находите радость? В Харе Кришна мантре!
Вы каждый день повторяете одно и то же, говорите толь-
ко о Кришне, слушаете только о Кришне — что же это за
удовольствие! По-вашему, цель жизни в том, чтобы служить
Ему, но ведь мир предоставляет вам столько интересных воз-
можностей! Почему только Кришна? А как же ваше личное
счастье? Неужели все для Кришны?» Они представить себе
не могут, что можно находить удовольствие в том, чтобы
служить Кришне.
Иногда преданные или, вернее, люди, которые одевают-
ся, как вайшнавы, наносят на лоб тилак и бреют головы, го-
ворят то же самое, что и эти материалисты. «Нет счастья в
Сознании Кришны, — сетуют они. — Каждый день я делаю
одно и то же: встаю на мангала-арати, хожу на гуру-пуджу,
слушаю лекции по «Бхагаватам», выполняю свое служение.
Изо дня в день одно и то же, и никакой радости!» Когда пре-
данный приходит к мысли о том, что в духовной жизни разно-
образия нет, он начинает искать его в другом месте. Такому
человеку очень трудно понять игры Кришны и то, какое это
наслаждение — слушать и рассказывать о них другим. Пока
он думает, что материальный мир — поле его деятельности,
он не в состоянии испытать это удовольствие. Кришна гово-
рит, что обрести духовное сознание и постичь Его возмож-
но только с помощью преданного служения. Человек должен
совершать преданное служение Господу, в противном случае
он и Господа станет рассматривать через призму своего мате-
риального сознания, и так окажется в безвыходном положе-
нии — понять преданное служение он не может, понять сла-
ву преданного служения он не может, понять игры Господа
не может, понять славу святого имени Господа он не может
тоже, потому что и преданное служение, и святое имя, и иг-
ры Господа осознать можно только по милости Господа, ког-
да Он Сам открывает истину о них. Это единственный спо-
соб до конца постичь славу духовного мира.
Господь Брахма называет преданное служение наилуч-
шим способом самоосознания, так как оно единственное по-
зволяет осознать нашу истинную духовную природу*. Понять
игры Господа Кришны можно только, если они проявятся
в сердце, раскроются. С помощью логических умозаключе-
ний осознать их не удастся. Поэтому тем, кто хочет постичь
разнообразие духовной жизни, не стоит полагаться на од-
ни только философские размышления. Понять игры Госпо-
да можно лишь через преданное служение. Необходимо из-
менить сознание — именно об этом пишет в комментарии к
рассматриваемому стиху [Бхаг., 3.26.6] Шрила Прабхупада:
«Имея материальное сознание, обусловленная душа считает
себя причиной всех действий, которые она на самом деле со-
вершает под влиянием материальной энергии».
Если у человека нет сознания Кришны, следует пони-
мать, что его сознание материально. Сознание само по себе
нельзя уничтожить, — это качество, неотъемлимо присущее
живому существу — однако его нужно изменить, очистить.
Когда обусловленное живое существо смотрит на матери-
*(Бхаг., 10.9.21)
альный мир через призму материальных ума и чувств, оно
видит мир связанным с телом, умом и чувствами. Проходя
через материальный ум, чувства и разум, духовные чувства
как бы вбирают в себя всё многоцветие материального мира
или, другими словами, попадают под влияние трех гун мате-
риальной природы — так окрашивается свет, проходя через
цветное стекло. Когда чистые чувства проходят через ма-
териальное тело и материальный ум, человек начинает рас-
сматривать все через призму своего тела, ума и чувств. Но
Кришну можно понять только с помощью чистых чувств и
ума, и поэтому их необходимо полностью очистить.
атах шри-кришна-намади
на бхавед грахьям индрийах
«Имя Кришны, его форму, качества и развлечения невозмож-
но понять с помощью оскверненных материальных чувств.
Кришна являет их только тому, кто посвятил трансцен-
дентному служению Господу всего себя» («Бхакти-расамри-
та-синдху», 1.2.234*). То же самое говорит в «Бхагавад-ги-
те» Кришна Арджуне, когда описывает признаки человека,
чье сознание трансцендентно: «Когда человек избавляется от
всех желаний, связанных с удовлетворением чувств и явля-
ющихся порождением ума, он, очистив таким образом ум,
черпает удовлетворение только в своей истинной сущности.
О таком человеке говорят, что он находится в чистом транс-
цендентном сознании» (Б.-г., 2.55). Нужно находить удовле-
творение в самом себе. Мы думаем, что это очень трудно,
так как полагаем, что для удовлетворения необходимы объ-
екты чувств. Поскольку мы не находим удовлетворение в са-
мих себе, нам приходится искать объекты, которыми можно
завладеть и из которых можно выжать удовлетворение. Мы
и к общению с людьми жадно стремимся именно ради соб-
ственного удовольствия. Человеку страстно хочется иметь
*Стих из «Падма Пураны». Рупа Госвами цитирует его в «Бхакти-расамрита-
синдху».
что-нибудь, что можно называть своим, поэтому он заводит
собственность: жену (мужа), дом. Он нуждается в них, по-
тому что не находит удовлетворения в себе самом. В Пятой
Песни «Бхагаватам» (5.5.8) Господь Ришабхадев говорит, что
такое отношение к жизни повергает человека в еще большую
иллюзию.
пумсах-стрийа митхуни-бхавам этам
тайор митхо хридайа-грантхим ахух
ато гриха-кшетра-сутапта-виттаир
джанасйа мохо `йам ахам мамети
«Основой материального существования является взаимное
влечение мужского и женского начала. Это иллюзорное вле-
чение тугим узлом связывает вместе сердца мужчины и
женщины и порождает привязанность к своему телу, дому,
имуществу, детям, родственникам и деньгам. Так человек ока-
зывается во власти иллюзорных понятий „я" и „мое"». Чело-
век ощущает неполноту и неудовлетворенность, и ищет спо-
соб достичь большей полноты и удовлетворения.
Что же значит быть самоудовлетворенным? Когда Криш-
на говорит, что человек, который находится в чистом транс-
цендентном сознании, находит удовлетворение в самом себе,
значит ли это, что такой человек всегда один? Нет. Чтобы
черпать удовлетворение в себе, и только в себе, человек дол-
жен знать, кто он есть, знать, что он всегда