жизнен-
но необходимо. В современном обществе вайшьи выполняют
свои обязанности.
Смысл как этого, так и следующих стихов, состоит в том
что семейный человек, из-за того, что ему приходится содер-
жать дом, становится обязанным обществу, в котором живет.
Что уж говорить, если у него есть семья, которую он дол-
жен обеспечить и за которую несет ответственность. У него
масса забот: как угодить начальнику, как вернуть долги, где
взять деньги, чтобы заплатить за электричество, газ и воду.
Ко всему этому ему нужно думать о благе общества — пла-
тить налоги. Хочет он или не хочет, но думать о своих обя-
занностях перед обществом ему приходится. И не успевает
он взяться за работу, как за плодами его труда выстраивается
очередь. Ему так хотелось вкусить плодов своей деятельнос-
ти, но, как оказывается, не ему одному — желающих мно-
го, и каждый предъявляет свои требования: правительство,
друзья, семья. Нужно что-то покупать, за что-то платить...
Все тянут руки за плодами его нелегкого труда, и среди всего
этого кошмара домохозяин, предполагается, должен думать:
«Все, что я сделал — для Тебя, Кришна». Это непросто. Тя-
жело думать и о Кришне, и о многочисленных требовани-
ях окружающих. Тем не менее, именно с этого начинает На-
рада Муни: домохозяин должен зарабатывать себе на жизнь
и вместо того, чтобы наслаждаться плодами своего труда,
предлагать их Кришне. Домохозяин недоумевает, что он мо-
жет предложить Кришне, если все давно разобрали. Как тут
представишь себе, что всё отдал Кришне, да и досталось ли
Кришне что-нибудь вообще! «Разве в таких условиях можно
думать о Кришне!—терзается сомнениями домохозяин.—
Но ведь я должен, должен думать, что делаю все для Криш-
ны! Да полноте, — возражает он сам себе. — Разве я зараба-
тываю деньги для Кришны? Кого я хочу обмануть! Я ведь
так не думаю, да это и невозможно!»
Обитатель этого призрачного материального мира обре-
менен множеством обязательств. Он трудится, и все плоды
его труда идут на то, чтобы обустроить свой мирок. Поэтому
Нарада Муни дает домохозяевам такие четкие и ясные на-
ставления: нужно жить очень просто и не накапливать боль-
ше чем надо для того, чтобы поддерживать вместе душу и те-
ло. Зарабатывать на жизнь значит работать для того чтобы
поддерживать душу и тело вместе. В современном материа-
листическом обществе люди почему-то считают, что иметь
средства к существованию значит получать как можно боль-
ше денег. Но в Ведическом обществе под средствами к су-
ществованию подразумевают то, что жизненно необходимо.
Нарада Муни говорит, что грихастха должен всегда об-
щаться со святыми и с величайшим почтением слушать о
Верховном Господе и Его экспансиях, изложенных в «Шри-
мад-Бхагаватам» и других Пуранах. Постепенно человек дол-
жен пробудиться от привязанности к жене и детям, точно так
же, как он пробуждается ото сна. Человек, который работа-
ет ради плодов своего труда, живет как во сне. Чтобы под-
держивать жизнь в бренном теле, ему приходится работать
с утра до ночи. Ему в голову не приходит, что все это, как
сон. Такая жизнь кажется ему вполне реальной. «Вы говори-
те, что это сон, но мне так не кажется, — возражает он. —
Попробуйте сами каждый день крутиться как белка в колесе,
и тогда увидите, сон это или нет». Но Нарада Муни утвержда-
ет: «Человек должен слушать повествования о трансцендент-
ных играх Господа и пробудиться от сна». Это целая наука,
которую постигают в обществе возвышенных преданных.
В Четвертой Песни «Шримад-Бхагаватам» Нарада Му-
ни в беседе с царем Прачинабархи объясняет, что глупо пы-
таться избавиться от последствий своих действий, совершая
другие действия, если они не связаны с сознанием Кришны.
Человек, который так поступает, пребывает в невежестве.
Он говорит: «О безгрешный! Последствия кармической де-
ятельности невозможно нейтрализовать с помощью другой
деятельности, если она не проникнута сознанием Кришны.
Любая деятельность такого рода порождена невежеством.
Сменив кошмарный сон на болезненную галлюцинацию, мы
не почувствуем облегчения. Избавиться от сна можно, толь-
ко проснувшись. Подобно этому, наша жизнь в материаль-
ном мире является результатом нашего невежества и иллю-
зии. Не разбудив в себе дремлющее сознание Кришны, мы
не сможем стряхнуть с себя этот сон. Чтобы окончательно
разрешить все свои проблемы, мы должны пробудить в себе
сознание Кришны» (Бхаг., 4.29.34).
В комментарии Шрила Прабхупада говорит, что находясь
во сне, мы создаем общество дружбы и любви, но от него не
остается и следа, когда мы просыпаемся. То же самое проис-
ходит и с нашим обществом — семья и любовь оказываются
сном. В момент смерти сну придет конец. Спит человек на
тонком уровне или на грубом, его сон преходящ и далек от
реальности.
Когда человек, которому приснился кошмар, наконец
просыпается, он вздыхает с облегчением: «Так это был прос-
то сон, и он кончился. Какое счастье!» Ему было так страш-
но, что он даже вспотел — все было как-будто на самом деле.
Но он просыпается и понимает, что ничего этого не было.
Нарада Муни говорит, что все наши отношения в матери-
альном мире, подобны сновидению. Чтобы проснуться, мы
должны пробудить в себе сознание Кришны, войти в совер-
шенно другой, трансцендентный, настоящий мир. Мир, ко-
торый реально существует и никогда не исчезает. Все, что
оторвано от действительности — недолговечно, и рано или
поздно ему приходит конец. Кришна говорит об этом в «Бха-
гавад-гите»: «Те, кто видят истину, знают это». Они знают,
что реальность вечна и неизменна, а материальный мир вре-
менен и непостоянен. Слушая об играх Господа в обществе
святых, человек постепенно возвращается из мира грез.
В комментарии к этому