Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 66 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 66

непостижимо». Материальная логика и доводы в этой

сфере неприменимы, и пытаться, мудрствуя, постичь транс-

цендентное, бесполезно. Тот, кто рассчитывает понять транс-

цендентное с помощью сухих рассуждений, все еще в ловуш-

ке иллюзорного сознания, и поэтому не в состоянии понять

игры Верховного Господа.

найам сукхапо бхагаван дехинам гопика-сутах

гйанинам чатма-бхутанам йатха бхакти-матам иха

«Приблизиться к Верховной Личности Бога, Кришне, сыну

матери Яшоды, могут только преданные, которые служат

Ему бескорыстно, с любовью и преданностью. Но тем, кто

склонен к сухим рассуждениям, и тем, кто идет путем само-

осознания, совершая суровые аскезы и налагая на себя епи-

тимьи, а также людям, которые не видят разницы между

телом и душой, приблизиться к Нему очень трудно» (Бхаг.,

10.9.21). В этой молитве Господь Брахма говорит, что игры

Кришны могут понять только преданные. Люди, которые лю-

бят сухие, отвлеченные рассуждения, не могут постичь игры

Кришны, поскольку эти игры нематериальны, и понять их

можно лишь с помощью трансцендентного разума. Именно

поэтому Кришна говорит:

джанма карма ча ме дивъям эвам йо ветти таттватах

тйактва дехам пунар джанма найти мам эти со `рджуна

«Тот, кто знает трансцендентную природу Моего явления и

Моих деяний, покидая это тело, не рождается вновь, но вхо-

дит в Мою вечную обитель (Б.-г., 4.9). Кто-нибудь решит,

что это проще простого, потому что требуется всего-навсе-

го понять, почему Кришна приходит в этот мир, и тогда воз-

вращение в духовную обитель — дело решенное. Так просто!

Но все дело в том, что только тот, кто любит Господа, все-

гда помнит о Нем и всегда о Нем говорит, и вправду, спосо-

бен понять, зачем Господь приходит в этот мир. Мы же мо-

жем осознать это только теоретически. «Кришна приходит,

чтобы привлечь к Себе падшие души, — уверенно изрекаем

мы. — Что касается прихода Господа Чайтаньи, так об этом

прямо сказано в „Чайтанья-чаритамрите": Кришна хотел по-

нять настроение Шримати Радхарани, и поэтому явился в

форме Махапрабху, которая объединяет в себе и Радху, и

Кришну. Это одна из внутренних причин явления Господа в

облике Чайтаньи Махапрабху. Внешняя причина — Он при-

шел, чтобы распространить движение санкиртаны, или, как

говорит Господь Кришна в „Бхагавад-гите": „Я прихожу, что-

бы уничтожить негодяев, освободить преданных и восстано-

вить религиозные принципы"». Все это так, но материаль-

ный ум не в силах постичь причину Его явления до конца,

так как трансцендентное непостижимо. Чтобы в полной мере

осознать игры Господа, нужно, чтобы их нам раскрыли. Вот

почему, говоря о Харе Кришна маха-мантре, Шрила Пра-

бхупада отмечает, что она за пределами возможностей ума

и разума. И Харе Кришна маха-мантра, и Сам Кришна из-

начально принадлежат духовному миру. То же относится и к

играм Кришны. Харе Кришна маха-мантра нисходит в ма-

териальный мир: голокера према-дхана хари-нама-санкирта-

на — «Святое имя Господа приходит из мира духовного, и

сам звук его нематериален». Оно не является порождением

мира материального.

В «Бхагавад-гите» Кришна описывает Свою высшую

обитель как непроявленную и совершенную, как высшую

цель:

авйакто `кшара итй уктас

там ахух парамам гатим

йам прапйа на нивартанте

тад дхама парамам мама

Кришна называет высшую обитель непроявленной, но это не

значит, что она не существует. Почему же ее называют не-

проявленной? Потому что она никогда не была явлена в ма-

териальном мире. Высшая обитель существовала всегда (что

уже само по себе осознать очень трудно), но, кроме того (по-

нять это еще трудней), она никогда, ни в какой момент вре-

мени не проявлялась. Сколь же непостижимы должны быть

вечно (!) проявленные в этой обители игры!

Кришна описывает духовный мир как неизменный и выс-

ший. Этот мир, в отличии от материального, не меняется. Ес-

ли мы, с нашим материальным сознанием, попытаемся пред-

ставить себе, что игры в духовном мире все время одни и те

же — неизменные и непроявленные, нам может показаться,

что в духовном мире очень скучно. Ведь говорят: «Разнооб-

разие — мать наслаждения». Рутина не доставляет нам ника-

кого удовольствия, и поэтому мы стремимся разнообразить

нашу жизнь. Движимые этим стремлением, люди, как могут,

стараются наполнить свою жизнь переменами. Муж устает

от своей жены, жена от мужа. «Каждый день я прихожу до-

мой, — жалуются они, — и вижу одно и то же лицо — каж-

дый божий день! Я уже знаю наперед, что он (она) скажет

или сделает. В наших взаимоотношениях не хватает разно-

образия», — определяют они корень всех бед, и решают, что

нужно что-то предпринять.

Итак, человек, находящийся под влиянием гун матери-

альной природы, считает материальное творение полем сво-

ей деятельности, а материальный опыт, плод его попыток

добиться в жизни удовольствий, становится его достянием.

Живому существу свойственно хотеть разнообразия, так как

по своей природе оно способно наслаждаться безграничным

разнообразием духовного мира. Духовный мир представляет

собой истинную сущность, тогда как материальный мир —

лишь его отражение, и сам по себе истинной сущностью

не является. Он то возникает, то исчезает, тогда как духов-

ная обитель существует вечно. Живое существо стремиться

к счастью, потому что создано для него. Духовный мир ис-

полнен вечного, безграничного и разнообразного счастья, но

тот, чье сознание материально, считает, что материальный

мир вполне способен дать ему то же, и пытается в нем на-

слаждаться. Но в материальном мире человек способен на-

слаждаться только отражением. Если ему рассказать о разно-

образии духовной жизни, а также о том, что для достижения

этого уровня духовного сознания необходимо отказаться от

материального разнообразия и от мирских удовольствий, он

не поверит: «Что за удовольствие каждый день делать од-

но и то же?» Люди спрашивают об этом постоянно: «Ска-

жите, в чем вы

Навигация:

Страница 68
Страница 67
-- Страница 66 --
Страница 65
Страница 64