Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 35 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 35

был номер?» — спро-

сили они у миссионеров. Поскольку у всех шахтеров есть

личные номера, подобный вопрос с их стороны был вполне

обоснованным. Миссионеры ужаснулись: «Вы что, не знае-

те, кто такой Иисус Христос?!» Шахтеры ответили: «Нет!

Мы никогда не слышали о нем». «В таком случае, — заяви-

ли миссионеры — вы отправитесь в ад!». Шахтеры спросили:

«Ад? А что это такое?» «Ад — стали рассказывать миссио-

неры, — это очень мрачное место! Там холодно, сыро и не-

проглядно темно». Однако на шахтеров это описание не про-

извело должного впечатления: «Мы целый день проводим в

шахте, которая ничем не лучше ада, — рассудили они. — Так

что терять нам нечего. Мы уже в аду». Миссионеры растеря-

лись настолько, что с трудом нашлись, что ответить: «Зато

в аду нет газет!» Только тогда шахтеры испугались: «Нет га-

зет? Как же так!» В газетах столько вздора, однако люди пи-

тают к ним страсть. Политика, смерть, рождение, старость,

страдания... Все, о чем в них пишут, не приносит человеку

ни покоя, ни удовлетворения. Преданным не нужно читать

газет.

Бхактивинода Тхакур разграничивает неблагоприятную

праджалпу и праджалпу благоприятную. Человек, который

часто говорит на светские темы или читает мирскую литера-

туру, не достигнет умиротворения. Светские темы как прави-

ло порождают бессмысленные споры, которые ни к чему не

приводят, а лишь беспокоят ум. Таким способом люди никог-

да не придут к согласию. Наглядный пример — политические

лидеры, которые время от времени собираются, чтобы при-

думать, как сохранить между странами мирные отношения.

Но что они могут? Даже если они добиваются прекращения

военных действий, значит ли это, что мир будет долог и про-

чен? Вовсе нет. Обязательно отыщется и желающий разру-

шить мир, и повод для этого — порой совершенно нелепый.

В Кали-югу это происходит сплошь и рядом. Люди бывают

настолько взвинченны, что взрываются по любому, даже ни-

чтожному, поводу. Например, в Соединенных Штатах про-

исходит очень много конфликтов между белыми и неграми.

Отношения обострились настолько, что стоит какому-нибудь

политику выразиться недостаточно продуманно и осмотри-

тельно, как негры поднимают бунт. Однажды в Лос-Андже-

лесе из-за этого начались погромы. Незначительное событие

привело к ужасающим последствиям. Даже когда конфликт

исчерпан, люди продолжают враждовать. Подобные вещи

происходят всегда и везде.

Невозможно достичь мира без сознания Кришны. Одна-

ко даже в обществе преданных разногласия иногда возни-

кают. Почему? Прабхупада объяснял, что любому человеку

хочется видеть перед собой цель жизни, цель конкретную и

достижимую. Но если у преданного нет твердой веры и он

не находит опоры в Сознании Кришны, он начинает искать

повод для недовольства.

Люди любят обсуждать политические и экономические

события, но разве это приносит им покой? В результате они

лишь распаляются, и тогда споров и разногласий становится

еще больше. Бхактивинода Тхакур говорит: «Тратить время

на бесполезные разговоры — великая потеря для преданно-

го». Затем он пишет: «Мирские люди, пообедав, как правило

закуривают сигареты и пускаются в рассуждения о политике.

Без сомнения, им очень трудно стать последователями Рупы

Госвами». То же относится к чтению беллетристики. Одна-

ко, если человек читает рассказы, подобные истории о Пу-

ранджане, изложенной в «Шримад-Бхагаватам», тогда чтение

не является препятствием для духовной жизни. Более того,

оно помогает преданным духовно развиваться.

Теперь поговорим о спорах. Споры — это праджалпа, ко-

торая мешает преданному служению. Бхактивинода Тхакур

упоминает в своей книге о двух философских школах: ньяе и

вайшешике. Основателем школы ньяя является Гаутама Ри-

ши, а основателем школы вайшешика — Канада Риши. Оба

учения провозглашают, что материальная вселенная состоит

из материальных элементов, атомов, что атомы вечны и яв-

ляются источником творения. Таковы основные положения

как нъяи, так и вайшешики. Но в чем-то эти две философ-

ские школы все же отличаются, и поэтому их последователи

часто спорят, пытаясь доказать друг другу свою точку зре-

ния. Бхактивинода Тхакур утверждает, что эти философские

дебаты весьма напоминают заурядные склоки. Они бесполез-

ны, будоражат ум и обессиливают его. В «Катха Упанишад»

(2.9), говорится: наиша таркена матир апанейа — «Понима-

ние не обретают в спорах».

Следующая разновидность праджалпы — дискуссии.

Услышав утверждение, нас тут же тянет возразить. Это и есть

спор. К примеру, нам говорят: «Черное», и мы сразу же воз-

ражаем: «Нет, белое». Как правило, мы поступаем так из гор-

дости. Гордый человек всегда ищет повод бросить кому-ни-

будь вызов, чтобы доказать свое превосходство. Если мнение

одного муни не отличается от мнения другого, его не считают

великим философом, поэтому они спорят друг с другом. Но

муни бывают разные. Одни из них твердо убеждены, что их

видение мира является единственно правильным, а другие —

стхита дхир муни — сосредоточены на трансцендентном.

Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что ум трансценден-

талиста не погружается в относительный мир споров. В ка-

честве примера можно привести Рупу Госвами и Санатану

Госвами. Один известный пандит очень хотел поспорить с

ними. В те времена это было в обычае: чтобы стать признан-

ным ученым, нужно было спорить и побеждать в философ-

ских диспутах. Так пандиты добывали славу. Однажды та-

кой философ, охотник до споров, пришел к Рупе и Санатане

Госвами и бросил им вызов. Но поскольку Рупа и Санатана

отвергли его предложение, не имея ни желания потакать его

тяге к спорам, ни интересуясь самим спором как таковым,

ученый потребовал, чтобы они оба подписали патру,

бумагу, в которой проигравший оппонент признает свое по-

ражение. Рупе и Санатане было все равно, и, чтобы поскорей

отделаться от него, они поставили свои подписи. А пандит,

заполучив их подписи на джая-патре, стал показывать всем

эту бумагу и хвастаться: «Вот, взгляните! Я победил

Навигация:

Страница 37
Страница 36
-- Страница 35 --
Страница 34
Страница 33