Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 47 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 47

и Шукламбаре Бхаттачарье. Бы-

ло уже очень поздно, но мы так увлеклись, что не заметили,

как наступила ночь, и ни я, ни он не вспомнили, что утром

придется рано вставать. Мы пришли к выводу: если человек

действительно хочет говорить на духовные темы, и если ря-

дом с ним оказывается преданный, разделяющий его стрем-

ление, их беседы становятся для обоих источником вдохно-

вения.

Мы говорили об одних и тех же развлечениях Господа,

но Радханатха Махарадж заметил в них то, что ускользнуло

от меня, а я, в свою очередь, рассказал ему о тех философ-

ских тонкостях, о которых никогда не задумывался он. Каза-

лось, мы никогда не остановимся. Кришна-катха не надоеда-

ет. Обсуждение деяний Господа и сами Его деяния неизменно

привлекательны, и погружаться в этот поток нектара можно

все глубже и глубже. Вы никогда не достигнете дна, а поток

с каждым мгновением будет становится все полноводнее.

В первой песни «Шримад-Бхагаватам» (1.18.23) говорит-

ся: «Птицы в небе поднимаются настолько высоко, насколь-

ко позволяют им их возможности, так и сведущие трансцен-

денталисты описывают Господа в той мере, в какой они Его

постигли». У неба нет пределов, и как бы высоко ни залетела

птица, над ней всегда будет все та же безбрежная высь. Так

и мы, сколько бы ни говорили об играх Господа, никогда не

исчерпаем их до дна. Мы можем описывать Господа лишь

в той мере, в какой Его постигли. Когда мы говорим о де-

яниях Господа с вайшнавами, наш духовный уровень растет

и мы поднимаемся на следующую ступень. Трансцендентные

темы всегда свежи. Если обсуждение игр Господа ведется на

достаточно высоком уровне, мы получаем от этого такое же

благо, как и от чтения. Так мы можем очистить нашу жизнь

от праджалпы.

Человек склонен замечать в других те недостатки, которые

присутствуют в нем самом. Эту привычку нужно в себе пол-

ностью искоренить.

Самый удобный способ уклониться от хлопотной борьбы со

своим недостатком — это вовремя подметить его же в ком-

нибудь из окружающих. Если нами овладевает непреодоли-

мое желание поругать человека за какой-либо, присущий ему,

недостаток, скорей всего мы сами грешим тем же, что и он, и

лишь благодаря этому так прозорливы. Конечно, это еще не

означает, что мы ошибаемся, и тот порок, который мы заме-

тили у этого человека, всего лишь плод нашего воображения.

Нет. Но именно присутствию этого дурного качества в нас са-

мих мы обязаны тем пылом и рвением, с которым нас тянет

выявлять его в других. Случается, люди затевают револю-

ции, чтобы свергнуть правительство. Идея установления но-

вого режима полностью овладевает ими, поскольку сущест-

вующий строй они считают диктаторским. Но, как только

бунтари приходят к вожделенной власти, они тоже становят-

ся деспотами. В наших храмах иногда происходит то же са-

мое, и тот, кто садится в кресло только что низложенного

президента, тиранит бедных подданных похлеще своего пред-

шественника. Они так страстно желали свергнуть президен-

та, что готовы были посвятить этому всю жизнь. В боль-

шинстве своем такие люди ругают других за то, чем грешат

сами. При этом они настолько увлекаются поиском недостат-

ков в других, что в себе их уже не замечают.

Следующая разновидность праджалпы — ложь. Бали

Махарадж говорит в «Шримад-Бхагаватам»:

на хй асатйат паро `дхарма

ити ховача бхур ийам

сарвам содхум алам манйе

рте `лика-парам нарам

«Нет греха худшего, чем нечестность. Мать Земля сказала

как-то раз: „Я способна нести любое бремя, кроме бремени

лжеца"» (8.20.4). Бали Махарадж напомнил об этом Шук-

рачарье, когда тот уговаривал его отказаться от обещания,

данного Ваманадеве. Бали Махарадж пообещал Ваманадеве

три шага земли, но Шукрачарья, сообразив, чем это кончит-

ся, пытался убедить своего ученика нарушить слово. И хотя

он приводил ему веские доводы, Бали Махарадж лгать отка-

зался: «Нет, — сказал он. — Нет греха худшего, чем нечест-

ность».

Лгать грешно. Как правило, люди лгут для выгоды. Од-

ному они говорят одно, другому — другое, и так становятся

лицемерами. Некоторые при этом так завираются, что не в

состоянии вовремя вспомнить, кому какую ложь сказали, и,

чтобы выкрутится, им приходится лгать снова и снова.

Отреченные преданные отказываются от мирских разгово-

ров полностью, тогда как домохозяевам при соблюдении

определенных условий простительно говорить о мирских ве-

щах. Тем не менее, если речь идет, например, об археологии,

зоологии, астрологии, географии, и это никак не связано с

религиозной практикой, это неблагоприятно. В «Шримад-

Бхагаватам» (12.12.49-50) Шукадева Госвами говорит:

мриша гирас хй асатир асат-катха

на катхйате йад бхагаван адхокшаджах

тад ева сатйам тад у хаива мангалам

тад ева пунйам бхагавад-гунодайам

тад ева рамйам ручырам навам навам

тад ева шашван манасо махотсавам

тад ева шокарнава-шошанам нринам

йад уттамах шлока-йасо `нугийате

«Слова, которые описывают временное, вместо того, чтобы

описывать трансцендентную Личность Бога, лживы и бес-

полезны. Правдивы, благоприятны и благочестивы лишь те

слова, которые раскрывают трансцендентные качества Вер-

ховного Господа. Они, повествующие о величии достослав-

ной Личности Бога, притягательны, вечно свежи, ласкают

слух, даруют уму бесконечную радость и осушают океан

страданий».

Шукадева Госвами говорит, что повествования об играх Гос-

пода — праздник для ума, и этот праздник может длить-

ся вечно. Мы привыкли, что праздники приносят радость,

воодушевляют нас, поднимают нам настроение, возвышают

сознание. Шукадева Госвами утверждает, что развлечения

Кришны — нескончаемый праздник для ума, потому что они

даруют наслаждение, привлекательны и никогда не надоеда-

ют. Такова непостижимая природа игр Верховного Господа.

Когда мы говорим о них, то начинаем понимать их все глуб-

же и глубже. Они — само разнообразие, и никогда не теряют

привлекательности. Однако некоторые преданные, слушая об

играх Верховного Господа, особого восторга не

Навигация:

Страница 49
Страница 48
-- Страница 47 --
Страница 46
Страница 45