Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 61 ------

Парамахамса дас - Жизнь в отречении - Страница 61

Они предстают в двух обликах».

Следовательно, Шримати Радхарани - это единственная женщина, которой мы поклоняемся и, на которую мы можем смотреть, не страшась, быть ввергнутым в иллюзию, поскольку, Шримати Радхарани, - является олицетворением чистого и бескорыстного преданного служения Шри Кришне, и высшим проявлением милости и сострадательного начала Верховного Господа. Она - единственная мать, которая может защитить и дать прибежище всему живому, все другие матери не способны дать прибежище, а тем более вызволить нас из бескрайнего океана рождения и смерти.

Глава двенадцатая (гьяна-вигьяна)

Развивайте вкус к духовной жизни...

вишайа винивартанте нирахарасйа дехинах раса-варджам расо `пй асйа парам дриштва нивартате

«Даже воздерживаясь от чувственных удовольствий, воплощенная в теле душа по-прежнему сохраняет вкус к ним. Но, познав высший вкус, она утрачивает интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, и утверждается в духовном сознании». (Б.Г.2.59.)

Любая деятельность, любое занятие поддерживается расой, вкусом. Под словом «вкус», подразумевается сладость. Эта та самая сладость, которая позволяет человеку испытывать наслаждение. Например, человек, который пристрастился к спиртному, испытывает острое наслаждение от вкуса вина, что все остальные наслаждения меркнут для него, и ничто не может отвлечь его от этого вкуса. Но сейчас речь идет о высшем вкусе, который превосходит все остальные. Шрила Прабхупада пишет в комментарии к «Бхагавад-Гите» (3.37), что человек может спастись от деградации благодаря вкусу к духовному.

Если брахмачари испытывает устойчивый вкус к духовной жизни, этот вкус поможет ему преодолеть все трудности и препятствия, возникающие на его пути. И как же обрести этот вкус?

Шрила Прабхупада говорит: «Только тот, чей ум и чувства полностью поглощены сознанием Кришны, может ощутить истинный вкус бхакти».

Единственным способом, как увеличить вкус к чему-либо - все больше и больше пробовать то, чем мы хотим наслаждаться, а именно слушанием трансцендентных вибраций Харе Кришна маха-мантры, кришна- катхой, изучением духовной литературы, общением с садху, проповедью и т.д. Это чрезвычайно важно, иначе, если вкус к духовной жизни слабый или не проявлен, майя в любой момент может, заставит нас не только поддаться ее влиянию, но и сойти с пути духовного продвижения.

Лучшее лекарство против майи - это увеличение вкуса в сознании Кришны. Без вкуса к Кришне, мы будем автоматически испытывать вкус к майе. Так или иначе, мы должны почувствовать высший вкус через садху- сангу, воспевание святого имени, танцы, прасад, философию и т.д. Вся деятельность, которая имеет отношение к Кришне, приносит духовное счастье, которая дает гораздо больше удовлетворения, чем какие- либо материальные развлечения. И если мы испытываем наслаждение, намного превышающее материальное счастье, мы легко можем отказаться от материальных удовольствий. Поэтому тот, кто желает находиться в отречении - обязан развить духовный вкус и наслаждаться нектаром сознания Кришны, увеличивая его каждый день!

Каништха и ништха

В переводе с санскрита, слово найштхика - означает, ништха, непоколебимость, стабильность и постоянство. Человек, практикующий целибат, половое воздержание в течение всей жизни и не вступающий в брак, называется найштхика-брахмачари. Найштхика или акханда - это два слова синонимы.

Найштхика-брахмачари - тот, кто принял твердое решение соблюдать обет безбрачия всю жизнь, а акханда-брахмачари - неразрушимый брахмачари, ничто не может поколебать решимость такого человека, принявшего обет безбрачия. Яркие примеры таких личностей, были найштхика-брахмачари Бхишмадева и акханда-брахмачари Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, затем можно вспомнить четырех Кумаров, Нарада Муни и других, все они были урдхва-ретасах, те, чье семя движется вверх. Такие брахмачари имеют твердую веру дойти этот путь до конца, сосредоточившись на одной цели - достичь лотосных стоп Кришны.

Оставаться брахмачари не представляет особой сложности для искренних и целеустремленных людей. Конечно, у человека есть определенный уровень обусловленности, гуна-карма. И, как правило, эту обусловленность трудно преодолеть, но все же это возможно, при условии сильного желания, интенсивной практики и благоприятного общения. Если человек может сохранять стабильность в этом ашраме, тогда для него нет проблем, но если он не обретает стабильности в умонастроении и сознании брахмачари, он может перейти в грихастха-ашрам. Но не каждый преданный должен жениться.

«Многие брахмачари не становятся грихастхами, и продолжают жить, как найштхика-брахмачари, не имея никакой связи с женщинами. Они принимают санньясу или отреченный образ жизни, прекрасно понимая, что общение с женщинами является ненужным бременем, препятствующим самоосознанию». (Ш.Б.2.7.6. комм.)

Как преданное служение делится на различные ступени и стадии, также существуют ступени в практике брахмачарьи. Когда преданный избавляется от множества анартх, он достигает уровня ништхи, непоколебимости в преданном служении. Ништха является желанной целью для каждого преданного. И если человек достиг этого уровня, он обладает твердой верой в бхакти в бхакт и Бхагавана. Тем, кто хочет остаться найштхика-брахмачари или стать акханда-брахмачари, необходимо иметь сильное стремление подняться на платформу непоколебимой преданности, уровня ништхи. Достигнув этого уровня, преданный уже не испытывает беспокойств, но стабильно продвигается в преданном служении, благодаря твердости и духовному вкусу.

В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 23.9-13) Шри Чайтаньей Махапрабху описывает стадии садхана- бхакти:

кона бхагйе кона дживера шраддха йади хайа табе сеи джива садху-санга йе карайа

садху-санга хайте хайа шравана-киртана садхана-бхактйе хайа сарванартха-нивартана

анартха-нивритти хайле бхактйе ништха хайа ништха хайте шраванадйе ручиупаджайа

ручи хайте бхактйа хайа асакти прачура асакти хайте читте джанме кришне прити-анкура

сеи бхава гадха хайле дхаре према-нама

сеи према прайоджана сарвананда-дхама

«Если,

Навигация:

Страница 63
Страница 62
-- Страница 61 --
Страница 60
Страница 59