Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 45 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 45

невозмутимо наслаждался прасадом. Закончив тра-

пезу, Господь позвал своего слугу, Говинду даса, и приказал:

«Отныне Харидаса ко Мне не пускай. В Моем обществе он

больше появляться не должен». Произнеся эти слова, Господь

ушел домой. Говинда дас был ошеломлен таким поведением

Господа. Он все пытался понять, за что Господь так суро-

во наказал Харидаса, все спрашивал об этом Сварупу Дамо-

дару и других вайшнавов. Харидас, узнав о решении Госпо-

да Чайтаньи, пришел в отчаянье и перестал есть. Прошло

три дня. Сварупа Дамодара, исполненный сострадания, по-

шел к Господу Чайтанье и стал просить за Харидаса: «Зачем,

мой Господь, Ты так с ним строг? Разве так уж велик его

грех? Конечно, Ты — Верховная Личность Бога, и можешь

делать все, что пожелаешь, но, все же, позволь своему слу-

ге Харидасу когда-нибудь вновь оказаться в Твоем общест-

ве». В ответ на эту просьбу Господь Чайтанья и произнес

те самые слова, которые мы приводили выше: «Для Меня

невыносимо видеть лицо человека, который, хотя и принял

отречение, но разговаривает с женщиной в уединенном мес-

те. Существует множество людей, которые не имея средств

к существованию, принимают отречение, и живут, подобно

обезьянам. Они слоняются без дела, удовлетворяя свои чув-

ства и пускаясь в доверительные разговоры с женщинами»

(Ч.-ч., Антья, 2.117, 120). Прямо от Господа Чайтаньи Сва-

рупа Дамодара отправился к преданным и рассказал им все.

Тогда вайшнавы решили собраться все вместе и пойти к Гос-

поду, чтобы замолвить за Чхоту Харидаса словечко. Однако

все было напрасно, Господь и слушать ничего не хотел. «До-

вольно об этом, — сказал Он, — еще одно слово, и Я уйду

от вас и никогда больше не вернусь!» «О нет! Только не

это!» — перепугались преданные и закрыли уши ладонями.

Слова Господа Чайтаньи как нож пронзали их сердца. Они

знали, что в подобных случаях лучше молчать, потому что

Господь вполне может привести угрозу в исполнение и поки-

нуть их навсегда.

Между тем, несчастный Харидас стал подумывать о том,

чтобы расстаться с жизнью. Преданные утешали его как мог-

ли: «Не переживай, Господь Чайтанья очень милостив. Он

всегда очень добр к Своим преданным. Вот увидишь, Он ско-

ро смягчится. Наверняка у Него есть веские причины для не-

довольства. Подожди немного, Он обязательно позовет тебя

обратно. Пожалуйста, перестань поститься и наберись терпе-

ния». Чхота Харидас немного приободрился и прервал пост.

Каждый раз, когда Господь Чайтанья приходил в храм Джа-

ганнатхи, Чхота Харидас становился неподалеку и смотрел

на Него, не отрывая глаз. Долгое время он терпеливо ждал,

когда Господь прольет на него Свою милость, но прошел год,

а Господь Чайтанья все его не звал. Тогда однажды ночью

Чхота Харидас ушел из Пури с твердым намерением рас-

статься с жизнью. «Зачем жить, если я не могу общаться с

Господом?» — думал Харидас. Он пришел в Тривени (Пра-

яг), в то место, где сливаются Ганга и Ямуна, вошел в их

воды и оставил тело.

Харидас получил духовное тело гандхарва и немедленно

отправился к Господу Чайтанье. Чхота Харидас был вечным

спутником Господа и всегда пел для Него. И теперь, найдя

Господа Чайтанью, Чхота Харидас стал для Него петь, что-

бы доставить Ему удовольствие, и один лишь Господь слы-

шал это пение.

Прошло время, и Господь Чайтанья спросил у преданных:

«Где Харидас? Скажите ему, что Я его прощаю и разрешаю

ему увидеться со Мной». Конечно, это была лила Господа,

явленная Им с определенной целью. Господь Чайтанья все-

ведущ, Он знал, что случилось с Чхотой Харидасом. Пре-

данные ответили: «Не так давно Харидас исчез. Говорят, он

ушел в Тривени и там оставил тело». Когда Господь Чай-

танья услышал это, на Его лице появилась легкая улыбка.

Преданные, как ни старались, не смогли понять, почему Он

улыбался.

Вскоре после этого спутники Господа пришли на берег

океана, чтобы совершить омовение. Вдруг до них донесся

голос, очень похожий на голос Чхоты Харидаса. Они при-

слушались и убедились, что это действительно его голос.

«Харидас! Это же Харидас! — воскликнул кто-то. — Это его

голос!» Преданные принялись обсуждать, как такое могло

быть. Это нельзя назвать праджалпой. Они хотели прийти

к заключению, сиддханте. В конце концов все решили, что

если Харидас покончил с собой, значит сейчас он находится

в теле привидения. Однако Сварупа Дамодара отказался это-

му верить: «Не может быть, — сказал он. — Харидас оста-

вил тело в святом месте. К тому же он слуга Господа. Ду-

маю, скоро мы узнаем, что случилось с Харидасом». Спустя

какое-то время преданные, и правда, узнали, что младший

Харидас получил духовное тело и поняли, наконец, почему

Господь улыбался.

Вера Чхоты Харидаса в Господа была нерушимой. Одна-

ко мы не можем ему подражать. Согласно объяснениям вай-

шнавских ачарий вся эта история произошла в соответствии

с замыслом Господа, который хотел, чтобы Его последова-

тели знали, как Он относится к тем людям, которые приня-

ли отречение и продолжают общаться с женщинами. После

этого случая последователи Господа Чайтаньи стали боять-

ся женщин как огня — с тех пор они им даже не снились.

Господь Чайтанья хотел установить определенный стандарт

поведения для Своих последователей как настоящих, так и

будущих. История с Харидасом поучительна во многих от-

ношениях. Она также пример того, как и когда допустимо

говорить о других людях. Господь Чайтанья говорил о Ха-

ридасе лишь тогда, когда давал наставления своим ученикам

и когда принимал решение.

Говорить о других людях можно только давая наставления

или делая вывод. Тогда от этого будет польза. Так учили нас

предыдущие ачарьи, такой пример они

Навигация:

Страница 47
Страница 46
-- Страница 45 --
Страница 44
Страница 43