хотя общаться с
представителями противоположного пола им разрешается.
Однако это приносит массу беспокойств. Не так давно я бе-
седовал с украинскими преданными и обнаружил, что неко-
торые из них начинают понимать: общение с представителя-
ми противоположного пола создает в жизни беспокойства.
Когда юноша и девушка испытывают симпатию друг к
другу и решают создать семью, они, естественно, хотят друг с
другом общаться. Но в соответствии с нашей традицией вна-
чале уединяться им не разрешается, поскольку они еще сами
не уверены в том, что подходят друг другу, и в любой мо-
мент могут передумать. Они должны стараться не подавать
окружающим повод для подозрений и не общаться наедине.
Потом юноше и девушке хочется более близких отношений,
а развивать их на виду у всех им неловко. Им приходит в
голову, что неплохо иметь свой угол, где можно было бы
спокойно общаться. С этого начинаются сложности. Первая
проблема, с которой они сталкиваются, это где жить и на ка-
кие средства содержать дом. Жизнь усложняется. Это гораздо
труднее, чем сидеть где-нибудь в алтарной и читать «Источ-
ник вечного наслаждения». Казалось, не так уж велики бы-
ли их запросы — им просто захотелось уединения, но теперь
им приходится хлопотать по хозяйству, ходить на работу, и
времени на чтение «Источника», ради чего они, собственно,
все это и затеяли, у них уже не остается. Они думали, что
читать вдвоем «Источник» — счастье неописуемое, а вышли
одни сплошные беспокойства.
Совершенная семейная жизнь
«Шримад-Бхагаватам» 7.14.3
Алма-Ата, Октябрь 1997 года
«Шримад-Бхагаватам» 7.14.3-4
Рига, 2 июля 1997 года
Лекции о жизни домохозяев я читал во многих городах. За-
бавно было видеть недоумевающие лица сидящих рядом до-
мохозяев, когда я читал название главы. Семейные люди не
возьмут в толк, как с понятием «семейная жизнь» можно упо-
требить эпитет «совершенная». Чаще всего семейная жизнь
достаточно обременительна. Но несмотря на это, в Седьмой
Песни есть целая глава с таким названием. О том, что такое
совершенная семейная жизнь, рассказывает, прославляя ее,
брахмачари, Нарада Муни. Очевидно выражение «совершен-
ная семейная жизнь» все-таки имеет смысл, иначе чего ради
Нарада Муни посвящал бы ей столько времени?
Наставления, которые содержатся в этой главе, полезны
не только для грихастх. Не стоит думать, что если вы носи-
те шафран, то все, что написано в главе «Совершенная се-
мейная жизнь», не имеет к вам никакого отношения. Слушая
очень внимательно, вы обнаружете много полезных настав-
лений как о семейной жизни, так и о том, как ее избежать.
Неважно, намереваетесь ли вы остаться брахмачари, или у
вас уже есть семья и вы хотите научиться жить не слишком
к ней привязываясь, или, может быть, у вас трудности в се-
мейной жизни и вы нуждаетесь в совете, — эти наставления
помогут всем.
Свои знаменитые наставления Нарада Муни произносит
в ответ на просьбу Юдхиштхиры Махараджа объяснить, как
достичь освобождения семейным людям, ничего не знающим
о цели человеческой жизни и каким поучениям Вед они долж-
ны следовать. Нарада отвечает, что домохозяева должны за-
рабатывать на жизнь, но вместо того, чтобы наслаждаться
плодами своей деятельности, их следует предлагать Кришне.
Шрила Прабхупада пишет в комментарии: «Как прави-
ло, грихастх называют гриха-мудха дхи — «те, кто ничего
не знает о смысле жизни». Всем людям нужно предоста-
вить возможность слушать о Кришне, в особенности гри-
хастхам». Грихастхи часто говорят, что у них нет времени
слушать о Кришне, и полагают порой, что им достаточно
зарабатывать деньги и выполнять обязанности перед своей
семьей. Но Шрила Прабхупада, когда переводит слово ятах-
калам (ятах-калам означает «в свободное время»), говорит,
что все-таки свободное время у грихастх бывает — вечером
или днем. Домохозяин может возразить: «Это только кажет-
ся, что найти свободное время очень легко. Я работаю ведь
день, да и дорога отнимает немало времени. Домой я добира-
юсь совершенно вымотавшись. Шрила Прабхупада говорит
здесь, что большинство семейных людей нынче грихамедхи.
Вернувшись после работы домой, они идут в ночные клубы
или рестораны, болтают о политике и ничего не знают об
истинной цели жизни.
Нарада Муни определяет домохозяина как человека, у
которого есть дом, и в связи с этим у него множество обя-
занностей. Семейный человек обзаводится домом, чтобы его
жене и детям было где жить, и обеспечивает их всем не-
обходимым. «Поэтому в первую очередь, — говорит Нара-
да Муни, — домохозяин должен зарабатывать на жизнь. Но
вместо того, чтобы наслаждаться плодами своего труда, он
должен научиться предлагать их Кришне». У семейного че-
ловека есть обязательства не только по отношению к Криш-
не — таков удел человека, который содержит дом и семью.
Что-то он должен друзьям, семье, что-то обществу. По су-
ти, он связан по рукам и ногам. Уже одно то, что ему при-
ходится зарабатывать на жизнь, подразумевает зависимость,
и прежде всего от работодателей.
За счет чего человек живет? Он работает и служит об-
ществу. Так устроено человеческое общество, в том числе и
ведическое — кем бы ни был домохозяин, он должен дейст-
вовать на его благо. Брахман служит обществу, изучая Веды
и обучая Ведам других, поклоняясь Божествам и обучая дру-
гих поклоняться Божествам, принимая пожертвования и со-
вершая жертвоприношения. Если же брахман не может слу-
жить обществу, давая людям знание Вед, он может приносить
пользу как руководитель, помогая достичь в обществе гар-
монии, управляя обществом так, чтобы люди служили Гос-
поду. При этом он не должен забывает и об экономическом
благополучии домохозяев.
Что касается домохозяев-вайшей, то, как правило, они за-
нимаются коммерцией. Но и они должны трудиться на благо
общества, иначе они не смогут получать то, что им