Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 43 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 43

будут связаны с

Кришной и в них не будет греха. Домохозяин должен сле-

дить за собой, чтобы ни одному человеку не повредить сло-

вом. Говорить следует только тогда, когда это необходимо

для поддержания семьи. О других людях без причины луч-

ше не упоминать.

Бхактивинода Тхакур говорит, что домохозяевам приходится

зарабатывать деньги и поддерживать семью. Поскольку ни

то, ни другое невозможно без того, чтобы говорить о дру-

гих людях, они вынуждены это делать. То, что семейный

человек работает с непреданными, еще не значит, что он

должен с ними общаться. Мне часто приходится слышать:

«Мне приходится все время общаться с материалистами. Что

будет с моим сознанием!» Но общение становится общени-

ем в полном смысле этого слова только тогда, когда у че-

ловека развивается привязанность. Именно в этом заключа-

ется опасность. Такой преданный-домохозяин оказывается в

очень рискованном положении. Если материалисты ему нра-

вятся, это может означать только одно: ему по душе их ма-

териальные качества. Только тогда, когда он испытывает по

отношению к ним расположение, можно сказать, что между

ними имеет место общение. Домохозяин вынужден работать

вместе с другими людьми, но, несмотря на это, он никогда

не должен забывать конечную цель своей жизни.

Зарабатывать средства к существованию — долг семей-

ного человека, предписанный ему шастрами. В Седьмой

Песни «Шримад-Бхагаватам» описывается, как Нарада Му-

ни возложил эту обязанность на Юдхиштхиру Махараджа,

когда тот спросил его, как, с точки зрения Вед, может до-

стичь освобождения человек, ничего не знающий об истин-

ной цели жизни. Нарада Муни ответил, что, прежде всего,

такой человек должен честно зарабатывать себе на жизнь

и предлагать плоды своей деятельности Верховному Госпо-

ду, Васудеве. Зарабатывать на жизнь честным путем — это

основная обязанность домохозяина. Человек, который зара-

батывает деньги, защищает и поддерживает семью, иногда

просто вынужден касаться в разговоре других людей, но, в

конечном счете, он делает это ради служения Кришне. Если

это его основная цель, все становится на свои места.

В «Шри Бхактьялоке», в главе под названием «Энтузи-

азм», Бхактивинода Тхакур объясняет, что если человек под-

держивает тело ради того, чтобы слушать о Кришне, он

всегда будет работать с воодушевлением. Чтобы вырастить

лиану преданного служения и развить духовные качества, че-

ловеку необходимо материальное тело. Тому, кто уже обрел

сознание Кришны, материальное тело не нужно, однако пре-

данный, еще не достигший такого уровня, вынужден под-

держивать свое тело и свою семью для того, чтобы иметь

возможность слушать о Кришне. «Человеческая жизнь пред-

назначена для того, чтобы вопрошать об Абсолютной Исти-

не» (Веданта-сутра). Постижение Абсолютной Истины долж-

но стать целью нашей жизни и конечной целью любой нашей

деятельности. Для того, чтобы поддерживать свое тело, мы

должны работать, но если живое существо получило чело-

веческую форму жизни и не использует выпавшую на его

долю удачу, не стремиться обрести сознание Кришны, то ка-

кой смысл в поддержании тела? Однако «...если вся их дея-

тельность будет подчинена служению Господу, то даже неиз-

бежные разговоры о других людях станут частью духовной

практики, будут связаны с Кришной, и в них не будет гре-

ха». Домохозяин может говорить о членах своей семьи и сво-

их сослуживцах, но должен следить, чтобы никому не при-

чинить вреда своими разговорами. Таково первое правило.

Теперь мы рассмотрим еще одно.

Чтобы наставления гуру были для ученика понятными, ему

иногда приходится приводить примеры и говорить о других

людях. Но махаджаны отзывались о других исключительно

с этой целью, и потому их слова преисполнены достоинств,

в них нет греха». Шукадева Госвами в «Шримад-Бхагаватам»

(2.1.3-4) говорит:

нидрайа хрийате пактам

вйавайена ча ва вайах

дива чартхехайа раджан

кутумба-бхаранена ва

дехапатйа-калатрадишв

атма-саинйеше асатсе апи

тешам праматто нидханам

пашйанн апи на пашйати

«По ночам такие завистливые домохозяева спят или зани-

маются сексом, а днем зарабатывают деньги или заботятся

о членах своей семьи. В этих занятиях проходит их жизнь.

Люди, лишенные атма-таттвы, не задумываются над про-

блемами жизни, потому что слишком привязаны к таким

ненадежным воинам, как собственное тело, жена и дети. Не-

смотря на достаточный опыт, они не осознают неотврати-

мости смерти».

Могут спросить: «Почему Шукадева Госвами так резко от-

зывается об этих людях?» Бхактивинода Тхакур объясняет,

что иногда духовному учителю, чтобы сделать свои настав-

ления более наглядными, приходится приводить примеры не-

правильного поведения людей и соответственно его оцени-

вать.

Мы всегда ищем себе оправдание, потому что такова при-

рода нашего ума. Если нам не хочется следовать разумным

наставлениям, мы находим человека, пользующегося доста-

точной известностью, который также не следует этим прави-

лам, и негодуем: «Почему ему можно, а мне нельзя?» Поэ-

тому духовному учителю иногда приходится рассказывать о

неразумных людях и объяснять, почему нельзя брать с них

пример.

В этой связи мне вспоминается одна история. Как-то

раз, беседуя с гостями индусами, Прабхупада назвал тех, кто

не следует законам религии, негодяями. Один из индусов

возмутился: «Свамиджи, ну зачем вы так? Разве вы забы-

ли, что Кришна в «Бхагавад-гите» говорит: пандитах сама-

даршинах — вы должны быть беспристрастным и одинаково

относиться ко всем! Прабхупада ответил: «Да, но это очень

высокий уровень. Я еще не достиг его и не обладаю таким

видением. Я провожу различия между теми, кто следует рели-

гиозным принципам, и теми, кто им не следует. В то же вре-

мя, я передаю послание Кришны и ачарьев всем без исклю-

чения. Я ничего не придумываю — просто повторяю то, что

написано в „Бхагавад-гите". Вот как я понимаю этот стих».

«Что же в этом особенного? — удивился индус. — Вы ведь

просто повторяете чужие слова». «В этом и заключается моя

миссия, — ответил Прабхупада, — я

Навигация:

Страница 45
Страница 44
-- Страница 43 --
Страница 42
Страница 41