Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 67 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 67

находите радость? В Харе Кришна мантре!

Вы каждый день повторяете одно и то же, говорите толь-

ко о Кришне, слушаете только о Кришне — что же это за

удовольствие! По-вашему, цель жизни в том, чтобы служить

Ему, но ведь мир предоставляет вам столько интересных воз-

можностей! Почему только Кришна? А как же ваше личное

счастье? Неужели все для Кришны?» Они представить себе

не могут, что можно находить удовольствие в том, чтобы

служить Кришне.

Иногда преданные или, вернее, люди, которые одевают-

ся, как вайшнавы, наносят на лоб тилак и бреют головы, го-

ворят то же самое, что и эти материалисты. «Нет счастья в

Сознании Кришны, — сетуют они. — Каждый день я делаю

одно и то же: встаю на мангала-арати, хожу на гуру-пуджу,

слушаю лекции по «Бхагаватам», выполняю свое служение.

Изо дня в день одно и то же, и никакой радости!» Когда пре-

данный приходит к мысли о том, что в духовной жизни разно-

образия нет, он начинает искать его в другом месте. Такому

человеку очень трудно понять игры Кришны и то, какое это

наслаждение — слушать и рассказывать о них другим. Пока

он думает, что материальный мир — поле его деятельности,

он не в состоянии испытать это удовольствие. Кришна гово-

рит, что обрести духовное сознание и постичь Его возмож-

но только с помощью преданного служения. Человек должен

совершать преданное служение Господу, в противном случае

он и Господа станет рассматривать через призму своего мате-

риального сознания, и так окажется в безвыходном положе-

нии — понять преданное служение он не может, понять сла-

ву преданного служения он не может, понять игры Господа

не может, понять славу святого имени Господа он не может

тоже, потому что и преданное служение, и святое имя, и иг-

ры Господа осознать можно только по милости Господа, ког-

да Он Сам открывает истину о них. Это единственный спо-

соб до конца постичь славу духовного мира.

Господь Брахма называет преданное служение наилуч-

шим способом самоосознания, так как оно единственное по-

зволяет осознать нашу истинную духовную природу*. Понять

игры Господа Кришны можно только, если они проявятся

в сердце, раскроются. С помощью логических умозаключе-

ний осознать их не удастся. Поэтому тем, кто хочет постичь

разнообразие духовной жизни, не стоит полагаться на од-

ни только философские размышления. Понять игры Госпо-

да можно лишь через преданное служение. Необходимо из-

менить сознание — именно об этом пишет в комментарии к

рассматриваемому стиху [Бхаг., 3.26.6] Шрила Прабхупада:

«Имея материальное сознание, обусловленная душа считает

себя причиной всех действий, которые она на самом деле со-

вершает под влиянием материальной энергии».

Если у человека нет сознания Кришны, следует пони-

мать, что его сознание материально. Сознание само по себе

нельзя уничтожить, — это качество, неотъемлимо присущее

живому существу — однако его нужно изменить, очистить.

Когда обусловленное живое существо смотрит на матери-

*(Бхаг., 10.9.21)

альный мир через призму материальных ума и чувств, оно

видит мир связанным с телом, умом и чувствами. Проходя

через материальный ум, чувства и разум, духовные чувства

как бы вбирают в себя всё многоцветие материального мира

или, другими словами, попадают под влияние трех гун мате-

риальной природы — так окрашивается свет, проходя через

цветное стекло. Когда чистые чувства проходят через ма-

териальное тело и материальный ум, человек начинает рас-

сматривать все через призму своего тела, ума и чувств. Но

Кришну можно понять только с помощью чистых чувств и

ума, и поэтому их необходимо полностью очистить.

атах шри-кришна-намади

на бхавед грахьям индрийах

«Имя Кришны, его форму, качества и развлечения невозмож-

но понять с помощью оскверненных материальных чувств.

Кришна являет их только тому, кто посвятил трансцен-

дентному служению Господу всего себя» («Бхакти-расамри-

та-синдху», 1.2.234*). То же самое говорит в «Бхагавад-ги-

те» Кришна Арджуне, когда описывает признаки человека,

чье сознание трансцендентно: «Когда человек избавляется от

всех желаний, связанных с удовлетворением чувств и явля-

ющихся порождением ума, он, очистив таким образом ум,

черпает удовлетворение только в своей истинной сущности.

О таком человеке говорят, что он находится в чистом транс-

цендентном сознании» (Б.-г., 2.55). Нужно находить удовле-

творение в самом себе. Мы думаем, что это очень трудно,

так как полагаем, что для удовлетворения необходимы объ-

екты чувств. Поскольку мы не находим удовлетворение в са-

мих себе, нам приходится искать объекты, которыми можно

завладеть и из которых можно выжать удовлетворение. Мы

и к общению с людьми жадно стремимся именно ради соб-

ственного удовольствия. Человеку страстно хочется иметь

*Стих из «Падма Пураны». Рупа Госвами цитирует его в «Бхакти-расамрита-

синдху».

что-нибудь, что можно называть своим, поэтому он заводит

собственность: жену (мужа), дом. Он нуждается в них, по-

тому что не находит удовлетворения в себе самом. В Пятой

Песни «Бхагаватам» (5.5.8) Господь Ришабхадев говорит, что

такое отношение к жизни повергает человека в еще большую

иллюзию.

пумсах-стрийа митхуни-бхавам этам

тайор митхо хридайа-грантхим ахух

ато гриха-кшетра-сутапта-виттаир

джанасйа мохо `йам ахам мамети

«Основой материального существования является взаимное

влечение мужского и женского начала. Это иллюзорное вле-

чение тугим узлом связывает вместе сердца мужчины и

женщины и порождает привязанность к своему телу, дому,

имуществу, детям, родственникам и деньгам. Так человек ока-

зывается во власти иллюзорных понятий „я" и „мое"». Чело-

век ощущает неполноту и неудовлетворенность, и ищет спо-

соб достичь большей полноты и удовлетворения.

Что же значит быть самоудовлетворенным? Когда Криш-

на говорит, что человек, который находится в чистом транс-

цендентном сознании, находит удовлетворение в самом себе,

значит ли это, что такой человек всегда один? Нет. Чтобы

черпать удовлетворение в себе, и только в себе, человек дол-

жен знать, кто он есть, знать, что он всегда

Навигация:

Страница 69
Страница 68
-- Страница 67 --
Страница 66
Страница 65