Являемся ли мы отличными от Бога, или отделенными от Него, или же мы являемся Богом. (Смех преданных.)
Прабхупада: То же самое может сказать собака: “Я тоже Бог”. Это совсем не трудно.
Майявади: Говорит ли Бог или нет, - это вопрос между нами: являемся ли мы Богом...
Прабхупада: Поэтому такая телесная концепция жизни является собачьей философией. Собака думает: “Я —• собака*. Кошка думает: “Я — кошка”. Подобным же образом, если я думаю: “Я — индус”, “Я — христианин”, — to какая разница? Разве из-за того, что Вы даете имя какой-то религией, Вы становитесь лучше собаки?
Майявади: С должным почтением я хочу узнать, знает ли Бог, что Он является Богом, и знает ли собака, что она является собакой?
Прабхупада: Что вы все на Бога переводите? Я не говорю о Боге*
Майявади: Собака, собака.
Прабхупада: Я говорю о душе.
Майявади: Знает ли собака, что она является собакой?
Прабхупада: Да. Она знает тело: “Я — собака”. Не более.
Майявади: Я не говорю о теле. Я задаю вопрос о том, знает ли собака, что она является собакой? Знает ли корова, что она корова?
Профессор: Имеют ли они достаточно разума, чтобы знать об этом?
Прабхупада: Если бы она не знала, что она собака, зачем бы ей тогда лаять? (Снова смех преданных.)
Майявади: Собака лает, но обладает ли она способностью быть рассудительной?
Прабхупада: Этого вы не знаете. Поскольку вы не собака, вы не можете понять, что думает собака. Вы не можете сказать, о чем думает собака. Вы не можете сказать, о чём думает собака, поскольку вы сами не являетесь собакой. Для этого вам необходимо стать собакой. Тогда вы сможете узнать, как думает собака.,. Но в настоящее время, поскольку вы не знаете о том, что думает собака...
Профессор: Если мы не начнём лекцию, у нас будет собачий лай. (Смех.) Поэтому мы должны, к сожалению, идти на лекцию в 11 часов.
Профессор Оливер мог видеть, что этот неприятный спор разросся, поэтому он попытался превратить все это в шутку. Прабхупада также понял, что эта дискуссия выходит из-под контроля, и ему будет довольно сложно сделать какое-либо утверждение. Он повернулся к профессору и спросил его мнение. Прабхупада чувствовал, что профессор должен быть достаточно разумным, чтобы понять этот момент, что религия является наукой, а не просто вопросом веры:
ПРОФЕССОР: Да... Мои проблемы, как рядового обывателя, заключаются в том, как сделать Бога существенным моментом в повседневной жизни. Но поскольку важность Господа может быть связана только лишь с постоянным, то проблемы эти только усложняются. К тому же мне приходится иметь дело с практическими ситуациями. Все в этом университете...
ПРАБХУПАДА: Это практичная ситуация, когда...
ПРОФЕССОР: Да, я готов согласиться. Это как раз один из пренебрегаемых методов познания, которым мы были не в состоянии научно, я думаю...
ПРАБХУПАДА: Да, это и моя точка зрения, именно это я и хочу сказать.
ПРОФЕССОР: Он пытается сказать, что нам до этого не удавалось совместить научные изучения с теми духовными компонентами, которые делают человека целостным. И. я соглашусь с этим. Я думаю, что это один из самых больших недостатков в нашей современной системе образования, что мы... Не то, чтобы мы не принимаем этого. Я думаю, в основном, как инфраструктуру, мы принимаем это. Это подобно дому. Когда вы смотрите на часть дома, которая находится над землей, вы особо не задумываетесь о фундаменте, на котором воздвигается это строение.
ПРАБХУПАДА: Да, спасибо большое. (Радостный смех.)
ПРОФЕССОР: И сейчас Вы хотите сказать, что для общества, а также и для всего мира настало время выяснить, в чем причина всех этих трещин на новостройке. Являются ли эти трещины чем-то незначительным и поверхностным или же их причина в трещинах фундамента, или же это смещения фундамента. И я, подобно вам, верю, что это является не только лишь вопросом... Что ж, это, без сомнения, не является вопросом только лишь индуизма или христианства, или ислама.
ПРАБХУПАДА: Да, это основа.
Прабхупада был доволен словами профессора, но майявади по-прежнему были готовы продолжать спорить. Поэтому Прабхупада придумал себе оправдание, чтобы уйти. Он сказал профессору Оливеру, что он вынужден пойти принять ванну! Я всегда думаю об этом, как о забавном случае - Прабхупада наклоняется к выдающемуся профессору и невинно говорит ему: “Сейчас мне нужно пойти и принять ванну”. Лишь Прабхупада мог сделать что-то подобное.
Вторая часть программы - встреча со студентами - не состоялась. Об этом не было должным образом разрекламировано, и к тому же студенты были заняты подготовкой к сессии. После того ухода Прабхупады мы побыли там какое-то время, и затем также ушли.
Несколько дней спустя профессор Оливер пришел в храм, чтобы встретиться со Шрилой Прабхупадой. Я не присутствовал тогда на той встрече, но все же могу привести некоторые выдержки из их беседы:
Профессор Оливер: Итак, в этом ХХ-м столетии, в особенности в его конце, перед нами возникает вопрос нового глобального поиска истины о духе. Конечно же, мы в западном мире не знакомы с “Гитой” или другими подобными ей произведениями.
Прабхупада: Да.
Профессор Оливер: Но я думаю, что в основном нашей проблемой является то, о чем вы пытались сказать: как мы