предостережние, пожнут
горькие плоды своего невежества» (Ч.-Б., Мадхья,
118-120)
Мы уже говорили о бесполезных разговорах, спорах,
сплетнях, дискуссиях, лжи и критиканстве, а теперь погово-
рим об оскорблении садху. В своей книге Бхактивинода Тха-
кур относит оскорбления к вредной праджалпе, и, описывая
их, использует порой очень сильные выражения. Оскорби-
тельные слова в адрес садху — источник всего неблагоприят-
ного в жизни человека. Тот, кто хочет обрести любовь к Богу,
должен пообещать себе никогда в жизни не оскорблять сад-
ху. Занимаясь духовной практикой, мы принимаем различные
обеты, и хотя при посвящении мы не даем обет не оскорб-
лять садху, Бхактивинода Тхакур предлагает нам включить
его в число тех, которые мы даем себе, начиная духовную
жизнь. Те, кто его еще не принял, могут сделать это прямо
сегодня. В шастрах приводится множество примеров того,
насколько опасны такие оскорбления. Бхактивинода Тхакур
пишет:
Преданные — садху, и оскорбляя их, человек утрачивает все
добродетели. Праджапати Дакша оскорбил Господа Маха-
деву, чистого преданного и величайшего из прародителей, и
тем навлек на себя множество бед. В десятой песни «Шри-
мад-Бхагаватам» говорится:
айух шрийам йасо дхармам
локан асиса ееа ча
ханти шрейамси сареани
пумсо махад-атикрамах
«Человек, который оскорбляет великие души, лишается все-
го хорошего в жизни — долголетия, красоты, славы, религи-
озности, благословений и возможности попасть на райские
планеты» (Бхаг., 10.4.46).
Этот стих произнес Шукадева Госвами, разговаривая с Маха-
раджей Парикшитом. Он перечислил шесть достоинств, кото-
рые теряет человек, критикующий великих преданных. Про-
должительность его жизни сокращается, он теряет красоту,
славу, религиозность, благословения и возможность попасть
на райские планеты. Вспомним Гопала Чакраварти, чей нос
сгнил из-за того, что он оскорбил Харидаса Тхакура. Оскор-
битель теряет добрую славу, приобретает дурную и лишается
духовной поддержки. Поскольку он ругает преданных, полу-
чить их благословения он уже не может. Критиковать вай-
шнавов крайне опасно. В «Сканда-Пуране»* говорится:
ханти ниндати ваи двешти
ваишнаван набхинандати
* Этот стих можно найти в комментарии к «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья,
15.261).
крудхйати йати но харшам
даршане патанани шат
«Для тех, кто нападает на преданных Господа, ругает их, не-
навидит, отказывается их приветствовать, гневается на них
или не радуется при встрече с ними, уготованы страдания
на шести адских планетах». На каждый проступок по аду,
и, как видите, для того, чтобы туда попасть, достаточно не
обрадоваться при появлении вайшнава. Нельзя пренебрегать
вайшнавами, когда они к нам приходят. Однажды Прабхупа-
да сказал, что, когда входит вайшнав, пуджари, даже если он
проводит в это время арати, должен сойти с алтаря и попри-
ветствовать его. Иногда, узнав, что к нам собираются гос-
ти, мы думаем: «О нет, только не это!» Но мы всегда долж-
ны быть рады гостям, особенно если эти гости — вайшнавы.
Нельзя также ненавидеть ваишнавов, критиковать и, уж тем
более, бить их. В нашем сердце не должно быть места враж-
дебности по отношению к ним.
Бхактивинода Тхакур упоминает историю, которая прои-
зошла с Господом Шивой и Праджапати Дакшей. Сати, дочь
Дакши, обращаясь к нему, говорит:
нашчарйам етад йад асатсу сарвада
махад-вининда кунапатма-вадишу
сершйам махапуруша-пада-памсубхир
нираста-теджахсу тад ева шобханам
«Люди, которые считают, что они не более чем бренное ма-
териальное тело, всегда насмехаются над великими личнос-
тями, и в этом нет ничего удивительного. Но зависть, живу-
щая в их сердцах, благотворна, ибо ведет их к падению. Пыль
со стоп великих ваишнавов лишает их могущества и славы»
(Бхаг., 4.4.13). Благоприятна для оскорбителя не зависть сама
по себе, но те последствия, которые она вызывает. Сати го-
ворит, что благодаря пыли с лотосных стоп великих личнос-
тей, эта зависть уменьшается. Прабхупада объясняет в ком-
ментарии, что пыль с лотосных стоп этих возвышенных душ
действует по-разному, и приводит пример палящего солнца.
Когда солнце нещадно палит, влаголюбивые растения вянут
и засыхают. Однако есть растения, которые превосходно рас-
тут и под знойным солнцем. Солнце одно и то же, но расте-
ния разные — одни гибнут, другие пышно разрастаются. Ес-
ли человек служит лотосным стопам преданных, тогда пыль
с лотосных стоп будет помогать ему духовно продвигаться.
Если же он оскорбляет ваишнавов, лиана его преданности
вянет. Так же, как в примере с растениями — в зависимости
от их собственной природы, влияние солнца на них будет не-
одинаковым. Дакша оскорбил Господа Шиву, и поэтому вы-
нужден был страдать от последствий своего поступка. Тот,
кто оскорбляет лотосные стопы ваишнавов, всегда пожинает
горькие плоды, и избежать расплаты невозможно. Вайшнав
может и не обратит внимания на оскорбление, но Кришна не
посмотрит на него сквозь пальцы. Он замечает все.
«Как же избежать оскорблений?» — спросите вы. В
«Чайтанья-Бхагавате» есть история о прокаженном. Шрила
Вриндавана дас Тхакур утверждает, что, услышав эту исто-
рию, человеку расхочется оскорблять ваишнавов. Полагаю,
сейчас самое время ее рассказать, потому что все уже, ду-
маю, уяснили, насколько пагубно оскорблять преданных, и
поэтому будут слушать с удвоенным вниманием. Вриндавана
дас Тхакур утверждает, что у того, кто слушает или расска-
зывает сокровенные духовные истории, желание оскорблять
ваишнавов не возникает.
Эта история случилась в деревне Кулия, той самой, где
Господь Чайтанья какое-то время прятался от преданных.
Они искали Господа повсюду, надеясь хоть краешком глаза
увидеть Его, а когда нашли, сотнями и тысячами забрались
на деревья и на крыши домов, чтобы получить Его даршан.
В числе прочих к Господу Чайтанье однажды подошел про-
каженный. Плача от боли, причиняемой ему язвами, он пал
ниц перед Господом и взмолился: «О, милосердный Господь,
Ты низошел в этот мир, чтобы освободить падшие души. Ког-
да ты видишь страдания людей, Ты чувствуешь Себя несчаст-
ным. Поэтому я пришел к тебе за помощью» (Ч.-Б., Антья,
4.348-349).
Прокаженный знал, как Господь Чайтанья милостив