Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 50 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 50

предостережние, пожнут

горькие плоды своего невежества» (Ч.-Б., Мадхья,

118-120)

Мы уже говорили о бесполезных разговорах, спорах,

сплетнях, дискуссиях, лжи и критиканстве, а теперь погово-

рим об оскорблении садху. В своей книге Бхактивинода Тха-

кур относит оскорбления к вредной праджалпе, и, описывая

их, использует порой очень сильные выражения. Оскорби-

тельные слова в адрес садху — источник всего неблагоприят-

ного в жизни человека. Тот, кто хочет обрести любовь к Богу,

должен пообещать себе никогда в жизни не оскорблять сад-

ху. Занимаясь духовной практикой, мы принимаем различные

обеты, и хотя при посвящении мы не даем обет не оскорб-

лять садху, Бхактивинода Тхакур предлагает нам включить

его в число тех, которые мы даем себе, начиная духовную

жизнь. Те, кто его еще не принял, могут сделать это прямо

сегодня. В шастрах приводится множество примеров того,

насколько опасны такие оскорбления. Бхактивинода Тхакур

пишет:

Преданные — садху, и оскорбляя их, человек утрачивает все

добродетели. Праджапати Дакша оскорбил Господа Маха-

деву, чистого преданного и величайшего из прародителей, и

тем навлек на себя множество бед. В десятой песни «Шри-

мад-Бхагаватам» говорится:

айух шрийам йасо дхармам

локан асиса ееа ча

ханти шрейамси сареани

пумсо махад-атикрамах

«Человек, который оскорбляет великие души, лишается все-

го хорошего в жизни — долголетия, красоты, славы, религи-

озности, благословений и возможности попасть на райские

планеты» (Бхаг., 10.4.46).

Этот стих произнес Шукадева Госвами, разговаривая с Маха-

раджей Парикшитом. Он перечислил шесть достоинств, кото-

рые теряет человек, критикующий великих преданных. Про-

должительность его жизни сокращается, он теряет красоту,

славу, религиозность, благословения и возможность попасть

на райские планеты. Вспомним Гопала Чакраварти, чей нос

сгнил из-за того, что он оскорбил Харидаса Тхакура. Оскор-

битель теряет добрую славу, приобретает дурную и лишается

духовной поддержки. Поскольку он ругает преданных, полу-

чить их благословения он уже не может. Критиковать вай-

шнавов крайне опасно. В «Сканда-Пуране»* говорится:

ханти ниндати ваи двешти

ваишнаван набхинандати

* Этот стих можно найти в комментарии к «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья,

15.261).

крудхйати йати но харшам

даршане патанани шат

«Для тех, кто нападает на преданных Господа, ругает их, не-

навидит, отказывается их приветствовать, гневается на них

или не радуется при встрече с ними, уготованы страдания

на шести адских планетах». На каждый проступок по аду,

и, как видите, для того, чтобы туда попасть, достаточно не

обрадоваться при появлении вайшнава. Нельзя пренебрегать

вайшнавами, когда они к нам приходят. Однажды Прабхупа-

да сказал, что, когда входит вайшнав, пуджари, даже если он

проводит в это время арати, должен сойти с алтаря и попри-

ветствовать его. Иногда, узнав, что к нам собираются гос-

ти, мы думаем: «О нет, только не это!» Но мы всегда долж-

ны быть рады гостям, особенно если эти гости — вайшнавы.

Нельзя также ненавидеть ваишнавов, критиковать и, уж тем

более, бить их. В нашем сердце не должно быть места враж-

дебности по отношению к ним.

Бхактивинода Тхакур упоминает историю, которая прои-

зошла с Господом Шивой и Праджапати Дакшей. Сати, дочь

Дакши, обращаясь к нему, говорит:

нашчарйам етад йад асатсу сарвада

махад-вининда кунапатма-вадишу

сершйам махапуруша-пада-памсубхир

нираста-теджахсу тад ева шобханам

«Люди, которые считают, что они не более чем бренное ма-

териальное тело, всегда насмехаются над великими личнос-

тями, и в этом нет ничего удивительного. Но зависть, живу-

щая в их сердцах, благотворна, ибо ведет их к падению. Пыль

со стоп великих ваишнавов лишает их могущества и славы»

(Бхаг., 4.4.13). Благоприятна для оскорбителя не зависть сама

по себе, но те последствия, которые она вызывает. Сати го-

ворит, что благодаря пыли с лотосных стоп великих личнос-

тей, эта зависть уменьшается. Прабхупада объясняет в ком-

ментарии, что пыль с лотосных стоп этих возвышенных душ

действует по-разному, и приводит пример палящего солнца.

Когда солнце нещадно палит, влаголюбивые растения вянут

и засыхают. Однако есть растения, которые превосходно рас-

тут и под знойным солнцем. Солнце одно и то же, но расте-

ния разные — одни гибнут, другие пышно разрастаются. Ес-

ли человек служит лотосным стопам преданных, тогда пыль

с лотосных стоп будет помогать ему духовно продвигаться.

Если же он оскорбляет ваишнавов, лиана его преданности

вянет. Так же, как в примере с растениями — в зависимости

от их собственной природы, влияние солнца на них будет не-

одинаковым. Дакша оскорбил Господа Шиву, и поэтому вы-

нужден был страдать от последствий своего поступка. Тот,

кто оскорбляет лотосные стопы ваишнавов, всегда пожинает

горькие плоды, и избежать расплаты невозможно. Вайшнав

может и не обратит внимания на оскорбление, но Кришна не

посмотрит на него сквозь пальцы. Он замечает все.

«Как же избежать оскорблений?» — спросите вы. В

«Чайтанья-Бхагавате» есть история о прокаженном. Шрила

Вриндавана дас Тхакур утверждает, что, услышав эту исто-

рию, человеку расхочется оскорблять ваишнавов. Полагаю,

сейчас самое время ее рассказать, потому что все уже, ду-

маю, уяснили, насколько пагубно оскорблять преданных, и

поэтому будут слушать с удвоенным вниманием. Вриндавана

дас Тхакур утверждает, что у того, кто слушает или расска-

зывает сокровенные духовные истории, желание оскорблять

ваишнавов не возникает.

Эта история случилась в деревне Кулия, той самой, где

Господь Чайтанья какое-то время прятался от преданных.

Они искали Господа повсюду, надеясь хоть краешком глаза

увидеть Его, а когда нашли, сотнями и тысячами забрались

на деревья и на крыши домов, чтобы получить Его даршан.

В числе прочих к Господу Чайтанье однажды подошел про-

каженный. Плача от боли, причиняемой ему язвами, он пал

ниц перед Господом и взмолился: «О, милосердный Господь,

Ты низошел в этот мир, чтобы освободить падшие души. Ког-

да ты видишь страдания людей, Ты чувствуешь Себя несчаст-

ным. Поэтому я пришел к тебе за помощью» (Ч.-Б., Антья,

4.348-349).

Прокаженный знал, как Господь Чайтанья милостив

Навигация:

Страница 52
Страница 51
-- Страница 50 --
Страница 49
Страница 48