Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 46 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 46

нам подавали. Вести

себя вопреки их наставлениям неблагоприятно. Если же че-

ловек говорит о неправильном поведении как религиозных

людей, так и людей вообще в соответствии с наставления-

ми ачарий, то это не повредит преданному служению.

Порой духовный учитель разбирает случаи, имеющие место

в наших храмах и дает им соответствующую оценку. Тако-

ва его обязанность. Но преданные должны правильно отно-

сится к его словам. А как бывает обычно? Преданные соби-

раются и начинают строить всевозможные предположения:

«Почему он так сказал? Что он имел в виду?» В этом нет

ничего предосудительного, если вы обговариваете суть на-

ставлений, а не того человека, которого духовный учитель

упомянул в качестве примера. К сожалению, вместо этого

преданные обычно начинают сплетничать. Лучше обратить

внимание на суть наставлений духовного учителя, поскольку

именно это главное. Бхактивинода Тхакур дает очень четкие

и ясные указания относительно того, как можно дисципли-

нировать свой ум, или, если угодно, как сделать так, чтобы

ваш двигатель не работал вхолостую.

Очень важно, что Господь Чайтанья, когда говорил о

Чхоте Харидасе, не называл его имени. Он говорил о сан-

нъяси вобще.

Даже если человек говорит о ком-то конкретно, в этом нет

ничего плохого. В «Шримад-Бхагаватам» (4.14.29) Майтрея

Муни, очень возвышенный преданный, говорил о Вену Ма-

харадже так:

иттхам еипарйайа-матих

папийан утпатхам гатах

анунийаманас тад-йачнам

на чакре бхрашта-мангалах

«Тогда царь, потерявший разум из-за греховной жизни и

постоянного уклонения с праведного пути, лишился доброй

удачи. Он не захотел выполнить просьбу великих мудре-

цов, которую они высказали с глубоким почтением, и поэ-

тому был проклят». Шри Майтрее Муни приходилось гово-

рить о других, так как он наставлял своих слушателей. Это

не считается праджалпой. Преданные, практикующие бхак-

ти-йогу, бывает, обсуждают друг с другом истории прошло-

го. Иногда в своих беседах они упоминают непреданных, и

это благотворно для преданного служения. Однако тот, кто

осуждает других, будучи сам не свободен от таких препят-

ствий в преданном служении, как зависть, ненависть, гор-

дость и стремление выделиться, оскорбляет стопы Бхак-

тидеви.

Иными словами, чтобы судить других, мы сами должны быть

свободны от вышеперечисленных пороков, иначе мы оскорб-

ляем лотосные стопы Бхактидеви. А тот, кто оскорбляет

Бхактидеви, лишается возможности достичь беспримесного

преданного служения Господу.

Вопрос: Как быть, если плохо отзывается о других старший

преданный?

Ответ: Если вы наставник, то объясните внятно, в чем суть

ваших наставлений и почему вы приводите пример конкрет-

ного человека. Это ваша обязанность. Если наоборот — ваш

собеседник наставник, просто смиренно спросите его какую

цель он преследует, когда говорит с вами об этом человеке?

Получив ответ, вы сможете оценить, насколько оправданы и

допустимы мотивы вашего собеседника и соответствуют ли

они требованиям, о которых говорит в своей книге Бхакти-

винода Тхакур. Может быть, вы просто не поняли, что имен-

но он хочет сказать. Возможно он упомянул этого человека,

чтобы дать вам понять: поступать так, как он, не следует.

Если старший преданный все же не прав, скажите ему пря-

мо, что не понимаете, почему он дурно отзывается о другом

человеке, и не хотите поддерживать этот разговор. Старший

преданный, в свою очередь, обязан отнестись к вашему мне-

нию уважительно. Если совершенно очевидно, что он был

неправ и зря дурно отзывался о человеке, вы можете просто

уйти. Однако не пытайтесь вывести его на чистую воду и не

учите его, а обратитесь лучше к вышестоящему авторитету,

которого он выслушает. Остальное предоставьте Кришне и

не тратьте время, делясь своими впечатлениями с окружаю-

щими.

Вопрос: Кто такая Бхактидеви?

Ответ: Бхактидеви — это воплощение преданного служе-

ния, Шримати Радхарани. Она неотлична от Господа. Бхак-

тидеви — олицетворение бхакти-йоги. Все служение, совер-

шаемое для Кришны, находится под Ее попечением. Если мы

пытаемся заслужить благосклонность Бхактидеви, то, можно

надеяться, рано или поздно Кришна заметит наше старание.

Лекция пятая

«Бхактъялока» (глава 1.3, «Праджалпа»)

Одесса, 25 июля 1999 года

«Давать советы человеку может

только тот, кто видит в нем хо-

рошие качества, хочет и может по-

мочь ему их развить».

Очень хорошо, когда человек начинает задумываться о том,

что он говорит. Есть такое правило: если вы не уверены, го-

ворить или нет, лучше помолчать. Что касается любителей

критиковать преданных, то для них, и подавно, лучше мол-

чать, как рыба. Если вас неудержимо тянет обсуждать других

людей, приходится признать, что вы непригодны для того,

чтобы давать кому-либо наставления. Давать советы челове-

ку может только тот, кто видит в нем хорошие качества, хо-

чет и может помочь ему их развить.

Надеюсь, что преданные, пытаясь применить полученные

на этом семинаре знания, часто задаются вопросом, стоит ли

говорить то, что, казалось бы, так и просится на язык. Я ска-

зал «надеюсь» потому, что, когда человек задумывается над

этим, он начинает глубже понимать, что и как можно гово-

рить, и со временем приобретает опыт. Мы часто оказыва-

емся в положении, когда нам приходится говорить о других.

Иногда мы ведем праздные разговоры, от которых нет ни-

какого толку. Но если человек начинает взвешивать каждое

слово, его речь становится осмысленной и плодотворной, у

него появляется масса свободного времени, которого так не

хватало и которое уходило раньше на праздную болтовню.

Преданные часто жалуются, что у них совсем нет времени на

чтение книг, но если подсчитать, сколько времени они тратят

на праджалпу, обнаружится, что его с лихвой хватило бы на

книги. Книги Шрилы Прабхупады дают знание. Кроме того,

благодаря чтению этих книг, у преданных появляется воз-

можность находить подходящую тему для разговора — если

они читают книги, им есть о чем говорить. Такое общение

одухотворяет.

Вчера вечером мы говорили с Радханатхой Махараджем

о Мукунде Датте, Сарвабхауме Бхаттачарье, Господе Чай-

танье, Кхолавече Шридхаре

Навигация:

Страница 48
Страница 47
-- Страница 46 --
Страница 45
Страница 44