обществу преданных, его старые друзья вскоре на-
чинают недоумевать: «Почему ты говоришь только о Криш-
не?» Материалисты равнодушны к духовным темам, в то
время как преданных к ним неудержимо влечет, и им хочется
рассказать о Кришне всем и каждому. Вайшнавы не устают
от кришна-катхи. Если преданный хочет говорить о Криш-
не, значит его сознание одухотворяется. И, чем больше мы
говорим о Господе, тем большее воодушевление испытыва-
ем. Когда преданные окунаются в океан кришна-катхи, их
сознание меняется, они перестают думать о вещах бренных,
материальных. Способ подняться над временными ценное -
тями материального мира один — нужно изменить свое со-
знание. Однако человек обречен пребывать в материальном
сознании до тех пор, пока не перестанет говорить о матери-
альных вещах.
Материалисты считают, что они должны изменить мир
— именно так они надеются решить многочисленные про-
блемы. Но материальный мир изменить невозможно. Люди
изо всех сил стараются сделать это, но проблемы почему-то
не решаются, и это вызывает всё растущую тревогу и бес-
покойство. Но по мере того, как наше сознание одухотворя-
ется, этот натиск спадает.
тасмин махан-мукхарита мадхубхич-чарита-
пийуша шеша-шаритах паритах шраванти
та йе пибантй авитришо нрипа гадха-камаис
тан на спришантй асана-трид-бхайа-сока-мохах
«Если человек получает возможность окунуться в бесконеч-
ный поток нектара, льющийся из уст чистых преданных, ко-
торые следуют правилам и предписаниям священных книг,
и, благодаря этому, имеют незамутненное сознание, то, слу-
шая и воспевая славу Верховного Господа, он забывает обо
всех потребностях жизни, таких как голод и жажда. Он
освобождается от влияния иллюзии, скорби и страха» (Бхаг.,
4.29.39-40). Столь велико благо, которое получает человек,
погружаясь в размышления о Кришне. Но он освобождает-
ся от гнета материального тела и ума настолько, насколько
он обращается к Кришне.
Шукадева Госвами утверждает, что истинными являют-
ся только те слова, которые прославляют трансцендентные
качества Верховного Господа. Почему? Потому что «истин-
ный» по сути означает «истинный всегда». Кришна — Выс-
шая Абсолютная Истина, и если мы говорим о Кришне,
мы произносим истину. Однако если мы говорим о матери-
альном мире, это может оказаться ошибочным утверждени-
ем, так как в материальном мире все постоянно меняется.
Можно, конечно, сказать, что материальный мир дукхалайам
ашашватам, и это будет истина, поскольку материальный
мир, и вправду, временен и полон страданий. Но это утверж-
дение справедливо потому, что принадлежит Кришне. Все,
что Он говорит — Абсолютная Истина, и Его суждения о ма-
териальном мире не исключение. Но когда о материальном
мире говорят убежденные материалисты, они не основыва-
ются на словах Господа, и все, что они говорят, заведомая
ложь. «Все, что говорится на материальном уровне, в конеч-
ном итоге приводит к страданиям». Кришна всегда провоз-
глашает высшую истину, и Он всегда прав.
Мы должны развить в себе привязанность к кришна-кат-
хе. Чем сильнее у преданного влечение к ней, тем быстрее
он избавляется от страданий.
прасангам аджарам пасам
атманах кавайо видух
са ева садху су крито
мокша-дварам апавратам
«Каждый разумный человек понимает, что материальные
привязанности — якорь для того, кто следует по духовному
пути. Но привязанность, направленная на возвышенных пре-
данных, открывает врата к освобождению» (Бхаг., 25.20). По-
ка мы сохраняем в себе привязанность к материальному ми-
ру, мы будем испытывать одни страдания. Нам нужна любовь
к Кришне и к тем, кто будет постоянно напоминать нам о
Нем. Господь Капиладева говорил:
та еве садхавах садхви
сарва-санга-виварджитах
сангас теше атха те прартхйах
санга-доша-хара хи те
«Человек должен стремиться к обществу тех, кто всегда гово-
рит о Кришне. Он должен привязаться к ним» (Бхаг., 3.25.24).
Привязанность к ним означает привязанность к кришна-кат-
хе, в этом весь смысл. Каждый человек хочет любить кого-
либо, но Господь Капиладева говорит, что любовь к тем, кто
всегда говорит о Кришне, избавляет человека от пагубных
последствий его материальных привязанностей.
Когда чистый преданный, а он постоянно погружен в
мысли о Кришне, заботится о своем теле, это становится
частью его преданного служения. Он не сосредотачивается
на этом чрезмерно, по сути, Кришна Сам заботится о нем.
мад-ашрайах катха мристах
шринванти катхайанти ча
тапанти вивидхас тапа
наитан мад-гата-четасах
«Постоянно слушай и говори обо Мне. Садху, занятые этим,
свободны от всех материальных страданий, поскольку посто-
янно поглощены мыслями о Моих деяниях» (Бхаг., 3.25.23).
То же самое утверждает и Рупа Госвами:
иха йасайа харер дасйе
кармана манаса гира
никхилашв апй аватхасу
дживан-муктах са учйате
«Человек, действующий в Сознании Кришны (или, иными
словами, тот, кто служит Кришне), занимая свое тело, ум,
интеллект и речь служением Господу, уже достиг освобожде-
ния, даже если он пребывает в этом материальном мире и за-
нят на первый взгляд материальной деятельностью» (Б.-р.-с,
1.2.187). Если человек говорит о Кришне двадцать четыре
часа в сутки, он является освобожденной душой и Кришна
всегда его защищает.
йа идам парамам гухйам
мад-бхактешв абхидхасйати
бхактим майи парам критва
мам еваисйатй асамсайах
на ча тасман манушйешу
кашчин ме прийа-криттамах
бхавита на ча ме тасмад
анйах прийатаро бхуви
«Тот, кто открывает эту высшую тайну Моим преданным,
непременно поднимется до чистого преданного служения и
в конце вернется ко Мне. Нет для Меня слуги дороже, чем
он, и никогда не будет» (Б.-г., 18.68). Кришна всегда забо-
тится о Своих преданных. Он сохраняет то, что у них есть
и дает то, чего им не хватает, избавляя их от необходимости
думать о поддержании тела. Вайшнавы всегда погружены в
прославление Кришны и поэтому очень дороги Ему.
Лекция шестая
«Бхактъялока» (глава 1.3, «Праджалпа»)
Одесса, 26 июля 1999 года
«Люди, которые сравнивают вайшнавов, считая
одного великим, а другого — не заслуживающим
внимания, совершают грубейшую ошибку. Гос-
подь Чайтанья на примере собственной матери
учил преданных, как избегать вайшнава-апарадх
и как искупать свою вину. Те, кто не принима-
ют во внимание Его