время беседы обсуждался пример Махараджа Шиби, который отрезал свою плоть и кормил ею голодного ястреба… Шрила Прабхупада практически сделал то же самое, приведя себя и свою жизнь в жертву ради нас. Ситуация стала очень эмоциональной, мне стало тяжело переводить. До этого времени я думал, что времена слез и сокровенных бесед так и останутся историями из нашей вайшнавской традиции, описанными на страницах «Джаива Дхармы» или «Чайтанья-Чаритамриты». Но когда я услышал беседу этих двух возвышенных душ, я понял, что школа слез, о которой говорил Шрила Гоур Говинда Махараджа, все еще продолжает свое существование, но остается скрытой от глаз обычных обывателей.
После этого даршана я услышал, как этот старший преданный делился своими впечатлениями с Матхуранатхом Прабху. Выйдя счастливым из комнаты Махараджа, он сказал:
- Он меня победил. Махарадж опять меня победил! Матхуранатх, как ты думаешь, почему Махарадж всегда побеждает?
- Потому что он тебя любит!
- Да, похоже, он один из тех, кто действительно меня любит таким, какой я есть».
Когда Махарадж рассказывал о своем понимании того, как необходимо исправлять ошибки путем смиренной проповеди, мне вспомнился один случай из моего личного опыта общения с ним. Много лет тому назад, после того, как наш президент храма стал руководителем храма в другом географическом месте, дела в нашей ятре пошли не очень. Преданные были разрозненны, ссорились, а проповедь практически прекратилась. Мы ждали приезда Ниранджаны Махараджа как мессии, который приедет, всех построит, поругает, исправит, и ситуация в ятре наладится. И вот Махарадж приехал, и в первый вечер прочитал лекцию о Харидасе Тхакуре и не провел никакого собрания. Я подумал, что наверное Махарадж не захотел так с первого же дня всех строить и сходу «вправлять нам хребты». Я решил дождаться следующего дня. На следующий день Махарадж вновь прочитал лекцию о лилах Господа Чайтаньи, в которой говорил о необходимости очистить свое сердце. К моему большому удивлению после лекции он вновь просто раздал прасад и поехал к себе на квартиру. Тогда я подумал, что наверное он решил «пропесочить» нас в последний день, перед своим отъездом, в назидание, чтобы мы помнили. Но и на третий день Махарадж вновь прочитал лекцию о Кхолавече Шриддхаре, о необходимости смирения, попрощался с преданными и… уехал на Украину. Я был откровенно расстроен и даже немного обижен: «Что такое, ведь ятра разваливается на глазах, он же GBC, почему он как руководитель не предпринимает никаких мер, чтобы исправить эти ошибки?».
Прошло около пяти лет, и однажды я решил спросить у Махараджа об этом и поделился своими сомнениями относительно того случая. К моему удивлению, он хорошо помнил ту ситуацию и сказал: «А чего ты ожидал, что я приеду и отругаю всех за их анартхи и грязные сердца? Кого бы такая ругань исправила? А если бы и исправила, то насколько бы вас тогда хватило? На пару дней, или на пару недель? Я предпочел вмешаться и исправить эту ситуацию более радикальным образом, на другом уровне, на уровне очищения ваших сердец. Ругань, наказания и тяжелый менеджмент не меняет сердец. А Кришна-катха меняет, и меняет очень быстро. Поэтому я предпочел приехать и дать вам Кришна-катху — радикальное лекарство от всех ваших бед и ошибок.»
Харе Кришна.
Ваш слуга,
Радха Говинда Даса.
ПИСЬМО УЧЕНИКАМ ШРИЛЫ НИРАНДЖАНЫ СВАМИ
7 сентября, 2012
Дорогие преданные, примите пожалуйста мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде! Слава Шриле Ниранджане Свами!
Недавно мы с супругой посетили ферму Нью-Враджа Дхама в Венгрии, где праздновался день явления Шримати Радхарани. Как вы все знаете, на ферме сейчас находится Шрила Ниранджана Махарадж.
Он попросил меня написать в конференцию его учеников и поделиться своими впечатлениями и пониманием всего того, что я увидел и услышал в общении с ним и с другими преданными, которые сейчас о нем заботятся.
Поэтому, вначале своего письма, я хочу предложить свои поклоны и молитвы Шриле Ниранджане Махараджу и Шриле Шивараме Свами, а также смиренно прошу благословения у них и всех Вайшнавов, чтобы в моих словах не было никакого самолюбования, гордости или других низменных мотивов, которые могли бы затуманить суть сего письма, в основе которого находится желание Шрилы Ниранджаны Свами.
В течении последнего года под руководством Шрилы Шиварамы Свами мы служим с моей супругой Мокшарупой Деви Даси в маленьком проповедническом центре в Румынии, что находится в пяти часах езды от Нью-Враджа Дхамы. Около месяца тому назад Шиварама Махараджа позвонил нам и сказал, что хочет сделать для Мокшарупы небольшой сюрприз. Он попросил ее подойти к телефону и передал трубку Шриле Ниранджане Махараджу. В своем разговоре с ней Ниранджана Махараджа попросил нас приехать и повидаться с ним на ферме во время Радхаштами. По милости Гуру и Кришны к этому времени у нас решились все проблемы с документами и за день до Радхаштами мы приехали в Нью-Враджа Дхаму.
Когда мы увидели его во время утреннего киртана и лекции в день Радхаштами, в нашем сознании боролись самые противоречивые чувства. Мы были безумно рады увидеть Махараджа после полутра лет разлуки. Но в тоже время вид его дрожащих рук во время лекции и