стиху* Шрила Прабхупада рас-
сматривает слово абхикшнам, что значит «всегда» — «Нуж-
но всегда слушать повествования о Господе». Каждый день
домохозяин должен находить время для того, чтобы слушать
об играх Господа. Эти описания — амрита, нектар, и предан-
ные воистину наслаждаются, слушая их. Нелепо думать, что
если вы однажды прочитали «Бхагавад-гиту», на этом мож-
но остановиться. Об этом не может быть и речи. Необходи-
мо слушать повествования о Господе снова и снова, и тогда
мы будем понимать их все лучше.
Бывает, со временем преданному начинает казаться, что
он уже вполне достаточно слышал о Господе, он замечает,
что ему это нравится не так, как нравилось прежде. «Сотни
раз я слышал о том, что Кришна трансцендентен и что за пре-
делами временного материального мира существует мир ду-
ховный. Сколько можно?» Человеку, сознание которого ма-
териально, трудно наслаждаться повествованиями о Господе.
*«Шримад-Бхагаватам, 7.14.3-4
Если нам не нравится слушать о Господе, следовательно на-
ше сознание все еще покрыто иллюзией. Преданные, обла-
дающие трансцендентным сознанием, получают большое на-
слаждение, проводя время в беседах о Господе, и с каждым
разом они понимают Его игры все более и более глубоко.
В материальном мире нам все надоедает именно потому, что
то, чем мы пытаемся наслаждаться, не связано с Господом.
Известно, что чувственные наслаждения быстро приеда-
ются. Мы не можем долго наслаждаться чем-то одним — нам
хочется чего-то нового. Если преданный стремится к мате-
риальным наслаждениям, это приводит к тому, что он теряет
вкус к сознанию Кришны и к повествованиям об играх Вер-
ховной Личности Бога. Игры Господа всегда прекрасны, но
пока мы собираем в этом мире крохи материальных удоволь-
ствий, мы не можем наслаждаться бхагавата-катхой. В ми-
ре материи любое наслаждение исчезает под влиянием време-
ни, однако игры Господа полностью трансцендентны. Когда
преданный слушает о каком-нибудь развлечении Верховного
Господа, ему в голову не приходит, что он слышал о нем раз,
наверное, в двадцатый. Если он думает так, это значит его
сознание все еще во власти иллюзии.
Преданные, которые обсуждают игры Господа в матери-
альном сознании, не в состоянии испытать то блаженство, ко-
торое ощущают возвышенные вайшнавы. Нужно пробудить
в себе сознание Кришны, выйти из дремотного состояния и
вспомнить, что наши отношения с Кришной вечны.
Слушая о развлечениях Кришны, мы начинаем понимать,
что они не прекращаются. Игры Господа всегда проявлены и
постоянно обновляются. Отношения живых существ с Криш-
ной в духовном мире становятся все более глубокими. Они
не знают, что такое тлен или иллюзия. Спутникам Господа
снятся сны, но это не такие сны, которые видим мы. Вспом-
ним Шачимату. Когда ей снилось, что она разговаривала с
Господом Чайтаньей, это не было обычным видением — об-
щение было реальным. Господь являет Свои игры для того,
чтобы любовь преданных к Нему возросла, и их отношения
стали еще более полными.
Вечные спутники Господа всегда общаются с Ним. Что
же касается отношений существующих в материальном ми-
ре — это не что иное, как искаженное отражение истинных
взаимоотношений в духовном мире. У каждого живого су-
щества есть с Господом свои, вечные отношения. Наример,
Шачимата всегда помогает Господу в Его играх. Мы тоже
вечные спутники Господа, но мы очутились в этом положе-
нии, оказались в этом дремотном состоянии, забыли о наших
отношениях с Кришной и теперь увлечены временными от-
ношениями материального мира. Наша любовь и привязан-
ность к друзьям, семье и обществу, не идет ни в какое срав-
нение с любовью, которую мы испытывали бы, общаясь с
Кришной. Мы ищем тех, на кого смогли бы обратить свою
любовь и нежность, но нам не найти никого, кто подходил
бы на эту роль лучше, чем Господь. И если мы хотим вый-
ти из дремотного состояния, то должны пробудить в себе со-
знание Кришны.
Если нам не нравится слушать об играх Господа, если нас
они не радуют, рано или поздно мы отправимся искать счас-
тья в материальном мире. Люди тяжко трудятся ради эфемер-
ного, мимолетного материального счастья. Но со временем
любое наслаждение в материальном мире тускнеет и стано-
вится обыденным. Сегодня нам нравится заботиться о сво-
ей семье и друзьях, а завтра нет. Почему радость улетучива-
ется так быстро? Проходит совсем немного времени, и мы
жалуемся: «А ну их всех! Надоело». Вчера нравилось — се-
годня разонравилось. Это была всего лишь тень, отражение
чего-то подлинного — не больше и не меньше. Невозможно
найти в отражении то, что присутствует в оригинале. Что в
нем за радость?
Как-то раз я гостил в доме, хозяева которого держали
во дворе собаку, и видел, как однажды она гонялась за сол-
нечным зайчиком от часов одного из преданных. При каж-
дом движении его руки зайчик прыгал по земле, а собака не
спускала с него глаз и все силилась его поймать. В надежде
попробовать зайчика на вкус она прыгала к нему и хватала
зубами. Громкий лязг челюстей — вот и все, к чему приво-
дили эти попытки. Я смотрел на нее и думал, что именно
это имеет в виду Шрила Прабхупада, когда говорит о людях,
которые ловят отблески счастья в материальном мире. Ма-
териальный мир — лишь тень реальности. Только духовный
мир реален. Разве может отражение сделать нас счастливы-
ми? Если мы действительно хотим обрести истинное счастье,
мы должны обратиться к его источнику, к средоточию всего
счастья, к Кришне. До тех пор пока мы дремлем, нам будет
очень трудно осознать, что мы слуги Кришны, а не слуги ма-
териального мира. Если же для нас в жизни главное выпол-
нять обязанности