этого Шрила Прабхупада основал ашрамы.
Но в течении многих лет я вижу, и это порой причиняет мне
боль, что нередко люди приходят в ашрамы и забывают о
том, для чего Шрила Прабхупада их основал. Быстро забы-
вают. Иной раз кажется, что они никогда не понимали это-
го вовсе, а ведь весь смысл жизни в ашраме состоит в том,
чтобы преданные научились жить просто и неприхотливо.
Спросите у преданных, которые были брахмачари, а те-
перь стали домохозяевами, чем отличается жизнь брахмача-
ри от жизни семейного человека. Они станут сравнивать, как
они живут сейчас и как они жили тогда, и скажут, что жизнь
брахмачари проста и незатейлива. Какие тревоги снедали их?
«Кто-то похитил мою каупину»; «Куда-то подевалось мое
дхоти» — вот и все беспокойства. Может, иногда не хвати-
ло прасада. Но это пустяковые тревоги по сравнению с теми
проблемами, которые осаждают семейного человека. Я сам
видел это, когда встречался со своими духовными братьями.
Я гостил у многих из них, когда путешествовал по Америке.
У некоторых по трое, у других по четверо детей. Я видел, что
их беспокоит: «Моей дочери всего тринадцать, а она обща-
ется с карми и пишет мальчикам письма. Мне пора думать,
как выдать ее замуж. Сына совершенно не интересует Со-
знание Кришны. Он целыми днями играет в компьютерные
игры». У них столько проблем с детьми!
Жизнь семейного человека куда сложнее, чем жизнь брах-
мачари. У брахмачари все просто: Он изучает науку Сознания
Кришны и учится проповедовать. Ему не приходится мно-
го думать об экономическом развитии. Это дело грихастх.
Разумеется, это не значит, что брахмачари не нужно выхо-
дить распространять книги. Но брахмачари должен выходить
на санкиртану, чтобы распространять Сознание Кришны и
просить пожертвования для своего духовного учителя, а не
ради денег. Его сознание должно быть сосредоточено на слу-
жении гуру: «Я делаю это для своего духовного учителя».
Однако нередко бывает так, что брахмачари забывает, ра-
ди кого он совершает служение. Когда цель теряется из ви-
ду, служение перестает доставлять радость, и нажим, кото-
рый зачастую используют авторитеты, побуждая преданных
выходить на улицы и проповедовать, такой преданный начи-
нает воспринимать особенно болезненно и остро. Положение
усугубляется, если он чувствует, что его намерены просто ис-
пользовать, а заботиться о нем никто не собирается. Сейчас
у нас так много различных департаментов, программ, хра-
мов, и все это нужно поддерживать. Столько хлопот и бес-
покойств по поводу того, как обеспечить жизнедеятельность
этих программ. Преданные чувствуют, что их просто вынуж-
дают поддерживать все эти программы. Они видят, что к
ним подходят и просят сделать что-нибудь не потому, что за-
ботятся об их духовном продвижении, а потому что нужно,
чтобы кто-то выполнил ту или иную работу. Откуда предан-
ному взять вдохновение делать то, о чем его просят?
Мы так погрязаем во внешней деятельности, что совер-
шенно упускаем из виду внутреннюю жизнь. А преданные
замечают это и приходят к выводу: «Я никому здесь не ну-
жен. Если я уйду, никто этого даже не заметит. Всё, что их
интересует — как оплатить счета». Вот что происходит. Лю-
ди приходят к такому заключению о нашем Движении, хотя
Шрила Прабхупада основал его совсем не для этого. Когда
я был брахмачари и жил в храме, то чувствовал себя совер-
шенно иначе. Я совершенно искренне говорю вам: я чувст-
вовал что обо мне заботятся. Это было настолько важно и
оказывало на меня такое сильное влияние, что вот уже двад-
цать семь лет, как я служу в одном храме. Я никогда по соб-
ственной прихоти не уезжал в другой храм. В те времена
храмовые летуны не были таким заурядным явлением, как
теперь: «Мне не нравится в этом храме. Я собираю вещи,
покупаю билет и еду в другой храм — может там будет луч-
ше». Такое порхание из одного храма в другой сейчас очень
распространено.
Разумеется, возвратить прошлое невозможно. Не думай-
те, что я предаюсь воспоминаниям о тех днях, безрассудно
рассчитывая вернуть их к жизни. Но я могу и хочу вам ска-
зать, что дух того времени, когда мы боролись сообща и опе-
кали друг друга, этот дух можно вернуть! Шрила Прабхупа-
да хотел, чтобы он присутствовал в наших храмах: простота,
изучение науки Сознания Кришны и проповедь. Очень боль-
но видеть, когда эти принципы и наша цель забываются, это
сильно огорчает, ведь мы хотим, чтобы люди жили в храмах
и развивали свое Сознание Кришны.
Шрила Прабхупада очень доступно говорит об этом в од-
ном из комментариев к Пятой Песни «Шримад-Бхагаватам».
Он говорит, что храмы предназначены не для того, чтобы в
них есть и спать.
* * *
Я понимаю, что сейчас не так просто иметь личные отно-
шения с президентом храма, как это было в те дни. Однако
принципы, которые установил Шрила Прабхупада, должны
соблюдаться и теперь.
Преданных, которые приняли на себя ответственность
быть кураторами, выбрали вы сами. Не потому, что они за-
нимают какие-то руководящие должности, и не потому, что
они намереваются заставить вас делать то, что вы делать не
хотите. Их выбрали потому, что вы им по-настоящему до-
веряете, и они, до какой-то степени, согласились заботиться
о вас, учить тому, чему научились сами и помогать предан-
ным, живущим в храме, помнить о цели. Разумеется, вы не
избежите каждодневных трудностей, которые вам предстоит
делить друг с другом. Но эти трудности помогут вам создать
узы товарищества. Нельзя бороться в одиночку, мы должны
помогать друг другу. Один из принципов духовной жизни —
открывать свой ум, рассказывая о