Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 44 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 44

твердо намерен продол-

жать следовать наставлениям авторитетов вайшнавизма и ра-

зоблачать тех, кто им не следует». Иногда Прабхупада был

категоричен. Он говорил: «Я обязан указывать на недостат-

ки. Так делает Кришна, так делали ачаръи прошлого». Эта

история закончилась очень интересно. До конца беседы этот

индус так и не сказал ни слова, но после даршана, когда гос-

ти выходили из комнаты, один преданный услышал, как он

бормотал себе под нос: «Очень интересно. Похоже, этот сва-

ми — сама-даршинах. Он, и правда, беспристрастен». Пра-

бхупада покорил его. В таких историях проявляется величие

Шрилы Прабхупады. Она подходит также в качестве приме-

ра к вчерашнему разговору о смирении. Своим смиренным

поведением Прабхупада обезоружил этого индуса. Подобные

истории ярко иллюстрируют величие Прабхупады. В чем же

суть его смирения? В том, что он не собирался создавать но-

вое религиозное течение. Он твердо стоял на пути, указанном

предшествующими ачаръями, и стойко защищал этот путь.

Именно в этом заключалось его смирение. Прабхупада ска-

зал: «Это высший уровень. Я еще не достиг его». Он гово-

рил так из скромности. Несомненно, Прабхупада находился

на уровне сама-даршинах, он одинаково относился ко всем,

но ради проповеди, ради служения миссии Господа он спус-

тился на уровень мадхъяма-адхикари, который делает между

людьми различия.

В упомянутом нами стихе из «Шримад-Бхагаватам» Шу-

кадева Госвами осуждает завистливых домохозяев, которые

живут только ради удовлетворения чувств и лишены духов-

ного знания. Шукадева Госвами произносит эти слова, чтобы

наставить своего ученика, и поэтому нельзя сказать, что он

критикует, напротив, его слова являются благоприятными.

Лекция четвертая

«Бхактъялока» (глава 1.3, «Праджалпа»)

Одесса, 24 июля 1999 года

«...чтобы судить других, мы сами должны быть

свободны от пороков, иначе мы оскорбляем

лотосные стопы Бхактидеви. А тот, кто

оскорбляет Бхактидеви, лишается возможнос-

ти достичь беспримесного преданного служения

Господу».

В «Бхактьялоке» очень много для нас полезного. Я на-

деюсь, если мы изучим все, что говорит в ней Шрила Бхак-

тивинода Тхакур, это нам поможет — мы сможем применить

на практике то, о чем узнали, и так извлечь пользу из наших

бесед. Я часто вспоминаю, что больше всего поразило меня

в книгах Шрилы Прабхупады в ту пору, когда я только на-

чал их читать. Я уже был знаком тогда со множеством рели-

гиозных и философских течений. Религиозные лидеры, чье

учение нельзя использовать на практике, всегда будут оста-

ваться кабинетными философами. Их философские постро-

ения хорошо обсуждать, сидя в кресле — вот и все, на что

они годны. Однако принципы, изложенные в книгах Прабху-

пады, можно применить в жизни. Одно дело — отвлеченное

философствование, и совсем другое — философия, которую

можно изучить, а потом применить на практике. Мы изучаем

сейчас праджалпу, и это стоит того, чтобы потратить время.

Говорить о других можно тогда, когда вы объясняете что-

либо или хотите сделать вывод. Это вовсе не значит, что мож-

но сплетничать. Человек, болтающий безостановочно, похож

на машину на холостом ходу — двигатель гудит, а машина

не трогается с места. Если человек тарахтит без умолку, от

этого нет никакого проку. Все праздные разговоры отличает

бесплодность.

Итак, говорить о других можно лишь в том случае, ес-

ли вам нужно сделать вывод или дать кому-то наставления.

Но следует помнить, что не у каждого есть такое право.

Только наставник может позволить себе говорить о других.

Бхактивинода Тхакур приводит пример с Господом Чайтань-

ей. Порой, чтобы Его слова произвели на слушателей не-

изгладимое впечатление, Он говорил довольно резко. Когда

Господь Чайтанья давал наставления своим ученикам о том,

как должен вести себя человек, принявший отречение, Он го-

ворил: «Для Меня невыносимо видеть лицо человека, кото-

рый, хотя и принял отречение, но разговаривает с женщиной

в уединенном месте. Существует множество людей, которые

не имея средств к существованию, принимают отречение и

живут, подобно обезьянам. Они слоняются без дела, удовле-

творяя свои чувства и пускаясь в доверительные разговоры

с женщинами» (Ч.-ч., Антья, 2.117,120). Хотя проступок, со-

вершенный Чхотой Харидасом, не был слишком серьезным,

Господь Чайтанья отозвался о нем очень резко. Он хотел

установить высокий стандарт моральной чистоты.

Человек может отзываться о других подобным образом,

только если он наставляет кого-либо или подводит итог уже

сказанному. В противном случае эти слова не принесут блага

ни ему самому, ни другим. Втшшвы-ачарьи на собственном

примере учили, как следует поступать. Невозможно получить

благо, действуя наперекор их наставлениям. В своем коммен-

тарии Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет, что

Господь знал: в будущем люди, в особенности сахаджия-ба-

баджи, будут принимать отреченние только для того, чтобы

беспрепятственно общаться с женщинами*. Вот почему Гос-

подь Чайтанья был так резок.

Однажды Бхагаван Ачарья пригласил Господа Чайтанью

к себе на обед. Пир обещал быть роскошным — Бхагаван

Ачарья собирался приготовить множество овощных блюд,

сладостей и, кроме всего прочего, сварить отборный рис.

* Упомянутый комментарий Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура можно найти

в комментарии Шрилы Прабхупады к «Чайтанъя-чаритамрите» (Антья, 120).

«Харидас, — позвал он Чхоту Харидаса, — у Мадхави-деви

есть чудесный рис. Сходи, пожалуйста, к ней и попроси не-

много». Мадхави-деви была женщина почтенного возраста,

возвышенная вайшнави и близкая спутница Господа. Чхота

Харидас принес рис и Бхагаван Ачарья приготовил его. Спу-

стя некоторое время пришел Господь Чайтанья и Бхагаван

Ачарья стал Его угощать. Господь Чайтанья сразу попросил

рис, и он Ему очень понравился: «Восхитительный рис! —

похвалил Он. — Где ты достал такой?» «Харидас принес», —

ответил Бхагаван Ачарья. «А он где его взял?» — принялся

расспрашивать его Господь. Бхагаван Ачарья рассказал, что

за рисом он отправил Чхоту Харидаса к Мадхави-деви. Гос-

подь молча его выслушал, и, так и не сказав ни слова, про-

должал

Навигация:

Страница 46
Страница 45
-- Страница 44 --
Страница 43
Страница 42