Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 62 ------

Парамахамса дас - Жизнь в отречении - Страница 62

благодаря удаче, человек развивает веру в Кришну, он начинает общаться с преданными. Благодаря общению с преданными, человек вдохновляется на преданное служение, и освобождается от всего нежелательного в сердце, следуя регулирующим принципам, слушая и воспевая. Освободившись от скверны, человек с твердой верой продвигается дальше. Когда в нем пробуждается твердая вера в преданное служение, тогда появляется вкус к слушанию и воспеванию. После пробуждения вкуса, возникает глубокая привязанность, а из привязанности в сердце прорастает семя любви к Кришне, бхава, а затем према, конечная цель жизни и источник блаженства».

Ш.Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что в самом начале человек должен стремиться к самоосознанию. Это желание поднимает человека на уровень шраддхи, веры в Верховную Личность Бога. Затем он пытается общаться с духовно продвинутыми людьми, эта стадия называется садху-санга. Следующая ступень называется бхаджана-крийа, на которой человек принимает посвящение у духовного учителя, и под его руководством начинает процесс преданного служения. Преданное служение на этой стадии также делится на две категории: неустойчивое (аништхита) и устойчивое (ништхита). Неустойчивое преданное служение состоит из шести последовательных ступеней: ложный энтузиазм (утсаха-майи); резкие взлеты и падения (гхана-тарала); подверженность сомнениям и непостоянство на уровне ума (вйудха-викалпа); объявление войны чувствам (вишайа-сагара) неспособность следовать принятым обетам (нийамакшама)`, наслаждение материальными результатами преданного служения (таранга-рангини).

Вступая на путь бхакти, человек иногда с энтузиазмом выполняет преданное служение, а иногда проявляет к нему полное безразличие. Такое чередование прилежности и безразличия называется гхана- тарала (взлеты и падения).

Вйудха-викалпа - метаниями ума, когда ум постоянно занят принятием всевозможных решений. Таким образом, ум преданного постоянно колеблется, взвешивая преимущества семейной жизни и отречения. Обычно после пятилетнего периода преданного служения, наступает время, когда у брахмачари появляются временные сомнения: «Жениться или принять полное отречение».

Когда преданный борется со своей глубоко укоренившейся склонностью к чувственным наслаждениям, где иногда он побеждает, а иногда терпит поражение, называется вишайа-сагара, или объявление войны чувствам.

Затем преданный принимает решение: «С сегодняшнего дня я буду повторять столько-то кругов джапы, и предлагать столько-то поклонов. Я буду постоянно служить преданным, перестану говорить о том, что не имеет отношения к Господу, и буду всячески избегать общества людей, занятых разговорами на мирские темы». Но, несмотря на ежедневное принятие таких обетов, он не всегда находит в себе силы следовать им. Это называется нийамакшарой, или неспособностью следовать правилам преданного служения. В отличие от вишайа-сагары, неспособности отказаться от материальных привязанностей, нийамакшара проявляется в неспособности улучшить свое преданное служение.

Затем следует уровень анартха-нивритти — уничтожение анартх, нежелательных дурных привычек, которые заменяются чистыми привычками в сознании Кришны. На этой стадии происходит тяжелая борьба с многочисленными анартхами, которые прекрасно описал Ш.Бхактивинода Тхакур в своей «Бхаджана- рахасье»:

1) асат тршина (материальные желания)

- жажда обладания материальными объектами в этой жизни;

- жажда райских наслаждений в следующей жизни;

- желание обрести мистические силы;

- желание освобождения;

2) хридайа даурбалйам (слабость сердца)

- привязанность к бренным вещам, не связанным с Кришной;

- обман;

- зависть по отношению к чужому успеху;

- стремление к уважению и почету;

3) апарадха: (оскорбления)

- нама-апарадха;

- сева-апарадха;

- вайшнава-апарадха;

- джива-апарадха.

Уничтожение четырех типов апарадх происходит на пяти последовательных стадиях анартха- нивритти. Согласно философии нйайа, на начальной стадии преданного служения (бхаджана-крийа), происходит лишь частичное или поверхностное уничтожение анартх. Когда благодаря постоянной практике преданный достигает стадии ништхи, уничтожение анартх становится массированным.

Если преданный избавился от грубых материальных желаний, и в его сердце почти не осталось анартх, он переходит на стадию ништхи, непоколебимой преданности Господу. Но пока сердце переполнено желаниями к чувственному удовлетворению, он не сможет подняться на этот уровень. На стадии ништхи человек обретает твердую веру, а его преданное служение становится незыблемым. Затем проявляется ручи, устойчивый вкус и т.д.

Ништха это качество устойчивости и постоянства. Препятствием для достижения устойчивого преданного служения, являются лайа (сон), викшепа (склонность к беспокойству), апратипатти (безразличие или отсутствие вкуса ко всему духовному), кашайа (греховные привычки) и расасвада (вкус к материальным наслаждениям). Пройдя стадию анартха-нивритти и почти полностью преодолев эти препятствия, преданный достигает уровня ништхита-бхакти. Иначе говоря, признаком устойчивого преданного служения является отсутствие вышеупомянутых пяти недостатков.

С появлением найштхики-бхакти или ништхи, преданный выходит из-под власти низших гун природы, даже если следы качеств, порожденных этими Гунами до сих пор, присутствуют в нем. Ништха становится возможным, благодаря непрерывному преданному служению Шри Кришне, когда человек утверждается в гуне добродетели, избавляясь от сомнений и влияния вожделения, гнева и жадности.

Существует три класса преданных. Преданных третьего класса, неофитов, не обладающих знанием, твердой верой и не свободных от материальных привязанностей и анартх, которых привлекает предварительный процесс поклонения образу Господа в храме, называют преданными-материалистами или каништха-адхикари. Из-за материальных желаний им сложно противостоять иллюзорной энергии. Поэтому, если человек долго остается на платформе каништхи, не обладая ни знанием, ни твердой верой, и не имея стабильности в преданном служении, найштхика-брахмачари из него не получится. Каништха-адхикари больше заинтересован в материальной выгоде, чем в трансцендентном продвижении. Поэтому с уровня зыбкого преданного служения необходимо подняться на уровень мадхьяма-адхикари, преданного второго класса. С этой стадии человек становится достойным познать Бога.

Итак, мы видим тесную взаимосвязь между найштхика-брахмачарьей, ништхой и мадхьяма-адхикари.

Духовный разум

Ш.Прабхупада: «Самйаг-даршанайа буддхйа - человек должен научиться

Навигация:

Страница 64
Страница 63
-- Страница 62 --
Страница 61
Страница 60