Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 58 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 58

жизнен-

но необходимо. В современном обществе вайшьи выполняют

свои обязанности.

Смысл как этого, так и следующих стихов, состоит в том

что семейный человек, из-за того, что ему приходится содер-

жать дом, становится обязанным обществу, в котором живет.

Что уж говорить, если у него есть семья, которую он дол-

жен обеспечить и за которую несет ответственность. У него

масса забот: как угодить начальнику, как вернуть долги, где

взять деньги, чтобы заплатить за электричество, газ и воду.

Ко всему этому ему нужно думать о благе общества — пла-

тить налоги. Хочет он или не хочет, но думать о своих обя-

занностях перед обществом ему приходится. И не успевает

он взяться за работу, как за плодами его труда выстраивается

очередь. Ему так хотелось вкусить плодов своей деятельнос-

ти, но, как оказывается, не ему одному — желающих мно-

го, и каждый предъявляет свои требования: правительство,

друзья, семья. Нужно что-то покупать, за что-то платить...

Все тянут руки за плодами его нелегкого труда, и среди всего

этого кошмара домохозяин, предполагается, должен думать:

«Все, что я сделал — для Тебя, Кришна». Это непросто. Тя-

жело думать и о Кришне, и о многочисленных требовани-

ях окружающих. Тем не менее, именно с этого начинает На-

рада Муни: домохозяин должен зарабатывать себе на жизнь

и вместо того, чтобы наслаждаться плодами своего труда,

предлагать их Кришне. Домохозяин недоумевает, что он мо-

жет предложить Кришне, если все давно разобрали. Как тут

представишь себе, что всё отдал Кришне, да и досталось ли

Кришне что-нибудь вообще! «Разве в таких условиях можно

думать о Кришне!—терзается сомнениями домохозяин.—

Но ведь я должен, должен думать, что делаю все для Криш-

ны! Да полноте, — возражает он сам себе. — Разве я зараба-

тываю деньги для Кришны? Кого я хочу обмануть! Я ведь

так не думаю, да это и невозможно!»

Обитатель этого призрачного материального мира обре-

менен множеством обязательств. Он трудится, и все плоды

его труда идут на то, чтобы обустроить свой мирок. Поэтому

Нарада Муни дает домохозяевам такие четкие и ясные на-

ставления: нужно жить очень просто и не накапливать боль-

ше чем надо для того, чтобы поддерживать вместе душу и те-

ло. Зарабатывать на жизнь значит работать для того чтобы

поддерживать душу и тело вместе. В современном материа-

листическом обществе люди почему-то считают, что иметь

средства к существованию значит получать как можно боль-

ше денег. Но в Ведическом обществе под средствами к су-

ществованию подразумевают то, что жизненно необходимо.

Нарада Муни говорит, что грихастха должен всегда об-

щаться со святыми и с величайшим почтением слушать о

Верховном Господе и Его экспансиях, изложенных в «Шри-

мад-Бхагаватам» и других Пуранах. Постепенно человек дол-

жен пробудиться от привязанности к жене и детям, точно так

же, как он пробуждается ото сна. Человек, который работа-

ет ради плодов своего труда, живет как во сне. Чтобы под-

держивать жизнь в бренном теле, ему приходится работать

с утра до ночи. Ему в голову не приходит, что все это, как

сон. Такая жизнь кажется ему вполне реальной. «Вы говори-

те, что это сон, но мне так не кажется, — возражает он. —

Попробуйте сами каждый день крутиться как белка в колесе,

и тогда увидите, сон это или нет». Но Нарада Муни утвержда-

ет: «Человек должен слушать повествования о трансцендент-

ных играх Господа и пробудиться от сна». Это целая наука,

которую постигают в обществе возвышенных преданных.

В Четвертой Песни «Шримад-Бхагаватам» Нарада Му-

ни в беседе с царем Прачинабархи объясняет, что глупо пы-

таться избавиться от последствий своих действий, совершая

другие действия, если они не связаны с сознанием Кришны.

Человек, который так поступает, пребывает в невежестве.

Он говорит: «О безгрешный! Последствия кармической де-

ятельности невозможно нейтрализовать с помощью другой

деятельности, если она не проникнута сознанием Кришны.

Любая деятельность такого рода порождена невежеством.

Сменив кошмарный сон на болезненную галлюцинацию, мы

не почувствуем облегчения. Избавиться от сна можно, толь-

ко проснувшись. Подобно этому, наша жизнь в материаль-

ном мире является результатом нашего невежества и иллю-

зии. Не разбудив в себе дремлющее сознание Кришны, мы

не сможем стряхнуть с себя этот сон. Чтобы окончательно

разрешить все свои проблемы, мы должны пробудить в себе

сознание Кришны» (Бхаг., 4.29.34).

В комментарии Шрила Прабхупада говорит, что находясь

во сне, мы создаем общество дружбы и любви, но от него не

остается и следа, когда мы просыпаемся. То же самое проис-

ходит и с нашим обществом — семья и любовь оказываются

сном. В момент смерти сну придет конец. Спит человек на

тонком уровне или на грубом, его сон преходящ и далек от

реальности.

Когда человек, которому приснился кошмар, наконец

просыпается, он вздыхает с облегчением: «Так это был прос-

то сон, и он кончился. Какое счастье!» Ему было так страш-

но, что он даже вспотел — все было как-будто на самом деле.

Но он просыпается и понимает, что ничего этого не было.

Нарада Муни говорит, что все наши отношения в матери-

альном мире, подобны сновидению. Чтобы проснуться, мы

должны пробудить в себе сознание Кришны, войти в совер-

шенно другой, трансцендентный, настоящий мир. Мир, ко-

торый реально существует и никогда не исчезает. Все, что

оторвано от действительности — недолговечно, и рано или

поздно ему приходит конец. Кришна говорит об этом в «Бха-

гавад-гите»: «Те, кто видят истину, знают это». Они знают,

что реальность вечна и неизменна, а материальный мир вре-

менен и непостоянен. Слушая об играх Господа в обществе

святых, человек постепенно возвращается из мира грез.

В комментарии к этому

Навигация:

Страница 60
Страница 59
-- Страница 58 --
Страница 57
Страница 56