будут связаны с
Кришной и в них не будет греха. Домохозяин должен сле-
дить за собой, чтобы ни одному человеку не повредить сло-
вом. Говорить следует только тогда, когда это необходимо
для поддержания семьи. О других людях без причины луч-
ше не упоминать.
Бхактивинода Тхакур говорит, что домохозяевам приходится
зарабатывать деньги и поддерживать семью. Поскольку ни
то, ни другое невозможно без того, чтобы говорить о дру-
гих людях, они вынуждены это делать. То, что семейный
человек работает с непреданными, еще не значит, что он
должен с ними общаться. Мне часто приходится слышать:
«Мне приходится все время общаться с материалистами. Что
будет с моим сознанием!» Но общение становится общени-
ем в полном смысле этого слова только тогда, когда у че-
ловека развивается привязанность. Именно в этом заключа-
ется опасность. Такой преданный-домохозяин оказывается в
очень рискованном положении. Если материалисты ему нра-
вятся, это может означать только одно: ему по душе их ма-
териальные качества. Только тогда, когда он испытывает по
отношению к ним расположение, можно сказать, что между
ними имеет место общение. Домохозяин вынужден работать
вместе с другими людьми, но, несмотря на это, он никогда
не должен забывать конечную цель своей жизни.
Зарабатывать средства к существованию — долг семей-
ного человека, предписанный ему шастрами. В Седьмой
Песни «Шримад-Бхагаватам» описывается, как Нарада Му-
ни возложил эту обязанность на Юдхиштхиру Махараджа,
когда тот спросил его, как, с точки зрения Вед, может до-
стичь освобождения человек, ничего не знающий об истин-
ной цели жизни. Нарада Муни ответил, что, прежде всего,
такой человек должен честно зарабатывать себе на жизнь
и предлагать плоды своей деятельности Верховному Госпо-
ду, Васудеве. Зарабатывать на жизнь честным путем — это
основная обязанность домохозяина. Человек, который зара-
батывает деньги, защищает и поддерживает семью, иногда
просто вынужден касаться в разговоре других людей, но, в
конечном счете, он делает это ради служения Кришне. Если
это его основная цель, все становится на свои места.
В «Шри Бхактьялоке», в главе под названием «Энтузи-
азм», Бхактивинода Тхакур объясняет, что если человек под-
держивает тело ради того, чтобы слушать о Кришне, он
всегда будет работать с воодушевлением. Чтобы вырастить
лиану преданного служения и развить духовные качества, че-
ловеку необходимо материальное тело. Тому, кто уже обрел
сознание Кришны, материальное тело не нужно, однако пре-
данный, еще не достигший такого уровня, вынужден под-
держивать свое тело и свою семью для того, чтобы иметь
возможность слушать о Кришне. «Человеческая жизнь пред-
назначена для того, чтобы вопрошать об Абсолютной Исти-
не» (Веданта-сутра). Постижение Абсолютной Истины долж-
но стать целью нашей жизни и конечной целью любой нашей
деятельности. Для того, чтобы поддерживать свое тело, мы
должны работать, но если живое существо получило чело-
веческую форму жизни и не использует выпавшую на его
долю удачу, не стремиться обрести сознание Кришны, то ка-
кой смысл в поддержании тела? Однако «...если вся их дея-
тельность будет подчинена служению Господу, то даже неиз-
бежные разговоры о других людях станут частью духовной
практики, будут связаны с Кришной, и в них не будет гре-
ха». Домохозяин может говорить о членах своей семьи и сво-
их сослуживцах, но должен следить, чтобы никому не при-
чинить вреда своими разговорами. Таково первое правило.
Теперь мы рассмотрим еще одно.
Чтобы наставления гуру были для ученика понятными, ему
иногда приходится приводить примеры и говорить о других
людях. Но махаджаны отзывались о других исключительно
с этой целью, и потому их слова преисполнены достоинств,
в них нет греха». Шукадева Госвами в «Шримад-Бхагаватам»
(2.1.3-4) говорит:
нидрайа хрийате пактам
вйавайена ча ва вайах
дива чартхехайа раджан
кутумба-бхаранена ва
дехапатйа-калатрадишв
атма-саинйеше асатсе апи
тешам праматто нидханам
пашйанн апи на пашйати
«По ночам такие завистливые домохозяева спят или зани-
маются сексом, а днем зарабатывают деньги или заботятся
о членах своей семьи. В этих занятиях проходит их жизнь.
Люди, лишенные атма-таттвы, не задумываются над про-
блемами жизни, потому что слишком привязаны к таким
ненадежным воинам, как собственное тело, жена и дети. Не-
смотря на достаточный опыт, они не осознают неотврати-
мости смерти».
Могут спросить: «Почему Шукадева Госвами так резко от-
зывается об этих людях?» Бхактивинода Тхакур объясняет,
что иногда духовному учителю, чтобы сделать свои настав-
ления более наглядными, приходится приводить примеры не-
правильного поведения людей и соответственно его оцени-
вать.
Мы всегда ищем себе оправдание, потому что такова при-
рода нашего ума. Если нам не хочется следовать разумным
наставлениям, мы находим человека, пользующегося доста-
точной известностью, который также не следует этим прави-
лам, и негодуем: «Почему ему можно, а мне нельзя?» Поэ-
тому духовному учителю иногда приходится рассказывать о
неразумных людях и объяснять, почему нельзя брать с них
пример.
В этой связи мне вспоминается одна история. Как-то
раз, беседуя с гостями индусами, Прабхупада назвал тех, кто
не следует законам религии, негодяями. Один из индусов
возмутился: «Свамиджи, ну зачем вы так? Разве вы забы-
ли, что Кришна в «Бхагавад-гите» говорит: пандитах сама-
даршинах — вы должны быть беспристрастным и одинаково
относиться ко всем! Прабхупада ответил: «Да, но это очень
высокий уровень. Я еще не достиг его и не обладаю таким
видением. Я провожу различия между теми, кто следует рели-
гиозным принципам, и теми, кто им не следует. В то же вре-
мя, я передаю послание Кришны и ачарьев всем без исклю-
чения. Я ничего не придумываю — просто повторяю то, что
написано в „Бхагавад-гите". Вот как я понимаю этот стих».
«Что же в этом особенного? — удивился индус. — Вы ведь
просто повторяете чужие слова». «В этом и заключается моя
миссия, — ответил Прабхупада, — я