг друга, а чувства их были так

глубоки, что оба потеряли сознание» (Ч.-Б., Мадхья, 38-49).

Так Шачимата получила прощение, и Господь Чайтанья да-

ровал ей экстатическую любовь.

Далее Вриндаван дас Тхакур пишет: «Люди, которые

сравнивают вайшнавов, считая одного великим, а другого —

не заслуживающим внимания, совершают грубейшую ошиб-

ку. Господь Чайтанья на примере собственной матери учил

преданных, как избегать в&йшн&ва-апарадх и как искупать

свою вину. Те, кто не принимают во внимание Его пред-

остережение, пожнут горькие плоды своего невежества»»

(Ч.-Б., Мадхья, 118-120). Нужно быть очень осторожным,

чтобы, прославляя одного вайшнава, не оскорбить другого.

Это очень опасно. Обсуждая эту цитату из «Чайтанья-Бхага-

ваты», мы с Радханатхой Махараджем обнаружили, что она

представляет интерес с нескольких точек зрения. Однако и

сама по себе она очень поучительна. Господь на этом приме-

ре дает нам ясно понять, что не любит, когда Его преданных

оскорбляют. Насколько серьезно Господь к этому относится,

можно понять, если учесть, что Он отказался дать экстати-

ческую любовь Своей собственной матери. Чтобы получить

прощение, ей потребовалось освятить свою голову пылью с

лотосных стоп Адвайты Ачарьи.

Говорить плохо о других, не имея на то достаточных

оснований, крайне опасно. Бывает, мы хотим похвалить ка-

кого-нибудь вайшнава. Это прекрасно, вайшнавов нужно про-

славлять, но ни в коем случае нельзя сравнивать их и хвалить

одного преданного, ругая при этом другого. Это чрезвычай-

но опасно.

Всячески избегайте обсуждать других людей. У преданных

есть столько возможностей говорить, не совершая при этом

непростительных ошибок. Конечно, полностью перестать

говорить о других людях человек может, только поселив-

шись в лесу.

Не следует говорить о других людях из гордости или завис-

ти. Бхактивинода Тхакур говорит об этом дальше.

Преданные могут находиться либо на ступени отречения,

либо быть домохозяевами. Те преданные, которые отрек-

лись от материального мира, не удовлетворяют свои чувст-

ва, и поэтому для них нет нужды говорить о других людях.

Другое дело семейный человек, который вынужден зараба-

тывать себе на жизнь, копить деньги, заботиться о членах

своей семьи и защищать их, и поэтому говорить о дру-

гих людях ему приходится. Лучше всего, если его собствен-

ная жизнь и жизнь всех его домочадцев сосредоточится на

Кришне. Если вся их деятельность будет подчинена слу-

жению Господу, то даже неизбежные разговоры о других

людях, станут частью духовной практики,

Навигация:

Страница 44
Страница 43
-- Страница 42 --
Страница 41
Страница 40