Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 52 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 52

него и проси прощения, и

только его милосердие может тебя спасти. — и дальше Он

приводит любопытное сравнение: — Если в ступню попала

заноза, массаж плеч не поможет, нужно вытащить занозу.

Что толку массировать плечи, если болит нога? Так отправ-

ляйся же к Шривасу, он очень сострадателен, и наверняка

простит тебя» (Ч.-Б., Антья 4.375-382). Если вы оскорбили

вайшнава, есть ли смысл обращаться за помилованием к Гос-

поду? Вайшнавы всегда пребывают у лотосных стоп Криш-

ны, и если вы оскорбили вайшнава, это оскорбление лотос-

ных стоп Господа. Поэтому не нужно массировать плечи —

отправляйтесь к стопам.

Вайшнавы не злопамятны. Обычно они прощают оскорб-

ления, которые им нанесли. Они прощают тем охотнее, чем

искреннее раскаяние. К сожалению, некоторым людям тре-

буются страдания, чтобы их посетила мысль попросить про-

щения. Таков был Дакша, которому его дочь, Сати, по этому

поводу говорит, что страдать за оскорбления вайшнавов по-

лезно и что пыль с лотосных стоп вайшнава заставляет обид-

чика страдать все больше и больше. Глупец будет жестоко

страдать, но благодаря этому в конце концов отправится к

тому, кого он оскорбил, просить прощения. Лишившись го-

ловы и вместо нее получив голову козла, Дакша страдал не-

стерпимо. После этого он сам и все жрецы, участвовавшие в

жертвоприношении, решили попросить у Господа Шивы про-

щения. Страдания хороши тем, что помогают человеку рас-

каяться.

Гордый человек, совершив ошибку, просить прощения не

торопится. «Чего это ради я должен извиняться? — вопроша-

ет он. — Это он во всем виноват!» Чтобы не просить проще-

ния, он ищет себе оправданий: «Я его не оскорблял! Напро-

тив: он оскорбил меня — меня, преданного!» Но истинный

вайшнав никогда не считает себя возвышенным. Когда Гос-

пода Шиву оскорбили, он просто встал и покинул собрание.

Ему ничуть не хотелось участвовать в обмене проклятиями.

И поскольку Шива — величайший из вайшнавов, Дакше при-

шлось поплатиться за свое оскорбление. Поначалу Дакша ду-

мал: «С чего это я должен извиняться перед ним? Это он не

оказал мне должного почтения!» Дакша рассуждал, основы-

ваясь на телесной концепции жизни. Он полагал, что его по-

ложение выше, так как Господь Шива приходился ему зятем.

«Я его тесть, — полагал Дакша, — и поэтому он обязан ока-

зывать мне почтение». Дакша был слишком горд. Человек,

который гордится своими материальными качествами: обра-

зованием, богатством, молодостью, знатным происхождени-

ем и религиозностью, — теряет способность здраво рассуж-

дать, он как бы слепнет. Гордость мешает ему по достоинству

оценить качества великих вайшнавов. Но страдания приводят

его в чувство и он решает, что нужно попробовать избавить-

ся от страданий. Так было и с прокаженным — его мучила

нестерпимая боль, страдания его были невыносимы, и он от-

правился к Господу Чайтанье за спасением. Господь отправил

его просить прощения у Шривасы Пандита, прокаженный

послушался, получил прощение и избавился от последствий

оскорбления. На примере этой истории Господь Вайкунтхи

показал нам, сколь горьки плоды оскорбления вайшнава.

Если, принимая сторону одного вайшнава, человек

обижает другого, он обречен. Бхактивинода Тхакур говорит

об этом так: «Люди, которые сравнивают вайшнавов, считая

одного великим, а другого не заслуживающим внимания, со-

вершают грубейшую ошибку. Господь Чайтанья на примере

собственной матери учил преданных, как избегать вайшнава-

апарадх и как искупать свою вину. Те, кто не принимают во

внимание Его предостережние, пожнут горькие плоды свое-

го невежества» (Ч.-Б., Мадхья, 118-120). Такой человек одной

рукой служит Господу, а другой — отталкивает Его. Можно

ли ему после этого надеяться на милосердие Господа? Пре-

данные — тело Господа Кришны, и тот, кто это осознает, сто

раз подумает, прежде чем решится кого-то оскорбить. Чело-

век, который понимает, что преданные неотличны от Госпо-

да, поклоняется и вайшнавам, и лотосным стопам Кришны.

Так он преодолевает океан рождения и смерти.

В сердце того, кто слушает и пересказывает эту исто-

рию, никогда не возникнет желание оскорблять вайшнавов.

Она помогает нам осознать величие вайшнавов и заставляет

задуматься о том, насколько мы должны быть осторожны,

общаясь с ними. Вайшнавы очень могущественны, ведь Гос-

подь наделяет их способностью избавлять от страданий. Эта

история дает нам полное представление о том, что произой-

дет, если мы будем оскорблять преданных. Если же мы бу-

дем служить им, то, несомненно, обретем их милость. Пыль

с лотосных стоп вайшнавов действует по-разному, в зависи-

мости от того, на кого она попадает, в точности как паля-

щее солнце — одни растения вянут и засыхают, другие пыш-

но разрастаются.

Как избавиться от праджалпы

Апрель 1997 года, Бостон

«Бхактъялока» (глава 1.3, «Праджалпа»)

«Преданный должен следить за своей

речью, а это требует самодисципли-

ны. Если он не будет внимательно

следить за собой, то не заметит,

как начнет болтать о чем попало и

в конечном счете навредит самому

себе».

Праджалпа — это то, к чему имеет отношение каждый из

нас, поскольку всем нам приходится говорить. Далеко не все-

гда разговоры между людьми способствуют возвышению их

сознания. Бхактивинода Тхакур дает некоторые советы отно-

сительно того, как, общаясь друг с другом, мы можем исполь-

зовать свой дар речи для развития в себе сознания Кришны.

То, о чем человек говорит, является показателем чистоты его

сознания. Если он постоянно занят разговорами на мирские

темы, это свидетельствует о том, что он не слишком погло-

щен мыслями о трансцендентном. Тому, кто не имеет спон-

танной привязанности к Кришне, следует развивать ее в се-

бе — это и есть процесс бхакти.

Что делают преданные, когда собираются вместе? Они

говорят о Господе. Не так давно я вернулся из Маяпура, где

проходил фестиваль, посвященный Гаура-пурниме, и куда,

как вы знаете,

Навигация:

Страница 54
Страница 53
-- Страница 52 --
Страница 51
Страница 50