к
страждущим. Если вайшнавам больно смотреть на страдания
других, что же говорить о самом милосердном воплощении
Верховного Господа, пришедшем в материальный мир, чтобы
избавить обусловленные души от страданий? Прокаженный
испытывал нестерпимую боль. Проказа доставляет человеку
страшные мучения, его тело будто горит огнем. «Не в силах
сдерживать слезы, он продолжал: „Эта проказа совсем извела
меня. Пожалуйста, скажи, как мне вылечиться?" Услышав
слова прокаженного, Господь Чайтанья разгневался: „Луч-
ше бы тебе умереть, грешник!"» . Казалось бы, всемилос-
тивый Господь, и вдруг такое бессердечие! Но Его слова,
как мы поймем, были подлинным благословением. «Прочь
отсюда! Прочь! — в гневе продолжал Господь Чайтанья. —
Само твое присутствие призывает грех. Взглянув на тебя,
даже святому придется потом страдать. Ты мерзкий греш-
ник, ты оскорбил вайшнава, и в будущем тебя ожидают не-
мыслимые страдания. Если ты, презренный нечестивец, не
можешь вынести даже этих мук, как ты выдержишь муки
ада Кумбхипака? Вайшнав столь чист, что сам звук его име-
ни очищает вселенную. Сам Брахма чувствует счастье, когда
прославляет вайшнава. Тот, кто служит вайшнаву, получает
возможность общаться с непостижимым Верховным Госпо-
дом. Нет ничего священнее поклонения вайшнавам. Вайшна-
вы бесконечно дороги Мне» (Ч.-Б., Антья, 4.353-357). Когда
мы общаемся с преданными, нужно всегда помнить, что они
не обычные люди, и вести себя соответственно. Все вайшна-
вы очень дороги Кришне.
В «Чайтанье-Бхагавате» говорится, что все живые су-
щества — слуги Бога, и поэтому оскорбить кого-либо из них
значит обречь себя на страдания.
В той же истории о прокаженном Господь Чайтанья при-
водит стих из Шримад-Бхагаватам: «О Уддхава, — обращает-
ся к Своему другу Кришна, — ни Брахма, ни Шанкара, ни
даже Я Сам не дороги Мне так, как дорог Мне ты» (Бхаг.,
11.14.15). «„Любой, кто обидит вайшнава, — продолжал Гос-
подь Чайтанья, обращаясь к прокаженному, — будет стра-
дать. Когда вайшнав танцует, земля, по которой он ступает,
обретает процветание и удачу. Взгляд вайшнава рассеивает
неведение и грех, а взмах его рук, когда он танцует, протя-
нув руки к небу, устраняет с небесных планет всё неблаго-
приятное. Таков Шривас Пандит, возвышенный преданный.
Ты же был столь демоничен, что оскорбил его. Проказа
призвана служить для тебя напоминанием о твоем оскорбле-
нии. Она — сущий пустяк по сравнению с той карой, кото-
рая уготована для тебя Ямараджем, богом смерти. Поэтому
Я не хочу тебя видеть, и спасать тебя не собираюсь". Про-
каженный слушал Господа затаив дыхание, потом с величай-
шим смирением и кротостью взмолился, зажав зубами соло-
минку: „Меня погубила моя собственная глупость! Безумец,
одержимый болезнью материального существования, я на-
нес вайшнаву ужасное, непростительное оскорбление. Этот
гнусный поступок заслуживает наказания. Но теперь, Мой
Господь, скажи, как мне освободиться от страданий. Святые
помогают избавиться от страданий даже негодяям и оскор-
бителям. Я принял у Тебя прибежище — не отворачивайся
же от меня. Если Ты не спасешь меня, у кого тогда мне ис-
кать милости?"» (Ч.-Б., Антья 4.360-372). Вопрос, который
вот-вот задаст прокаженный, — а он спросит о том, как за-
гладить свою вину, — очень важен. «Ты знаешь, какая епи-
тимья полагается для каждого греха, мой Господь. Так научи
меня, как учит любящий отец, как мне загладить свою ви-
ну. Я посеял вайшнава апарадху и вынужден теперь вкушать
ее горькие плоды» (Ч.-Б., Антья 4.373-374). Прокаженный
хотел узнать, можно ли искупить оскорбление вайшнава, у
кого искать помощи, если Сам Господь не прощает этого
поступка? «Мыслимо ли, — думал он, — чтобы Всемилости-
вый Господь так никогда и не простил оскорбителя? Как за-
гладить свою вину?»
Некоторые религиозные люди, сторонники идеи вечного
проклятия, утверждают, что человек, совершивший грех, об-
речен страдать в аду вечно. На Западе христиане приносят
на Ратха-ятры плакаты с призывами: «Обратись в истинную
веру, или гореть тебе в геене огненной! или «Прими Иисуса
Христа, или будешь вечно гореть в аду!» — они привержен-
цы теории бессрочного проклятия. Но Господь очень милос-
тив, Он самый милосердный. Прокаженный знал об этом, и
поэтому обратился к Господу со словами: «Если Ты не прос-
тишь меня, у кого мне искать прощения?»
Чтобы понять Господа, нужно проникнуть в Его сердце.
Сам Он никогда не прощает оскорбления вайшнава, Он на-
деляет этим правом преданного. Если обидчик не получит
прибежища у стоп вайшнава, которого он оскробил, то, да-
же если вайшнав не сочтет его поступок оскорблением, Гос-
подь никогда его не простит и сурово накажет. Он всегда
оставляет за собой это право. Иногда Господь бывает весь-
ма строг к оскорбителю, и наказывает его так, чтобы дру-
гим неповадно было. Но если прощает вайшнав, прощает и
Кришна. Вспомним историю с Джагаем и Мадхаем. Господь
Чайтанья намеревался их наказать, но поскольку Нитьянан-
да простил их и вступился за них, все обошлось и Господь
Чайтанья, послушный желанию Нитьянанды, их простил.
Могущество вайшнава неизмеримо. Вспомним историю
о том, как Дурваса Муни оскорбил Махараджа Амбаришу
Диск Сударшана преследовал Дурвасу Муни повсюду, и ког-
да ему пришлось совсем солоно, он стал просить защиты у
Господа, но Господь Вишну спасать его отказался: «Я не бу-
ду вступаться за тебя, если Мой преданный этого не захо-
чет. Ни помочь, ни простить тебя я не могу — за прощением
ступай к Махарадже Амбарише». В истории с прокаженным
Господь Чайтанья говорит ему: «Проказа — первое несчас-
тье, которое настигает глупца, оскорбившего вайшнава. Но
это только начало — дальше будет хуже. У Ямараджа для
него есть восем миллионов сорок тысяч видов мучительных
пыток. Поэтому ступай же к Шривасу Пандиту и припади к
его стопам. Ты оскорбил его — у