был номер?» — спро-
сили они у миссионеров. Поскольку у всех шахтеров есть
личные номера, подобный вопрос с их стороны был вполне
обоснованным. Миссионеры ужаснулись: «Вы что, не знае-
те, кто такой Иисус Христос?!» Шахтеры ответили: «Нет!
Мы никогда не слышали о нем». «В таком случае, — заяви-
ли миссионеры — вы отправитесь в ад!». Шахтеры спросили:
«Ад? А что это такое?» «Ад — стали рассказывать миссио-
неры, — это очень мрачное место! Там холодно, сыро и не-
проглядно темно». Однако на шахтеров это описание не про-
извело должного впечатления: «Мы целый день проводим в
шахте, которая ничем не лучше ада, — рассудили они. — Так
что терять нам нечего. Мы уже в аду». Миссионеры растеря-
лись настолько, что с трудом нашлись, что ответить: «Зато
в аду нет газет!» Только тогда шахтеры испугались: «Нет га-
зет? Как же так!» В газетах столько вздора, однако люди пи-
тают к ним страсть. Политика, смерть, рождение, старость,
страдания... Все, о чем в них пишут, не приносит человеку
ни покоя, ни удовлетворения. Преданным не нужно читать
газет.
Бхактивинода Тхакур разграничивает неблагоприятную
праджалпу и праджалпу благоприятную. Человек, который
часто говорит на светские темы или читает мирскую литера-
туру, не достигнет умиротворения. Светские темы как прави-
ло порождают бессмысленные споры, которые ни к чему не
приводят, а лишь беспокоят ум. Таким способом люди никог-
да не придут к согласию. Наглядный пример — политические
лидеры, которые время от времени собираются, чтобы при-
думать, как сохранить между странами мирные отношения.
Но что они могут? Даже если они добиваются прекращения
военных действий, значит ли это, что мир будет долог и про-
чен? Вовсе нет. Обязательно отыщется и желающий разру-
шить мир, и повод для этого — порой совершенно нелепый.
В Кали-югу это происходит сплошь и рядом. Люди бывают
настолько взвинченны, что взрываются по любому, даже ни-
чтожному, поводу. Например, в Соединенных Штатах про-
исходит очень много конфликтов между белыми и неграми.
Отношения обострились настолько, что стоит какому-нибудь
политику выразиться недостаточно продуманно и осмотри-
тельно, как негры поднимают бунт. Однажды в Лос-Андже-
лесе из-за этого начались погромы. Незначительное событие
привело к ужасающим последствиям. Даже когда конфликт
исчерпан, люди продолжают враждовать. Подобные вещи
происходят всегда и везде.
Невозможно достичь мира без сознания Кришны. Одна-
ко даже в обществе преданных разногласия иногда возни-
кают. Почему? Прабхупада объяснял, что любому человеку
хочется видеть перед собой цель жизни, цель конкретную и
достижимую. Но если у преданного нет твердой веры и он
не находит опоры в Сознании Кришны, он начинает искать
повод для недовольства.
Люди любят обсуждать политические и экономические
события, но разве это приносит им покой? В результате они
лишь распаляются, и тогда споров и разногласий становится
еще больше. Бхактивинода Тхакур говорит: «Тратить время
на бесполезные разговоры — великая потеря для преданно-
го». Затем он пишет: «Мирские люди, пообедав, как правило
закуривают сигареты и пускаются в рассуждения о политике.
Без сомнения, им очень трудно стать последователями Рупы
Госвами». То же относится к чтению беллетристики. Одна-
ко, если человек читает рассказы, подобные истории о Пу-
ранджане, изложенной в «Шримад-Бхагаватам», тогда чтение
не является препятствием для духовной жизни. Более того,
оно помогает преданным духовно развиваться.
Теперь поговорим о спорах. Споры — это праджалпа, ко-
торая мешает преданному служению. Бхактивинода Тхакур
упоминает в своей книге о двух философских школах: ньяе и
вайшешике. Основателем школы ньяя является Гаутама Ри-
ши, а основателем школы вайшешика — Канада Риши. Оба
учения провозглашают, что материальная вселенная состоит
из материальных элементов, атомов, что атомы вечны и яв-
ляются источником творения. Таковы основные положения
как нъяи, так и вайшешики. Но в чем-то эти две философ-
ские школы все же отличаются, и поэтому их последователи
часто спорят, пытаясь доказать друг другу свою точку зре-
ния. Бхактивинода Тхакур утверждает, что эти философские
дебаты весьма напоминают заурядные склоки. Они бесполез-
ны, будоражат ум и обессиливают его. В «Катха Упанишад»
(2.9), говорится: наиша таркена матир апанейа — «Понима-
ние не обретают в спорах».
Следующая разновидность праджалпы — дискуссии.
Услышав утверждение, нас тут же тянет возразить. Это и есть
спор. К примеру, нам говорят: «Черное», и мы сразу же воз-
ражаем: «Нет, белое». Как правило, мы поступаем так из гор-
дости. Гордый человек всегда ищет повод бросить кому-ни-
будь вызов, чтобы доказать свое превосходство. Если мнение
одного муни не отличается от мнения другого, его не считают
великим философом, поэтому они спорят друг с другом. Но
муни бывают разные. Одни из них твердо убеждены, что их
видение мира является единственно правильным, а другие —
стхита дхир муни — сосредоточены на трансцендентном.
Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что ум трансценден-
талиста не погружается в относительный мир споров. В ка-
честве примера можно привести Рупу Госвами и Санатану
Госвами. Один известный пандит очень хотел поспорить с
ними. В те времена это было в обычае: чтобы стать признан-
ным ученым, нужно было спорить и побеждать в философ-
ских диспутах. Так пандиты добывали славу. Однажды та-
кой философ, охотник до споров, пришел к Рупе и Санатане
Госвами и бросил им вызов. Но поскольку Рупа и Санатана
отвергли его предложение, не имея ни желания потакать его
тяге к спорам, ни интересуясь самим спором как таковым,
ученый потребовал, чтобы они оба подписали патру,
бумагу, в которой проигравший оппонент признает свое по-
ражение. Рупе и Санатане было все равно, и, чтобы поскорей
отделаться от него, они поставили свои подписи. А пандит,
заполучив их подписи на джая-патре, стал показывать всем
эту бумагу и хвастаться: «Вот, взгляните! Я победил