Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 6 ------

Шри Радха Махима Расарнавам - Страница 6

сладость, проникся умонастроением Радхарани.

Третьей причиной явления Кришны в образе Шри Чайтаньи Махапрабху было Его желание познать блаженство, которым наслаждается Шримати Радхарани. Господь Кришна заметил, что, хотя Его отношения с Радхарани даруют великое счастье Им обоим, Радхарани черпает в них намного больше радости, чем Он Сам. Находясь рядом с Кришной, Радха испытывает особое, неведомое Кришне блаженство. Вкусить это блаженство Кришна может, только оказавшись в Ее роли. Однако Сам Кришна не способен на это, потому что Он и Радхарани занимают абсолютно разное положение. Кришна олицетворяет Собой трансцендентное мужское начало, а Радха—женское. Поэтому, чтобы познать духовное блаженство, даруемое любовью к Нему Самому, Господь низошел на Землю в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, проникшись чувствами Шримати Радхарани и поменяв цвет сияния Своего тела на сияние Ее тела» (Ади-лила, глава 4, Предисловие).

«Как известно из «Чайтанья-чаритамриты», паракия-раса возможна лишь в духовном царстве Голоки и нигде более. Это высочайшее проявление экстаза встречается только в самой сокровенной части духовного мира, однако по милости Господа мы можем заглянуть в скрытый от посторонних глаз Врадж. Божественная раса, которой наслаждаются гопи во Врадже, с наибольшей силой выражена в Шримати Радхарани. Радха во всей полноте проявляет духовное настроение супружеской любви, и Ее чувства непостижимы даже для Самого Господа. Ее безграничная любовь и преданность — это высшее проявление духовного экстаза. Никто глубже Ее не может наслаждаться качествами Господа в этой высочайшей духовной расе. Вот почему Господь пожелал войти в роль Радхарани и принял облик Господа Гауранги. Это позволило Ему насладиться вкусом возвышенной паракия-расы, которая царит в трансцендентной обители Враджа» (Ади, 4.50, комм.).

«Радха и Кришна — единое целое, но Они предстают в двух телах. Так Они взаимно наслаждаются, вкушая расы любви».

Комментарий: Абсолютно духовные Радха и Кришна представляют загадку для материалистов. В приведенном стихе из дневника Шрилы Сварупы Дамодары Госвами кратко описывается положение Радхи и Кришны, но проникнуть в Их тайну возможно лишь благодаря глубокому духовному прозрению. Одна личность наслаждается в двух образах. Шри Кришна — источник энергии, а Шримати Радхарани — сама энергия, внутренняя энергия Кришны. Согласно философии Веданты, между энергией и ее источником нет различий, они едины. Их невозможно разделить, как невозможно отделить жар от огня.

Радхарани — это внутренняя энергия Господа Кришны, которая бесконечно приумножает Его наслаждение. Имперсоналисты не в состоянии понять эту истину без помощи преданного маха-бхага- ваты. Само имя «Радха» говорит о том, что Радхарани извечно является главной героиней, от которой зависит наслаждение Кришны. Поэтому Она помогает живым существам донести их служение до Господа Кришны. Соответственно, преданные Вриндавана, стремясь обрести благосклонность Шри Кришны, в первую очередь ищут милости Шримати Радхарани (Ч.-ч. Ади, 4.56).

«Шри Радхика являет Собой преображенную любовь Господа Кришны. Она — Его вечная энергия хладини. Энергия хладини дарует наслаждение Кришне и питает жизнь Его преданных».

Комментарий: Хладини — это непосредственное проявление энергии наслаждения Верховного Господа, с помощью которой Он испытывает блаженство. Энергия наслаждения неизменно присутствует в Верховном Господе. Когда по милости Верховной Личности Бога эта энергия проявляется в сердце преданного, чувство, пробудившееся в нем, называют любовью к Богу. «Любовь к Богу» — еще один эпитет энергии наслаждения. Таким образом, любовное служение, связывающее преданного и Верховную Личность Бога, суть проявление божественной энергии, дарующей Господу блаженство. Энергия хладини дарит Господу совершенную духовную радость, и Господь наделяет этой энергией Своих чистых преданных (Ади, 4.59-60),

«Суть энергии хладини — любовь к Богу, а суть любви к Богу — духовная эмоция (бхава), наивысшим выражением которой является махабхава».

Комментарий: Хладини-шакти порождает любовь к Богу, и эта любовь бывает двух видов: чистая и оскверненная. Когда Господь Кришна одаривает живое существо Своей хладини-шакти, способной пленить Его Самого, живое существо обретает чистую любовь к Богу. Когда же хладини-шакти смешивается с внешней, материальной энергией и исходит от живого существа, она проявляется как оскверненная любовь, которая нисколько не привлекает Кришну; напротив, в этом случае душа пленяется блеском материальной энергии. Вместо того чтобы сойти с ума от любви к Богу, живое существо становится безумным в погоне за чувственными удовольствиями, а соприкосновение с гунами материальной природы вынуждает душу переживать горе и страдания (Ади, 4.68).

«Шри Радха Тхакурани — олицетворение махабхавы, высочайшей экстатической любви к Богу. Она — сокровищница всех добродетелей и главный драгоценный камень в короне возлюбленных Господа Кришны».

Комментарий: Примером чистого проявления хладини-шак- ти служит любовь гопи Враджа, в божественном кругу которых Шримати Радхарани — наивысшая. Сутью хладини-шакти является любовь к Богу, сутью любви к Богу — бхава, духовные переживания, а вершиной бхавы — махабхава. Шримати Радхарани олицетворяет все эти три аспекта. Таким образом, Она предстает как воплощение высочайшей любви к Шри Кришне и является высшим объектом Его любви (Ади, 4.69).

«Из двух гопи [Радхи и Чандравали] Шри Радха выше во всех отношениях. Она воплощает в Себе махабхаву и превосходит всех Своими достоинствами. Ее ум, чувства и тело сотканы из любви к Кришне. Она — Его энергия, помогающая

Навигация:

Страница 8
Страница 7
-- Страница 6 --
Страница 5
Страница 4