Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 63 ------

Парамахамса дас - Жизнь в отречении - Страница 63

видеть истинную природу вещей и отречься от мира, опираясь на разум. Разум преданного всегда связан с Верховной Личностью Бога.

Он равнодушно взирает на материальный мир, ибо прекрасно знает, что этот мир является творением иллюзорной энергии Кришны».

В Упанишадах описаны три основные функции разума: 1) смрити-шакти - способность запоминать; 2) вичар-шакти - способность размышлять и анализировать; 3) вивека-шакти - способность различать; Эта способность различать освобождает душу от иллюзии - вивикена тато вгшукух и является высшим проявлением разума.

Разум делится на два типа: духовный и материальный. Преданные Господа наделены духовным разумом, тогда как непреданные обладают материальным разумом. Ш.Бхактивинода Тхакур в «Бхакти-локе», объясняет, что разум, который действует под управлением ума, оскверненного материальными желаниями и направленного на удовлетворение чувств, называют материальным. Деятельность духовного разума основывается на осознании высшего «Я» и своей принадлежности Кришне. Изначально душа обладает трансцендентным разумом, но когда гуны страсти и невежества покрывают разум, он становится материальным.

Кришна в «Бхагавад-гите» говорит, что разум непреданных, украден иллюзией, поскольку они направляют его на служение иллюзорной энергии. Поэтому их называют людьми, лишеными разума.

Настоящим буддхи или духовным разумом обладают только преданные Верховного Господа. Но на начальном этапе бхакти-йоги наш разум не укреплен духовным знанием. Поэтому преданный должен укрепить и одухотворить разум, который поможет ему достичь самоосознания и преодолеть влияние иллюзии.

йе хи самспарша-джа бхога духкха-йонайа эва те адй-антавантах каунтейа на тешу рамате будхах

«Человек с твердым разумом, никогда не стремится к тому, что связано с материальными чувствами и может стать для него источником страданий. О сын Кунти, такие удовольствия имеют начало и конец, поэтому мудрый человек, не обольщается ими». (Б.Г.5.22)

Ш.Прабхупада комментирует этот стих: «Разум обладает способностью взвешивать и рассуждать и может изменить все в лучшую сторону. Поэтому, наделенный разумом человек правильно, применяя свой разум, способен избавиться от иллюзии материального существования и задуматься над тем, кто он такой, почему ему приходиться испытывать бесчисленные страдания, и как от них можно избавиться. Разум дается человеку для того, чтобы он мог освободиться от оков материального рабства. Но охваченная безумием обусловленная душа тратит всю свою энергию и разум на чувственные наслаждения и, потеряв разум, душа продолжает жизнь за жизнью влачить рабское существование, переходя из одного материального тела в другое».

По словам Шрилы Рупы Госвами, разумность человека определяется тем, до какой степени он предался Кришне. Смирение также указывает на присутствие разума. Глупцы гордятся своими достоинствами, но разумный человек становится смиренным.

Обучение в атмосфере ашрама брахмачари наиболее способствует развитию духовного разума. Чем сильнее развито полушарие, отвечающее за аналитику, тем легче человеку контролировать чувства, и тем меньше он совершает ошибок.

Брахмачари должен иметь, как острие лезвия, отточенный разум, который обретается благодаря общению с продвинутыми преданными, служению гуру, глубокому изучению шастр, слушанию о Кришне, воспеванию святого имени, духовному опыту и тщательному анализу практической деятельности.

Просветленный разум способен постичь природу души, отделять дух от материи и вывести человека за пределы материального сознания. Разум также - означает мудрость. Мудрый и разумный человек, отстраняет свои чувства от их объектов, и сосредоточивает свое сознание на Кришне.

тани сарвани самйамйа йукта асита мат-парах ваше хи йасйендрийани тасйа праджна пратиштхита

«Того, кто отстраняет свои чувства от объектов чувств и, держа их в повиновении, сосредоточивает свое сознание на Мне, называют человеком с устойчивым разумом». (Б.Г.2.61)

А теперь послушайте интересную историю о духовном разуме и истинной мудрости: «Один юноша пришел к старому мудрецу и спросил: «О учитель, как мне стать мудрым и укрепить разум?» Мудрец не ответил ему, но попросил прийти завтра. На следующий день юноша пришел и задал тот же самый вопрос. И мудрый учитель повел его к реке. Они вошли в реку, и вдруг учитель, схватив за волосы юношу, погрузил его в воду. Мудрец держал юношу под водой, не обращая внимания на его попытки освободиться. Когда же тот, жадно, хватая воздух ртом, выпрыгнул из воды, учитель спросил его: «Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал сильнее всего?» Юноша ответил без колебаний: «Воздуха! Воздуха! Я хотел только воздуха!» Мудрый учитель сказал: «Почему же ты не думал о женщинах, о богатстве, удовольствиях и любви?» - «Нет, господин, я хотел только воздуха и думал только о воздухе», - ответил юноша. Учитель сказал: «Вот ответ на твой вопрос, - мудрый и разумный человек не привязывается к преходящим вещам, он не стремится к обладанию женщинами и богатством, он жаждет познать Истину, как стоящий на грани смерти стремится ухватиться за жизнь».

Только мудрый человек, наделенный духовным разумом, способен отказаться от иллюзорных наслаждений материального мира и следовать по пути возвращения домой обратно к Богу.

Господь наделяет человека разумом, поскольку деятельность разума полностью зависит от Сверхдуши. Кришна говорит: «Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение». Трансцендентный разум - это проявление Параматмы, и насколько мы преданны Кришне, настолько наш разум очищен и просветлен.

Почему человеку, желающему практиковать отречение или найштхика-брахмачарью, рекомендуется изучать шастры и быть безоговорочно преданным Богу? - Шастры изучают с помощью разума, если человек полностью задействует свой интеллект в познании Верховного Господа

Навигация:

Страница 65
Страница 64
-- Страница 63 --
Страница 62
Страница 61