это произошло незадолго до моего прихода.
Организация уже существовала, но наша жизнь в храме была
предельно проста. Тогда не было ни программ для начинаю-
щих бхакт, ни программы по созданию новых членов Дви-
жения. Никто не употреблял слово «департамент». Не пом-
ню, чтобы это слово вообще произносилось. Был президент,
был комендант, и был храм, битком набитый брахмачари; бы-
ло также несколько брахмачарини. Недалеко от храма жили
домохозяева, однако брахмачари было большинство.
Движение только зарождалось, и жили мы просто и ас-
кетично. В ту пору денег у нас было немного. Я помню мою
первую зиму в храме, когда не было отопления. Каждому
брахмачари выдали по куртке с таким огромным капюшо-
ном, что он мог полностью закрыть лицо. Денег в храме не
хватало, и поэтому куртки были довольно дешевые — долла-
ров по двадцать. Тем не менее, кроме них у нас больше ни-
чего не было. На ночь мы как можно плотнее укутывались
в эти куртки, а те, у кого были спальные мешки, забирались
в них. Безыскусная жизнь. По утрам мы просыпались и шли
на мангала-арати, повторяли джапу, завтракали. Утренний
прасад состоял из дольки апельсина, горстки турецкого го-
рошка и овсянки — это и был весь наш завтрак. Приняв пра-
сад, мы мыли полы и шли на харинаму, почти на весь день.
Обедали мы, не возвращаясь в храм — прямо на улице или
в метро — хлебом и картошкой. И только к вечеру, часам к
пяти, мы отправлялись обратно в храм. Обычно группа ха-
ринамы состояла из двух преданных, но иногда, когда воцаря-
лось необычайное воодушевление, группа увеличивалась до
четырех человек. В то время в храме жило не так уж мно-
го преданных. Когда я присоединился к Движению, в храме
находилось приблизительно пятнадцать преданных, нет, даже
меньше — двенадцать. Возвратившись в храм, мы принима-
ли омовение и шли на Сундара-а/?ати, а потом на лекцию по
«Бхагавад-гите». И так каждый день. Распространение книг
стало развиваться всего лишь за год до того, как я присое-
динился к Движению. И поэтому все наши усилия были на-
правлены на поклонение Божествам, на проведение харинам,
на распространение прасада во время харинам, и на распро-
странение журнала «Бэк ту Годхэд». Жизнь наша была прос-
той и упорядоченной. Шрила Прабхупада подчеркивал, что
для распространения Сознания Кришны мы должны прово-
дить харинамы, распространять журнал «Бэк ту Годхэд», по-
клоняться Божествам и каждый день посещать лекции. Ведя
этот незатейливый образ жизни мы учились тому, как пре-
вратить наше прежнее, такое запутанное и прихотливое су-
ществование в простую жизнь в Сознании Кришны.
Когда-то я уже писал об этом одному московскому пре-
данному: мы жили как одна семья. У нас были трудности, мы
спорили, у нас были финансовые сложности, мы боролись.
Но мы боролись сообща. И поскольку мы боролись сообща,
мы помогали друг другу; мы могли положиться друг на дру-
га и получить поддержку. Помню, у меня было много дру-
зей в храме. Президент храма был одним из них. Иногда он
подходил ко мне и дружески хлопал по плечу. Я так нуждал-
ся в этом, потому что порой мне приходилось трудно. Я бо-
ролся. В особенности мне было тяжело, когда я начал рас-
пространять книги. Это стоило мне огромных усилий. Но я
всегда чувствовал, что меня оберегают, и что я нахожусь в
безопасности. Я был счастлив. Невзирая на то, что мне при-
ходилось бороться, я был счастлив, потому что знал — обо
мне заботятся. Никогда не забуду эти первые годы в Созна-
нии Кришны.
Я очень рад, что преданный, который был президентом
в нашем храме, до сих пор очень активно проповедует. Я
благодарен за заботу, которую он проявил по отношению ко
мне. Сейчас он проповедует в Италии. Прошло лет пятнад-
цать-двадцать с тех пор, как он уехал туда. В этом году я хо-
тел пригласить его в Москву. Посмотрим, что из этого по-
лучится.
Если бы не забота и поддержка президента храма и ли-
дера санкиртаны, кто знает, удалось бы мне выдержать все
трудности того времени.
Затем пришло время, и мне дали рекомендацию к ини-
циации. Президент храма, в котором я тогда жил, рекомен-
довал меня Шриле Прабхупаде, и Шрила Прабхупада напи-
сал письмо о том, что он принял меня своим учеником: «Я
принял его, — далее следовало мое кармическое имя, — как
своего должным образом инициированного ученика. Его ду-
ховное имя Ниранджана даса. Оберегайте его и заботьтесь о
нем». Так и написал. Прабхупада сказал, что президент дол-
жен позаботиться обо мне, потому что Сознание Кришны
означает воспитание идеального человека. К сожалению, я
тогда не прочел это письмо. Президент храма не показал его
мне. Не знаю почему. Увидел я его много позже. Когда же я
его наконец-то прочел, и стал вспоминать, как все было, то
высоко оценил заботу и участие Прабхупады и президента.
Я очень хочу чтобы вы поняли: именно забота и поддерж-
ка, которые я получал в первые годы пребывания в Движе-
нии, как ни что другое, помогли мне утвердиться в Сознании
Кришны. И эта не была забота «по обязанности». От та-
кой заботы нет никакого проку. Я чувствовал, что президент
храма печется обо мне не потому, что его, как президента,
вынуждает к этому долг, не потому, что, хочет он того или
нет, но он обязан опекать бхакту Н. Нет, он заботился обо
мне. И что меня больше всего привлекало, он хотел, чтобы
я обрел Сознание