каждый год приезжают преданные со всего
мира. Собираясь вместе, мы получаем возможность употре-
бить свое время на обсуждение тем, связанных с Господом.
В Джаганнатха Пури не было храма ИСККОН, и поэто-
му нам пришлось остановиться в гостинице, в одной из тех
многих, что находятся на берегу океана. Район, где мы жи-
ли, — это большой туристический центр, благодаря своим
пляжам довольно известный среди туристов с Запада. Там
очень легко забыть, сколько удивительных игр явил Господь
в этом городе, и превратиться в заурядного туриста. Но мы
ездим в Джаганнатаха Пури не для того, чтобы любовать-
ся его достопримечательностями и наслаждаться купанием в
океане. В прибрежной гостинице, где я остановился, жили и
другие преданные, и мы с ними решили в полной мере вос-
пользоваться своим пребыванием в Пури и посетить те мес-
та, где Господь являл Свои игры. Так как нам вовсе не хо-
телось пасть жертвами духа наслаждения, царившего среди
туристов, мы отправились к самадхи Харидаса Тхакура. Там
мы стали обсуждать его игры и сразу почувствовали, как на-
ше сознание полностью изменилось. Мы поняли, что беседы
о Господе — это именно то, чем нужно заниматься в святых
местах.
Крайне важно понять этот принцип — собираясь вместе,
мы должны посвящать как можно больше времени говорить
об играх Господа. Порой такая кришна-катха формальна,
как, например, когда преданный приходит послушать лекцию
в храме. Он идет в храм, зная, что услышит там что-нибудь
о Кришне. Однако если у преданного есть желание развить
в себе сознание Кришны, его участие в кришна-катхе пере-
стает быть формальным. Общаясь с теми, кто разделяет его
стремления, такой человек всегда думает, как правильно вос-
пользоваться этой возможностью общения и возвысить свое
сознание. Преданный знает, что если он не будет говорить
об играх Господа, он скатится до пустых разговоров.
Встречая друг друга, первым делом мы задаем обычные
вопросы: о погоде и здоровье, но если затем мы не начи-
наем говорить о Кришне, то погружаемся в грамйа-катху,
«деревенскую болтовню», которая сводится как правило к
перемыванию косточек общих знакомых. Преданный всегда
должен стремиться возвысить свое сознание, посвящая свое
время обсуждению игр Верховной Личности Бога. В против-
ном случае он будет работать только для поддержания соб-
ственного тела. Преданный должен подняться над телесными
представлениями о жизни. Если человек сосредоточен исклю-
чительно на поддержании своего тела и, таким образом, не
развивает в себе желание слушать о трансцендентных играх
Господа, ему будет невероятно трудно совершенствоваться в
духовной жизни. Поэтому необходимо очистить свою мате-
риалистическую деятельность, поместив в ее центр сознание
Кришны. Это должны практиковать и члены семьи. По ме-
ре того, как человек будет говорить о Кришне, будет застав-
лять себя говорить о Нем и обсуждать Его игры, он будет
осознавать, что в мире есть нечто большее, нежели просто
работа для поддержания материального тела. Главная цель
жизни — целиком погрузиться в мысли о Кришны, и в кон-
це жизни оставить тело в сознании Кришны.
Склонность к праджалпе чрезвычайно опасна. Если че-
ловек не думает, что говорит, он рискует завязнуть в трясине
пустых разговоров, беспредметных споров и дискуссий, спле-
тен и критики. Поэтому нам следует взять за правило обсуж-
дение игр Господа в обществе близких нам по духу предан-
ных. Если мы не будем осмотрительны, то даже в обществе
преданных мы будем предаваться пустой болтовне, ни при-
носящей ни малейшего блага ни нам самим, ни всем осталь-
ным, кто в них участвует. Говорите о Кришне, сделайте это
своим правилом. Если по-другому не получается, пусть это
будет пока формально. Главное — чтобы вы общались друг
с другом правильно.
Воспевание святых имен
О десяти оскорблениях святого имени
Днепропетровск, июнь 1996 года
«Шримад-Бхагаватам», 3.29.9
Вопрос: Как не потерять вкус к преданному служению?
Ответ: Именно для этого нам даны четкие определения де-
сяти оскорблений святого имени. Они как предупреждающие
дорожные знаки. Когда вы едете по незнакомой дороге, вы
стараетесь внимательно смотреть перед собой и ни на что не
отвлекаться. Если у дороги стоит знак, обозначающий кру-
той поворот, вы его замечаете и готовитесь к тому, что скоро
вам предстоит повернуть. Десять оскорблений святого имени
подобны дорожных знакам. Конечно, прежде всего нужно со-
средоточиться на воспевании святого имени, а не на оскорб-
лениях. Человек, который едет на машине, думает главным
образом о дороге, а не о дорожных знаках. Однако знаками
тоже пренебрегать не стоит, потому что те, кто строил эту
дорогу, лучше кого бы то ни было знали все ее особенности
и подвохи, и оставили для вас предупреждающие знаки. По-
добным образом, Господь знает, что на своем пути вы встре-
титесь со многими препятствиями. Поэтому Он предостере-
гает вас: «Будьте осмотрительны! Впереди крутой поворот».
Нужно избегать этих оскорблений. Это поможет вашей ма-
шине идти гладко и не оказаться в кювете. Если же вы не
обратите внимания на знак и будете ехать как ни в чем ни
бывало, вы обязательно там окажетесь.
Повторение святого имени — основа
духовной жизни
Киев, октябрь 1990 года
«Бхагавад-гита», 8.8
О Партха, тот, кто медитирует на Меня, Верховную Лич-
ность Бога, чей ум постоянно занят мыслями обо Мне и ни-
когда не отвлекается ни на что другое, без сомнения, вер-
нется в Мою обитель.
Комментарий Шрилы Прабхупады: В этом стихе Господь
Кришна говорит, что человек должен всегда помнить о Нем.
Чтобы помнить о Кришне, необходимо повторять маха-ман-
тру Харе Кришна. Повторяя и слушая звуки имени Верхов-
ного Госпоа, мы занимаем свои уши, язык и ум в служении
Ему. Эта мистическая медитация, заниматься которой совсем
нетрудно, поможет нам достичь Верховного Господа.