Пуру-
илам значит наслаждающийся. Хотя живые существа являют-
ся пограничной энергией Верховного Господа, они покрыты
материальной скверной и потому считают себя наслаждаю-
щимися. Но они забывают, что не являются верховным на-
слаждающимся. Здесь ясно сказано, что Верховный наслаж-
дающийся — это Бог, Верховная Личность, в Его различных
проявлениях и полных экспансиях: Нараяны, Васудевы и т.д.
Повторяя Харе Кришна, преданный сможет все время ду-
мать о том, кому он поклоняется, то есть о Верховном Гос-
поде в одной из Его форм: Нараяны, Кришны, Рамы и т.д.
Постоянно повторяя святое имя, он очиститься от матери-
альной скверны и в конце жизни перенесется в царство Бо-
га. Йоги медитируют на Сверхдушу в сердце, а преданный,
повторяя Харе Кришна, всегда держит ум сосредоточенным
на Верховном Господе. Ум очень беспокоен и неустойчив, по-
этому его необходимо заставить думать о Кришне. В связи с
этим часто приводят в пример гусеницу, которая все время
думает о том, чтобы стать бабочкой и превращается в ба-
бочку в той же самой жизни. Точно так же, если мы будем
беспрестанно думать о Кришне, то в конце жизни мы обяза-
тельно получим такое же тело, каким обладает Кришна.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: В этом стихе
Кришна говорит, что преданный должен обладать твердой
решимостью, и, если Кришна является целью его постоян-
ной медитации, преданный, несомненно, достигнет Господа.
Шрила Прабхупада объясняет в своем комментарии, что эта
медитация — повторение святого имени. Он говорит, что ее
очень легко практиковать и что при помощи ее человек мо-
жет достичь Верховного Господа. Тот, кто повторяет святые
имена Господа в соответствии с указаниями великих предан-
ных, избавится от страха и сомнений. Этот путь открыт для
всех.
этан нирвидйамананам
иччхатам акуто-бхайам
йогинам нрпа нирнитам
харер наманукиртанам
«О царь, постоянное повторение святого имени Господа по
примеру великих авторитетов избавляет от страха и со-
мнений и приводит к успеху любого — и того, у кого нет
никаких материальных желаний, и того, кто жаждет мате-
риальных наслаждений, и даже того, кто, обладая транс-
цендентным знанием, черпает удовлетворение в самом себе»
(Бхаг., 2.1.11).
Занимаясь преданным служением, мы должны связы-
вать всю свою деятельность с повторением святого имени. В
«Чайтанья-чаритамрите» Шрила Прабхупада объясняет, что
человек, занятый преданным служением, постоянно служит
святому имени Господа, а это, в свою очередь, означает, что
он посвятил распространению святого имени свою жизнь.
Жизнь преданного построена вокруг повторения Харе Криш-
на мантры. Он осознает, что святое имя Господа и Сам Гос-
подь неотличны друг от друга. Преданный твердо верит в то,
что, общаясь с Кришной через Его святое имя и неустанно
стараясь служить Ему, он сможет достичь обители Господа.
Мы должны стремиться повторять святое имя постоянно, по-
тому что это основа нашей жизни в сознании Кришны.
калер доша-нидхе раджан
асти хй эко махан гунах
киртанад эва кршнасйа
мукта-сангах парам враджет
«Мой дорогой царь, хотя Кали-юга и является океаном дур-
ных качеств, она имеет одно замечательное свойство: прос-
то повторяя Харе Кришна маха-мантру, человек этой эпохи
может освободиться из материального рабства и перенестись
в трансцендентное царство» (Бхаг., 12.3.51).
Неверно думать, что мы должны повторять Харе Криш-
на мантру только во время утренней джапы. Воспеванию
посвящена вся жизнь преданного. Оно пронизывает всю его
деятельность. Кришна говорит: «А теперь, Арджуна, выпол-
няй свои предписанные обязанности и одновременно думай
обо Мне». Это значит, что, выполняя свои обязанности, мы
должны повторять Харе Кришна мантру.
Однажды Шрила Прабхупада вышел из Нью-Йоркского
храма и увидел преданного, который, подметая дорогу перед
храмом, повторял мантру. Прабхупада сказал сопровождав-
шим его преданным: «Вот оно, совершенство. Он занимает-
ся служением и одновременно воспевает святое имя». Шри-
ла Прабхупада всегда был очень рад видеть, как преданные
воспевают святое имя, он горячо желал, чтобы его ученики
прославляли Господа и повторяли святые имена. Сам Шрила
Прабхупада, оставляя тело, был полностью погружен в звук
святого имени Господа. Ученики, окружавшие его в тот мо-
мент, громко повторяли Харе Кришна мантру, и он ушел,
плавая в нектаре святого имени. Сознание Шрилы Прабхупа-
ды было целиком сосредоточено на Господе. Кришна утверж-
дает, что любой, кто, покидая тело, помнит Его, сразу же
достигает Его обители. И это, несомненно так.
Шрила Прабхупада объясняет в комментарии, что, посто-
янно повторяя Харе Кришна мантру, преданный очищается,
и в конце концов переносится в царство Бога. Это цель на-
шей медитации. Кто-то может думать, что медитация предна-
значена для того, чтобы избавиться от беспокойств, причи-
няемых умом, и таким образом достичь умиротворения, но
преданный понимает, что истинное назначение медитации —
быть всегда сосредоточенным на Кришне. В этом ее суть.
До тех пор, пока у нас нет естественной привязанности к
Господу, пока наш ум неустойчив, нам приходится заставлять
себя думать о Кришне. Несмотря на то, что Кришна всепри-
влекающий, и способен привлечь к Себе любого, у человека,
чье сознание обусловлено, нет спонтанной привязанности к
Нему. Поэтому на начальном этапе некоторое принуждение
неизбежно. Мы заставляем себя слушать святое имя, повто-
ряя джапу, заставляем себя думать о Кришне, занимаясь в
течение дня своим служением. Что значит думать о служе-
нии Господу? Мы напоминаем себе, что служение, которое
мы выполняем, предназначено ради удовлетворения Господа.
Это одна из форм медитации. Служение Господу неотлично
от Него Самого, поэтому думая о служении, преданный ду-
мает о Самом Кришне. Когда мы слушаем о Кришне, мы ду-
маем о Нем. Когда мы говорим о Кришне, мы также дума-
ем о Нем.
Есть девять процессов преданного служения: шраванам,
киртанам, вишну-смаранам и т. д. Слушать о Кришне и вос-
певать Его славу — это первые два. Слушать о Господе так
важно потому,