Прабхавишну Свами.
Лекция.
Необходимость в духовном учителе.
В феврале 1936 года в Бомбее (Индия) члены уважаемого религиозно-
го общества "Гаудийа Матх" были восхищены сильной и яркой речью
молодого члена общества, произнесенной им в честь своего духовно-
го учителя Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами. Три десятиле-
тия спустя молодому оратору суждено будет стать всемирно извес-
тным основателем и духовным учителем движения сознания Кришны.
Выступление Шрилы Прабхупады является незабываемым подтвержде-
нием значения гуру в духовной жизни.
сакшад-дхаритвена самаста-шастраир
уктас татха бхавйата эва садбхих
кинту прабхор йах прийа эва тасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам
" Богооткровенные писания гласят, что духовному учителю следует
поклоняться, как Верховной Личности Бога, и чистые преданные Гос-
пода повинуются этому предписанию. Духовный учитель - самый дове-
ренный слуга Господа. Склонимся же в почтении к лотосным стопам
нашего духовного учителя".
Господа, от имени членов Бомбейского отделения "Гаудийа Матх"
позвольте приветствовать всех вас, столь любезно присоединивших-
ся в этот вечер к нашему совместному выражению почтения лотосным
стопам учителя всего мира, Ачарьядевы, который является основате-
лем этой "Миссии Гаудийа" и председателем-ачарйей "Шри-Шри-Виш-
ва-ваишнава Раджасабхи". Я имею в виду моего вечного божественно-
го учителя Парамахамсу Паривраджакачарйу Шри Шримад Бхактисид-
дханту Сарасвати Госвами Махараджа.
Шестьдесят два года тому назад в этот счастливый день Ачарйадева
явился по зову Тхакура Бхактивеноды в Шри-кшетра Джаганнатха-дха-
ме в Пури.
Господа, церемония почитания Ачарйадевы, которую мы проводим се-
годня вечером, - не сектанство, потому что, говоря об основопола-
гающем принципе гурудевы то есть ачарйадевы, мы имеем в виду то,
что адресовано всем людям. Мы отнюдь не хотим противопоставить
моего гуру вашему или чьему-либо еще. Гуру один, но он является в
бесчисленных образах, чтобы учить вас, меня и всех остальных.
Гуру,то есть ачарйадева, как мы узнаем из подлинных писаний, не-
сет послание абсолютного мира, трансцендентной обители Абсолют-
ной Личности, где все без исключения служат Абсолютной Истине. Мы
много раз слышали :махаджано йена гатах са пантхах( "Следуй пу-
тем, которым шел предыдущий ачарья"), но едва ли пытались понять
истинный смысл этой шлоки.Досконально изучив это высказывание, мы
поймем, что махаджанаодин, и прямая дорога в трансцендентный мир
тоже одна. В "Мундукаупанишад"(1.2.12) говорится:
тад-виджнанартхам са гурум эвабхигаччет
самит-паних шротрийам брахма-ништхам
"Чтобы понять трансцендентную науку, необходимо обратиться к ис-
тинному духовному учителю,принадлежащему к цепи ученической
преемственности, который утвердился в Абсолютной Истине."
Итак, в этом стихе предписывается следующее: чтобы воспринять
трансцендентное знание, человек должен обратиться к гуру. Следо-
вательно, если Абсолютная Истина одна,относительно чего, мы пола-
гаем, нет двух мнений, не может быть также и двух гуру.
Ачарья-дева, для выражения нашего смиренного почтения которому мы
сегодня собрались, не является гуру сектанской общины или одним
из многих противоречащих друг другу толкователей истины, Напро-
тив, он - Джагад-гуру, то есть гуру для всех нас; единственное
различие в том, что одни повинуются ему добровольно, а другие не
делают этого прямо.
В "Шримад-Бхагаватам" (11.17.27) говорится:
ачарйам мам виджанийан
наваманйета кархичит
на мартйа-буддхйасуйета
сарва-девамайо гурух
"Следует понять, что духовный учитель практически равен Мне, -
сказал Благословенный Господь, - никто не должен завидовать ду-
ховному учителю или считать его обыкновенным человеком, так как
духовный учитель - это все полубоги, вместе взятые". То есть
ачарью отождествляют с самим Богом. Он не имеет ничего общего с
деятельностью этого материального мира. Он нисходит сюда не для
того, чтобы вмешиваться в дела, связанные с временными нуждами, а
чтобы освобождать падшие, обусловленные души - те существа, кото-
рые пришли сюда, в материальный мир, движимые желанием наслаж-
даться с помощью ума и пяти органов чувственного восприятия. Он
является нам, чтобы открыть свет Вед и даровать нам безграничную
свободу, к которой мы должны страстно