и Шукламбаре Бхаттачарье. Бы-
ло уже очень поздно, но мы так увлеклись, что не заметили,
как наступила ночь, и ни я, ни он не вспомнили, что утром
придется рано вставать. Мы пришли к выводу: если человек
действительно хочет говорить на духовные темы, и если ря-
дом с ним оказывается преданный, разделяющий его стрем-
ление, их беседы становятся для обоих источником вдохно-
вения.
Мы говорили об одних и тех же развлечениях Господа,
но Радханатха Махарадж заметил в них то, что ускользнуло
от меня, а я, в свою очередь, рассказал ему о тех философ-
ских тонкостях, о которых никогда не задумывался он. Каза-
лось, мы никогда не остановимся. Кришна-катха не надоеда-
ет. Обсуждение деяний Господа и сами Его деяния неизменно
привлекательны, и погружаться в этот поток нектара можно
все глубже и глубже. Вы никогда не достигнете дна, а поток
с каждым мгновением будет становится все полноводнее.
В первой песни «Шримад-Бхагаватам» (1.18.23) говорит-
ся: «Птицы в небе поднимаются настолько высоко, насколь-
ко позволяют им их возможности, так и сведущие трансцен-
денталисты описывают Господа в той мере, в какой они Его
постигли». У неба нет пределов, и как бы высоко ни залетела
птица, над ней всегда будет все та же безбрежная высь. Так
и мы, сколько бы ни говорили об играх Господа, никогда не
исчерпаем их до дна. Мы можем описывать Господа лишь
в той мере, в какой Его постигли. Когда мы говорим о де-
яниях Господа с вайшнавами, наш духовный уровень растет
и мы поднимаемся на следующую ступень. Трансцендентные
темы всегда свежи. Если обсуждение игр Господа ведется на
достаточно высоком уровне, мы получаем от этого такое же
благо, как и от чтения. Так мы можем очистить нашу жизнь
от праджалпы.
Человек склонен замечать в других те недостатки, которые
присутствуют в нем самом. Эту привычку нужно в себе пол-
ностью искоренить.
Самый удобный способ уклониться от хлопотной борьбы со
своим недостатком — это вовремя подметить его же в ком-
нибудь из окружающих. Если нами овладевает непреодоли-
мое желание поругать человека за какой-либо, присущий ему,
недостаток, скорей всего мы сами грешим тем же, что и он, и
лишь благодаря этому так прозорливы. Конечно, это еще не
означает, что мы ошибаемся, и тот порок, который мы заме-
тили у этого человека, всего лишь плод нашего воображения.
Нет. Но именно присутствию этого дурного качества в нас са-
мих мы обязаны тем пылом и рвением, с которым нас тянет
выявлять его в других. Случается, люди затевают револю-
ции, чтобы свергнуть правительство. Идея установления но-
вого режима полностью овладевает ими, поскольку сущест-
вующий строй они считают диктаторским. Но, как только
бунтари приходят к вожделенной власти, они тоже становят-
ся деспотами. В наших храмах иногда происходит то же са-
мое, и тот, кто садится в кресло только что низложенного
президента, тиранит бедных подданных похлеще своего пред-
шественника. Они так страстно желали свергнуть президен-
та, что готовы были посвятить этому всю жизнь. В боль-
шинстве своем такие люди ругают других за то, чем грешат
сами. При этом они настолько увлекаются поиском недостат-
ков в других, что в себе их уже не замечают.
Следующая разновидность праджалпы — ложь. Бали
Махарадж говорит в «Шримад-Бхагаватам»:
на хй асатйат паро `дхарма
ити ховача бхур ийам
сарвам содхум алам манйе
рте `лика-парам нарам
«Нет греха худшего, чем нечестность. Мать Земля сказала
как-то раз: „Я способна нести любое бремя, кроме бремени
лжеца"» (8.20.4). Бали Махарадж напомнил об этом Шук-
рачарье, когда тот уговаривал его отказаться от обещания,
данного Ваманадеве. Бали Махарадж пообещал Ваманадеве
три шага земли, но Шукрачарья, сообразив, чем это кончит-
ся, пытался убедить своего ученика нарушить слово. И хотя
он приводил ему веские доводы, Бали Махарадж лгать отка-
зался: «Нет, — сказал он. — Нет греха худшего, чем нечест-
ность».
Лгать грешно. Как правило, люди лгут для выгоды. Од-
ному они говорят одно, другому — другое, и так становятся
лицемерами. Некоторые при этом так завираются, что не в
состоянии вовремя вспомнить, кому какую ложь сказали, и,
чтобы выкрутится, им приходится лгать снова и снова.
Отреченные преданные отказываются от мирских разгово-
ров полностью, тогда как домохозяевам при соблюдении
определенных условий простительно говорить о мирских ве-
щах. Тем не менее, если речь идет, например, об археологии,
зоологии, астрологии, географии, и это никак не связано с
религиозной практикой, это неблагоприятно. В «Шримад-
Бхагаватам» (12.12.49-50) Шукадева Госвами говорит:
мриша гирас хй асатир асат-катха
на катхйате йад бхагаван адхокшаджах
тад ева сатйам тад у хаива мангалам
тад ева пунйам бхагавад-гунодайам
тад ева рамйам ручырам навам навам
тад ева шашван манасо махотсавам
тад ева шокарнава-шошанам нринам
йад уттамах шлока-йасо `нугийате
«Слова, которые описывают временное, вместо того, чтобы
описывать трансцендентную Личность Бога, лживы и бес-
полезны. Правдивы, благоприятны и благочестивы лишь те
слова, которые раскрывают трансцендентные качества Вер-
ховного Господа. Они, повествующие о величии достослав-
ной Личности Бога, притягательны, вечно свежи, ласкают
слух, даруют уму бесконечную радость и осушают океан
страданий».
Шукадева Госвами говорит, что повествования об играх Гос-
пода — праздник для ума, и этот праздник может длить-
ся вечно. Мы привыкли, что праздники приносят радость,
воодушевляют нас, поднимают нам настроение, возвышают
сознание. Шукадева Госвами утверждает, что развлечения
Кришны — нескончаемый праздник для ума, потому что они
даруют наслаждение, привлекательны и никогда не надоеда-
ют. Такова непостижимая природа игр Верховного Господа.
Когда мы говорим о них, то начинаем понимать их все глуб-
же и глубже. Они — само разнообразие, и никогда не теряют
привлекательности. Однако некоторые преданные, слушая об
играх Верховного Господа, особого восторга не