под-
держания своего тела и своей семьи, а то, что цель его дея-
тельности это служение Кришне, вылетит у него из головы.
Безусловно, поддерживать свое существование необходимо,
но человек должен также развивать привязанность к Кришне.
дхармах свануштхитах пумсам
вишваксена-катхасу йах
нотпадайед йади ратим
шрама эва хи кевалам
«Вся деятельность человека, совершаемая им в соответст-
вии с его положением, — бесполезный труд, если она не про-
буждает в нем интереса к посланию Личности Бога» (Бхаг.,
1.2.8). Если преданный домохозяин, ему приходится рабо-
тать. Но он также должен регулярно слушать о Кришне в
обществе преданных. Это будет давать ему силу. Не имея ду-
ховной силы, очень легко забыть Кришну. Повторение свя-
того имени Господа и слушание о Нем в обществе предан-
ных очень важны. Это основа духовной жизни, так можно
развить в себе веру. Мы всегда подчеркиваем, как важно слу-
шать о Кришне, поскольку с этого все начинается.
Не каждый способен бросить свою работу и поселиться
в ашраме, да это и не нужно. Ашрам предназначен для брах-
мачари, которые способны жить очень просто, — соблюдать
целибат и быть смиренными слугами своего духовного учи-
теля. Для тех, кто не живет как брахмачари, существует гри-
хастха-ашрам. Слово ашрам означает «прибежище». В чем
же прибежище для тех, кто в грихастха-ашраме? Нарада Му-
ни объясняет это Махарадже Юдхиштхире в Седьмой Песни
«Бхагаватам». Первое, о чем он говорит Махарадже Юдхиш-
тхире, это что человек должен ежедневно слушать об играх
Верховной Личности Бога. Иначе у него в грихастха-ашраме
никакого прибежища не будет. Если вы попытаетесь найти
прибежище в чем-то другом, это будет уже не грихастха, а
грихамедхи-ашрам. Словосочетание грихамедхи-ашрам звучит
как парадокс, потому что у грихамедхи нет ашрама, прибе-
жища. Грихастхи находят прибежище в играх Кришны. Да-
же если они не в состоянии ежедневно посещать лекции по
«Бхагаватам» в храме, они все равно должны каждый день
слушать о Кришне в обществе преданных.
Бывают, конечно, случаи, когда преданный не может при-
ходить в храм на лекции, однако вы должны стараться устро-
ить свою жизнь так, чтобы у вас такая возможность была,
если не каждый день, то по крайней мере несколько дней в
неделю. В те дни, когда у вас не получается пойти в храм,
вы должны слушать о Кришне дома. Только тот, кто слуша-
ет, имеет силу. Как духовный учитель может помочь учени-
ку совершенствоваться в духовной жизни, если тот не слу-
шает о Кришне регулярно? Назад к Богу приводит ученика
не инициация как обряд, а связь между духовным учителем
и учеником, основанная на том, что ученик слушает настав-
ления духовного учителя. Эта связь прочна только если уче-
ник слушает. Лишь в этом случае духовный учитель может
помочь ему избавиться от болезни материального существо-
вания. Если вам нужно соединить в электрическую цепь два
провода, и вы, не спаяв их как следует, просто обматываете
их изолентой, чтобы кое-как держалось, на поверхностный
взгляд может показаться, что они надежно соединены. Одна-
ко ток по проводам идти не будет, потому что между ними
нет контакта. Подобным образом, человек может называть
себя учеником, но если он не следует строго наставлениям
духовного учителя — между ними не будет связи, как между
теми плохо соединенными проводами. Ученика связывает с
парампарой не инициация, связь возникает благодаря слуша-
нию. Стремиться нужно не к инициации, она не конечный,
а сопутствующий результат. Прежде всего необходимо слу-
шать. К ученику, который регулярно слушает о Кришне, со
временем придет все, что нужно.
* * *
Тот, кто всегда ищет в других недостатки, находится под вли-
янием гун страсти и невежества. Если человек любит крити-
ковать других, первое, от чего ему следует избавиться, так
это от зависти. Потом он должен научиться заботиться о
благе других людей. Невозможно очистить сердце человека,
ругая его. Искать в других недостатки проще простого, для
этого не требуется особый духовный уровень. Все материа-
листы в этом большие мастера. Они ищут недостатки даже
у безупречных людей. Но преданный видит в людях только
хорошее. На это способны только независтливые. Если вы
видите в других людях только плохое, вы не сумеете им по-
мочь, а потому для вас нет смысла и на недостатки указы-
вать.
Если удается разжечь в человеке искорку сознания Криш-
ны, он само собой приобретет хорошие качества и освобо-
дится от дурных. Но сделать человека лучше, критикуя его,
нельзя. Прежде всего мы должны видеть в других хорошее,
а это значит понимать, что Кришна присутствует в его серд-
це. Если преданный все еще не в состоянии это понять, ему
не стоит и думать о том, чтобы кого-либо осуждать или от-
читывать. Ему лучше предоставить это тем, у кого есть на
то полномочия, и начать избавляться от своих собственных
недостатков. Как правило, человек, который любит искать
в других недостатки, настолько этим увлекается, что совсем
перестает видеть в людях хорошее. Это очень плохо, пото-
му что Кришна находится в сердце каждого живого сущест-
ва. Если мы ни в ком не видим хороших качеств, это свиде-
тельствует о том, что нам самим есть, над чем поработать.
Не стоит порываться искать недостатки в других, пока наше
собственное сердце нуждается в генеральной уборке. Есть ан-
глийская поговорка: «Живущим в стеклянных домах, не сто-
ит бросаться камнями». Если мы сами далеки от совершен-
ства, лучше воздержаться от критиканства; следить за собой
и не осуждать окружающих.
Проблемы в семейной жизни
Бостон, январь 1998 года
«Шримад-Бхагаватам», 8.12.35
Шрила Прабхупада говорит, что семейный человек может
жить как грихастха-брахмачари. Он объясняет, что гри-
хастхи тоже должны ограничивать себя,