Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 63 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 63

этого Шрила Прабхупада основал ашрамы.

Но в течении многих лет я вижу, и это порой причиняет мне

боль, что нередко люди приходят в ашрамы и забывают о

том, для чего Шрила Прабхупада их основал. Быстро забы-

вают. Иной раз кажется, что они никогда не понимали это-

го вовсе, а ведь весь смысл жизни в ашраме состоит в том,

чтобы преданные научились жить просто и неприхотливо.

Спросите у преданных, которые были брахмачари, а те-

перь стали домохозяевами, чем отличается жизнь брахмача-

ри от жизни семейного человека. Они станут сравнивать, как

они живут сейчас и как они жили тогда, и скажут, что жизнь

брахмачари проста и незатейлива. Какие тревоги снедали их?

«Кто-то похитил мою каупину»; «Куда-то подевалось мое

дхоти» — вот и все беспокойства. Может, иногда не хвати-

ло прасада. Но это пустяковые тревоги по сравнению с теми

проблемами, которые осаждают семейного человека. Я сам

видел это, когда встречался со своими духовными братьями.

Я гостил у многих из них, когда путешествовал по Америке.

У некоторых по трое, у других по четверо детей. Я видел, что

их беспокоит: «Моей дочери всего тринадцать, а она обща-

ется с карми и пишет мальчикам письма. Мне пора думать,

как выдать ее замуж. Сына совершенно не интересует Со-

знание Кришны. Он целыми днями играет в компьютерные

игры». У них столько проблем с детьми!

Жизнь семейного человека куда сложнее, чем жизнь брах-

мачари. У брахмачари все просто: Он изучает науку Сознания

Кришны и учится проповедовать. Ему не приходится мно-

го думать об экономическом развитии. Это дело грихастх.

Разумеется, это не значит, что брахмачари не нужно выхо-

дить распространять книги. Но брахмачари должен выходить

на санкиртану, чтобы распространять Сознание Кришны и

просить пожертвования для своего духовного учителя, а не

ради денег. Его сознание должно быть сосредоточено на слу-

жении гуру: «Я делаю это для своего духовного учителя».

Однако нередко бывает так, что брахмачари забывает, ра-

ди кого он совершает служение. Когда цель теряется из ви-

ду, служение перестает доставлять радость, и нажим, кото-

рый зачастую используют авторитеты, побуждая преданных

выходить на улицы и проповедовать, такой преданный начи-

нает воспринимать особенно болезненно и остро. Положение

усугубляется, если он чувствует, что его намерены просто ис-

пользовать, а заботиться о нем никто не собирается. Сейчас

у нас так много различных департаментов, программ, хра-

мов, и все это нужно поддерживать. Столько хлопот и бес-

покойств по поводу того, как обеспечить жизнедеятельность

этих программ. Преданные чувствуют, что их просто вынуж-

дают поддерживать все эти программы. Они видят, что к

ним подходят и просят сделать что-нибудь не потому, что за-

ботятся об их духовном продвижении, а потому что нужно,

чтобы кто-то выполнил ту или иную работу. Откуда предан-

ному взять вдохновение делать то, о чем его просят?

Мы так погрязаем во внешней деятельности, что совер-

шенно упускаем из виду внутреннюю жизнь. А преданные

замечают это и приходят к выводу: «Я никому здесь не ну-

жен. Если я уйду, никто этого даже не заметит. Всё, что их

интересует — как оплатить счета». Вот что происходит. Лю-

ди приходят к такому заключению о нашем Движении, хотя

Шрила Прабхупада основал его совсем не для этого. Когда

я был брахмачари и жил в храме, то чувствовал себя совер-

шенно иначе. Я совершенно искренне говорю вам: я чувст-

вовал что обо мне заботятся. Это было настолько важно и

оказывало на меня такое сильное влияние, что вот уже двад-

цать семь лет, как я служу в одном храме. Я никогда по соб-

ственной прихоти не уезжал в другой храм. В те времена

храмовые летуны не были таким заурядным явлением, как

теперь: «Мне не нравится в этом храме. Я собираю вещи,

покупаю билет и еду в другой храм — может там будет луч-

ше». Такое порхание из одного храма в другой сейчас очень

распространено.

Разумеется, возвратить прошлое невозможно. Не думай-

те, что я предаюсь воспоминаниям о тех днях, безрассудно

рассчитывая вернуть их к жизни. Но я могу и хочу вам ска-

зать, что дух того времени, когда мы боролись сообща и опе-

кали друг друга, этот дух можно вернуть! Шрила Прабхупа-

да хотел, чтобы он присутствовал в наших храмах: простота,

изучение науки Сознания Кришны и проповедь. Очень боль-

но видеть, когда эти принципы и наша цель забываются, это

сильно огорчает, ведь мы хотим, чтобы люди жили в храмах

и развивали свое Сознание Кришны.

Шрила Прабхупада очень доступно говорит об этом в од-

ном из комментариев к Пятой Песни «Шримад-Бхагаватам».

Он говорит, что храмы предназначены не для того, чтобы в

них есть и спать.

* * *

Я понимаю, что сейчас не так просто иметь личные отно-

шения с президентом храма, как это было в те дни. Однако

принципы, которые установил Шрила Прабхупада, должны

соблюдаться и теперь.

Преданных, которые приняли на себя ответственность

быть кураторами, выбрали вы сами. Не потому, что они за-

нимают какие-то руководящие должности, и не потому, что

они намереваются заставить вас делать то, что вы делать не

хотите. Их выбрали потому, что вы им по-настоящему до-

веряете, и они, до какой-то степени, согласились заботиться

о вас, учить тому, чему научились сами и помогать предан-

ным, живущим в храме, помнить о цели. Разумеется, вы не

избежите каждодневных трудностей, которые вам предстоит

делить друг с другом. Но эти трудности помогут вам создать

узы товарищества. Нельзя бороться в одиночку, мы должны

помогать друг другу. Один из принципов духовной жизни —

открывать свой ум, рассказывая о

Навигация:

Страница 65
Страница 64
-- Страница 63 --
Страница 62
Страница 61