испытывают.
Причина в том, что они зараннее настраивают себя: «Я уже
столько раз об этом слышал!» Именно поэтому им не уда-
ется понять, каким образом деяния Господа могут быть веч-
ными и всегда новыми.
Игры Верховного Господа никогда не прекращаются и
никогда не устаревают, и вечным Его спутникам они никогда
не приедаются — для них они всегда новы. Мы же, находясь
здесь, в материальном мире, досадуем: «Опять то же самое!»
Мы привыкли, что с течением времени все теряет вкус, и по-
этому не сомневаемся: слушать об одном и том же изо дня
в день все равно, что жевать пережеванное. Удовольствие, с
которым мы едим что-нибудь вкусное, не будет длиться веч-
но, потому что долгое время наслаждаться одним и тем же
невозможно. Поэтому мы вынуждены постоянно искать что-
то новое. То же самое происходит с историями, описываю-
щими перепетии мира бренного. Пожевать, конечно, можно,
но, рано или поздно, придется выбросить. Едва ли найдется
человек, который бережно хранит на своих книжных полках
старые газеты и время от времени их перечитывает.
Радханатха Махараджа рассказывал мне об одном пре-
данном из Нью-Вриндавана, который полностью отрекся от
всего материального. Одежду он не носит, а вместо нее вот
уже много лет использует газеты. Лето на дворе или зима —
он заворачивается в газеты. Само собой, у него их целые ки-
пы. Питается он отбросами. Очень аскетичный преданный.
Живет он в Нью-Вриндаване уже около тридцати лет. Сей-
час он газет уже больше не носит.
Большинство людей газеты не хранят и не перечитыва-
ют, потому что газетные новости это бабочки-однодневки.
Такова участь всего в материальном мире — здесь все надо-
едает. Вот почему мы по привычке думаем, что нет смысла
обсуждать то, что один раз уже обсуждалось. Но повество-
вания о развлечениях Господа другого сорта — они вечны и
всегда свежи.
Игры Господа делятся на проката и апраката.
Апраката-лилы — это игры Господа, которые вечно прохо-
дят в духовном мире. Каждый день Кришна выходит на ули-
цу и отправляется на пастбище пасти коров. Когда он идет с
друзьями по улице, родители, старшие гопи и пастухи смот-
рят им вслед. Гопи провожают Его глазами и им тяжело на
сердце оттого, что Он уходит на целый день. Кришна и Бала-
рама вместе с коровами удаляются по дороге, и Мама Яшода
смотрит Им вслед, пока не рассеивается облачко пыли, под-
нятой копытами коров. Коровы щиплют травку, а Кришна
тем временем играет с мальчиками-пастушками. Вечером они
возвращаются в деревню, и старшие гопи, их мамы, уводят
коров, чтобы подоить. Кришна и Баларама бегут домой, ку-
паются и обедают. Эти игры проходят вечно, снова и снова.
Они всегда проявлены и называются апраката-лилы. Криш-
на являет их в духовном мире, на Голоке, где Он никогда не
рождается, не растет и откуда никогда не уходит. Там Он —
вечно цветущий юноша. Говорится, что игры Господа повто-
ряются снова и снова, они вечны и не подвластны времени.
В духовном мире даже времена года служат Господу, сменяя
друг друга и придавая Его играм разнообразие.
Апраката-лила скрыта от глаз существ, находящихся в
материальном мире. Когда Господь нисходит в материаль-
ный мир, Он приносит с собой духовный мир и Его игры
становятся праката-лилами. Хотя игры Господа проходят в
материальном мире, гуны материальной природы на них не
влияют. В действительности, где бы Господь ни являл Свои
деяния, это место становится духовным. Когда Господь про-
являет Свою праката-лилу в материальном мире, Его игры
проходят одна за другой: сначала Кришна рождается в Мат-
хуре, затем оказывается во Вриндаване, потом, после окон-
чания Своих детских игр, Он покидает Вриндаван и отправ-
ляется в Матхуру, и больше не ходит на пастбище пасти
коров. Затем, спустя сто двадцать пять лет, Господь свора-
чивает праката-лилу в конкретной вселенной и покидает ее.
Еще одна особенность праката-лилы состоит в том, что
в ней Господь убивает демонов, тогда как в апраката-лиле
Он этого не делает. Кришна убивает Ариштасуру и Бакасуру
в Гокуле, а не на Голоке. На Голоке Господь постоянно занят
играми со Своими вечными спутниками, и эти игры вечно
новы, так как время на них не влияет. Игры Господа, прояв-
ленные в материальном мире, также вечны — завершив Свои
игры в одной вселенной, Господь переносит их в другую. Он
завершает детские игры в одной вселенной и начинает в дру-
гой, потом в третей, четвертой, и так далее. Следовательно,
игры Кришны продолжаются вечно не только в духовном,
но и в материальном мире. Такова их непостижимая приро-
да. Если преданные обладают духовным сознанием, они спо-
собны постичь их природу, поскольку становятся неподвласт-
ными влиянию времени. Тот, над кем вечное время утратило
свою власть, знает, что лилы Господа не могут наскучить.
Разве можно сказать об играх Кришны, что они устарели?
Кришна-катха не может потерять привлекательность. Это
мы теряем к ней вкус, если наше сознание осквернено. Но
чем больше мы слушаем о трансцендентных деяниях Госпо-
да, тем больше возвышается наше сознание. Мы размышляем
о деяниях Господа, и это становится нескончаемым праздни-
ком для ума. Сознание такого человека уподобляется созна-
нию обитателей духовного мира, которые постоянно погру-
жены в мысли о Кришне. Они не способны перестать думать
о Нем ни на мгновение.
Думаю, у многих преданных, как только они присо-
еденились к Движению Сознания Кришны, окружающие час-
то спрашивали: «Вы вообще можете говорить о чем-то, кро-
ме Кришны? Что вы всё заладили: Кришна, Кришна!» Им
кажется, что есть темы поважнее. Когда человек присоеди-
няются к