Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 56 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 56

под-

держания своего тела и своей семьи, а то, что цель его дея-

тельности это служение Кришне, вылетит у него из головы.

Безусловно, поддерживать свое существование необходимо,

но человек должен также развивать привязанность к Кришне.

дхармах свануштхитах пумсам

вишваксена-катхасу йах

нотпадайед йади ратим

шрама эва хи кевалам

«Вся деятельность человека, совершаемая им в соответст-

вии с его положением, — бесполезный труд, если она не про-

буждает в нем интереса к посланию Личности Бога» (Бхаг.,

1.2.8). Если преданный домохозяин, ему приходится рабо-

тать. Но он также должен регулярно слушать о Кришне в

обществе преданных. Это будет давать ему силу. Не имея ду-

ховной силы, очень легко забыть Кришну. Повторение свя-

того имени Господа и слушание о Нем в обществе предан-

ных очень важны. Это основа духовной жизни, так можно

развить в себе веру. Мы всегда подчеркиваем, как важно слу-

шать о Кришне, поскольку с этого все начинается.

Не каждый способен бросить свою работу и поселиться

в ашраме, да это и не нужно. Ашрам предназначен для брах-

мачари, которые способны жить очень просто, — соблюдать

целибат и быть смиренными слугами своего духовного учи-

теля. Для тех, кто не живет как брахмачари, существует гри-

хастха-ашрам. Слово ашрам означает «прибежище». В чем

же прибежище для тех, кто в грихастха-ашраме? Нарада Му-

ни объясняет это Махарадже Юдхиштхире в Седьмой Песни

«Бхагаватам». Первое, о чем он говорит Махарадже Юдхиш-

тхире, это что человек должен ежедневно слушать об играх

Верховной Личности Бога. Иначе у него в грихастха-ашраме

никакого прибежища не будет. Если вы попытаетесь найти

прибежище в чем-то другом, это будет уже не грихастха, а

грихамедхи-ашрам. Словосочетание грихамедхи-ашрам звучит

как парадокс, потому что у грихамедхи нет ашрама, прибе-

жища. Грихастхи находят прибежище в играх Кришны. Да-

же если они не в состоянии ежедневно посещать лекции по

«Бхагаватам» в храме, они все равно должны каждый день

слушать о Кришне в обществе преданных.

Бывают, конечно, случаи, когда преданный не может при-

ходить в храм на лекции, однако вы должны стараться устро-

ить свою жизнь так, чтобы у вас такая возможность была,

если не каждый день, то по крайней мере несколько дней в

неделю. В те дни, когда у вас не получается пойти в храм,

вы должны слушать о Кришне дома. Только тот, кто слуша-

ет, имеет силу. Как духовный учитель может помочь учени-

ку совершенствоваться в духовной жизни, если тот не слу-

шает о Кришне регулярно? Назад к Богу приводит ученика

не инициация как обряд, а связь между духовным учителем

и учеником, основанная на том, что ученик слушает настав-

ления духовного учителя. Эта связь прочна только если уче-

ник слушает. Лишь в этом случае духовный учитель может

помочь ему избавиться от болезни материального существо-

вания. Если вам нужно соединить в электрическую цепь два

провода, и вы, не спаяв их как следует, просто обматываете

их изолентой, чтобы кое-как держалось, на поверхностный

взгляд может показаться, что они надежно соединены. Одна-

ко ток по проводам идти не будет, потому что между ними

нет контакта. Подобным образом, человек может называть

себя учеником, но если он не следует строго наставлениям

духовного учителя — между ними не будет связи, как между

теми плохо соединенными проводами. Ученика связывает с

парампарой не инициация, связь возникает благодаря слуша-

нию. Стремиться нужно не к инициации, она не конечный,

а сопутствующий результат. Прежде всего необходимо слу-

шать. К ученику, который регулярно слушает о Кришне, со

временем придет все, что нужно.

* * *

Тот, кто всегда ищет в других недостатки, находится под вли-

янием гун страсти и невежества. Если человек любит крити-

ковать других, первое, от чего ему следует избавиться, так

это от зависти. Потом он должен научиться заботиться о

благе других людей. Невозможно очистить сердце человека,

ругая его. Искать в других недостатки проще простого, для

этого не требуется особый духовный уровень. Все материа-

листы в этом большие мастера. Они ищут недостатки даже

у безупречных людей. Но преданный видит в людях только

хорошее. На это способны только независтливые. Если вы

видите в других людях только плохое, вы не сумеете им по-

мочь, а потому для вас нет смысла и на недостатки указы-

вать.

Если удается разжечь в человеке искорку сознания Криш-

ны, он само собой приобретет хорошие качества и освобо-

дится от дурных. Но сделать человека лучше, критикуя его,

нельзя. Прежде всего мы должны видеть в других хорошее,

а это значит понимать, что Кришна присутствует в его серд-

це. Если преданный все еще не в состоянии это понять, ему

не стоит и думать о том, чтобы кого-либо осуждать или от-

читывать. Ему лучше предоставить это тем, у кого есть на

то полномочия, и начать избавляться от своих собственных

недостатков. Как правило, человек, который любит искать

в других недостатки, настолько этим увлекается, что совсем

перестает видеть в людях хорошее. Это очень плохо, пото-

му что Кришна находится в сердце каждого живого сущест-

ва. Если мы ни в ком не видим хороших качеств, это свиде-

тельствует о том, что нам самим есть, над чем поработать.

Не стоит порываться искать недостатки в других, пока наше

собственное сердце нуждается в генеральной уборке. Есть ан-

глийская поговорка: «Живущим в стеклянных домах, не сто-

ит бросаться камнями». Если мы сами далеки от совершен-

ства, лучше воздержаться от критиканства; следить за собой

и не осуждать окружающих.

Проблемы в семейной жизни

Бостон, январь 1998 года

«Шримад-Бхагаватам», 8.12.35

Шрила Прабхупада говорит, что семейный человек может

жить как грихастха-брахмачари. Он объясняет, что гри-

хастхи тоже должны ограничивать себя,

Навигация:

Страница 58
Страница 57
-- Страница 56 --
Страница 55
Страница 54