Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 57 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 57

хотя общаться с

представителями противоположного пола им разрешается.

Однако это приносит массу беспокойств. Не так давно я бе-

седовал с украинскими преданными и обнаружил, что неко-

торые из них начинают понимать: общение с представителя-

ми противоположного пола создает в жизни беспокойства.

Когда юноша и девушка испытывают симпатию друг к

другу и решают создать семью, они, естественно, хотят друг с

другом общаться. Но в соответствии с нашей традицией вна-

чале уединяться им не разрешается, поскольку они еще сами

не уверены в том, что подходят друг другу, и в любой мо-

мент могут передумать. Они должны стараться не подавать

окружающим повод для подозрений и не общаться наедине.

Потом юноше и девушке хочется более близких отношений,

а развивать их на виду у всех им неловко. Им приходит в

голову, что неплохо иметь свой угол, где можно было бы

спокойно общаться. С этого начинаются сложности. Первая

проблема, с которой они сталкиваются, это где жить и на ка-

кие средства содержать дом. Жизнь усложняется. Это гораздо

труднее, чем сидеть где-нибудь в алтарной и читать «Источ-

ник вечного наслаждения». Казалось, не так уж велики бы-

ли их запросы — им просто захотелось уединения, но теперь

им приходится хлопотать по хозяйству, ходить на работу, и

времени на чтение «Источника», ради чего они, собственно,

все это и затеяли, у них уже не остается. Они думали, что

читать вдвоем «Источник» — счастье неописуемое, а вышли

одни сплошные беспокойства.

Совершенная семейная жизнь

«Шримад-Бхагаватам» 7.14.3

Алма-Ата, Октябрь 1997 года

«Шримад-Бхагаватам» 7.14.3-4

Рига, 2 июля 1997 года

Лекции о жизни домохозяев я читал во многих городах. За-

бавно было видеть недоумевающие лица сидящих рядом до-

мохозяев, когда я читал название главы. Семейные люди не

возьмут в толк, как с понятием «семейная жизнь» можно упо-

требить эпитет «совершенная». Чаще всего семейная жизнь

достаточно обременительна. Но несмотря на это, в Седьмой

Песни есть целая глава с таким названием. О том, что такое

совершенная семейная жизнь, рассказывает, прославляя ее,

брахмачари, Нарада Муни. Очевидно выражение «совершен-

ная семейная жизнь» все-таки имеет смысл, иначе чего ради

Нарада Муни посвящал бы ей столько времени?

Наставления, которые содержатся в этой главе, полезны

не только для грихастх. Не стоит думать, что если вы носи-

те шафран, то все, что написано в главе «Совершенная се-

мейная жизнь», не имеет к вам никакого отношения. Слушая

очень внимательно, вы обнаружете много полезных настав-

лений как о семейной жизни, так и о том, как ее избежать.

Неважно, намереваетесь ли вы остаться брахмачари, или у

вас уже есть семья и вы хотите научиться жить не слишком

к ней привязываясь, или, может быть, у вас трудности в се-

мейной жизни и вы нуждаетесь в совете, — эти наставления

помогут всем.

Свои знаменитые наставления Нарада Муни произносит

в ответ на просьбу Юдхиштхиры Махараджа объяснить, как

достичь освобождения семейным людям, ничего не знающим

о цели человеческой жизни и каким поучениям Вед они долж-

ны следовать. Нарада отвечает, что домохозяева должны за-

рабатывать на жизнь, но вместо того, чтобы наслаждаться

плодами своей деятельности, их следует предлагать Кришне.

Шрила Прабхупада пишет в комментарии: «Как прави-

ло, грихастх называют гриха-мудха дхи — «те, кто ничего

не знает о смысле жизни». Всем людям нужно предоста-

вить возможность слушать о Кришне, в особенности гри-

хастхам». Грихастхи часто говорят, что у них нет времени

слушать о Кришне, и полагают порой, что им достаточно

зарабатывать деньги и выполнять обязанности перед своей

семьей. Но Шрила Прабхупада, когда переводит слово ятах-

калам (ятах-калам означает «в свободное время»), говорит,

что все-таки свободное время у грихастх бывает — вечером

или днем. Домохозяин может возразить: «Это только кажет-

ся, что найти свободное время очень легко. Я работаю ведь

день, да и дорога отнимает немало времени. Домой я добира-

юсь совершенно вымотавшись. Шрила Прабхупада говорит

здесь, что большинство семейных людей нынче грихамедхи.

Вернувшись после работы домой, они идут в ночные клубы

или рестораны, болтают о политике и ничего не знают об

истинной цели жизни.

Нарада Муни определяет домохозяина как человека, у

которого есть дом, и в связи с этим у него множество обя-

занностей. Семейный человек обзаводится домом, чтобы его

жене и детям было где жить, и обеспечивает их всем не-

обходимым. «Поэтому в первую очередь, — говорит Нара-

да Муни, — домохозяин должен зарабатывать на жизнь. Но

вместо того, чтобы наслаждаться плодами своего труда, он

должен научиться предлагать их Кришне». У семейного че-

ловека есть обязательства не только по отношению к Криш-

не — таков удел человека, который содержит дом и семью.

Что-то он должен друзьям, семье, что-то обществу. По су-

ти, он связан по рукам и ногам. Уже одно то, что ему при-

ходится зарабатывать на жизнь, подразумевает зависимость,

и прежде всего от работодателей.

За счет чего человек живет? Он работает и служит об-

ществу. Так устроено человеческое общество, в том числе и

ведическое — кем бы ни был домохозяин, он должен дейст-

вовать на его благо. Брахман служит обществу, изучая Веды

и обучая Ведам других, поклоняясь Божествам и обучая дру-

гих поклоняться Божествам, принимая пожертвования и со-

вершая жертвоприношения. Если же брахман не может слу-

жить обществу, давая людям знание Вед, он может приносить

пользу как руководитель, помогая достичь в обществе гар-

монии, управляя обществом так, чтобы люди служили Гос-

поду. При этом он не должен забывает и об экономическом

благополучии домохозяев.

Что касается домохозяев-вайшей, то, как правило, они за-

нимаются коммерцией. Но и они должны трудиться на благо

общества, иначе они не смогут получать то, что им

Навигация:

Страница 59
Страница 58
-- Страница 57 --
Страница 56
Страница 55