во время своего визита на Радха-кунду.
18. Храм Шри Шри Радхи-Говинды
Здесь есть прекрасные пратибху-мурти Шри Шри Радхи-Го- винды. Изначальное Божество Говиндаджи установлено во Вриндаване Шрилой Рупой Госвами. Это один из самых популярных храмов на Радха-кунде. Рисунки из чанданы (сандаловой пасты), нанесенные на лица и руки Божеств, очень красивы и известны по всей Радха-кунде. В жаркие летние месяцы Господь Говинда носит только каупину во время мангала- арати, и можно видеть исполненное красоты великолепное тело Господа.
Говорится, что этот один из самых древних храмов на Радха- кунде, который был построен царём Джайпура, Раджой Ман Сингхом в 1591 году.
19. Храм Джихвы (язык Говардхана)
Джихва на санскрите или джихбйа на бенгали значит «язык», поэтому в маленьком храме можно видеть язык Говардхана. После завершения работ на Радха-кунде и Шьяма-кунде Рагхунатха дас Госвами решил выкопать отдельный водоем, чтобы местные жители не использовали священные воды Радха-кунды и Шьяма-кунды для стирания одежды или мытья посуды после принятия пищи.
Группа рабочих начала копать как раз напротив байтхака Мад- хавендры Пури. Во время работ они ударили камень, который стал обильно кровоточить. Шокированные увиденным, они приостановили работы и побежали к Рагхунатхе дасу Госвами рассказать о случившемся. Рагхунатха дас попросил прекратить работы, чтобы предотвратить новые оскорбления. Ночью Рагхунатха увидел сон, в котором явился Господь Гири-Говардхан и рассказал, что камень, который от удара начал кровоточить, был Его языком. Господь Гири-Говардхан попросил Рагхунатху переместить этот удивительный камень с места раскопок и поклоняться ему ежедневно листьями туласи и водой из Радха-кунды. Человек, обходящий язык Говардхана семь раз, достигает того же результата, что и после обхождения вокруг всего холма Говардхана.
20. Горестные самадхи Госвами
Это место, где были кремированы три великих Госвами, а именно:
Рагхунатха Бхатта Госвами,
Кришна дас Кавираджа Госвами,
Рагхунатха дас Госвами.
Во время их пребывания на Радха-кунде все трое вошли в самадхи в один и тот же день, Ашвини-шукла-двадаши в месяце Да- модара, но в разные годы, соответственно: 1579, 1582, 1583.
В те дни существовала опасность, что мусульманские фанатики могут найти и осквернить могилы святых вайшнавов. Поэтому, защищая память великих преданных Господа, их тела были кремированы здесь под руководством Шрилы Дживы Госвами. Часть пепла каждого святого была захоронена в месте кремации, а другая часть в других местах.
Священные останки Рагхунатхи Бхатты Госвами были помещены в самадхи сада 64 Самадхи, возле храма Радха-Говинды во Вриндаване.
Священные останки Кришна даса Кавираджи были помещены в самадхи возле храма Радхи-Дамодары во Вриндаване.
Священные останки Рагхунатхи даса Госвами были помещены в самадхи на берегу Радха-кунды рядом с храмом Гопинатхи.
Внутри этой святыни можно видеть три небольшие мраморные возвышения — самадхи Рагхунатхи Бхатты (слева), Кришна даса Кавираджи (в центре), Рагхунатхи даса (справа).
21. Бхаджан-кутир Гопалы Бхатты Госвами
Эта святыня находится на Говинда-гхате, где Шрила Гопала Бхатта пребывал в медитации и проводил свой бхаджан на берегу Радха-кунды. Гопала Бхатта основал храм Шри Шри Радха- Рамана во Вриндаване. Он провел долгое время на Радха-кунде в обществе Рагхунатхи даса Госвами и Кришна даса Кавираджи Госвами, чьи бхаджан-кутиры были расположены рядом. Будучи скромным вайшнавом, он попросил Кришна даса Кавираджа не упоминать его имени в «Чайтанья-чаритамрите». Его самадхи располагается в храме Радха-Рамана во Вриндаване. Гопала Бхат- та Госвами в играх Господа Кришны — личная служанка Шримати Радхарани, Гуна-манджари.
22. Бхаджан-кутир Кришна даса Кавираджа Госвами
В этом благословенном месте Кришна дас Кавираджа Госвами написал величайшую вайшнавскую поэму «Шри Чайтанья-чари- тамрита» — биографию жизни и наставлений Господа Чайтаньи Махапрабху. Труд был закончен в 1581 году, а год спустя, в 1582 году, Кришна дас Кавираджа Госвами вошел в самадхи. Он автор возвышенной «Говинда-лиламриты», которая описывает ежедневные игры (аштака-лилы) Радхи и Кришны. Он также написал комментарии на «Кришна-карнамриту» Билвамангала Тхакура, которая известна как Шаранга-рангада.
Кришна дас Кавираджа пришел во Вриндаван по приказу Господа Нитьянанды, явившегося ему во сне. По прибытию на Радха-кунду, он принял прибежище Рагхунатхи даса Госвами, которого принял своим гуру. «Чайтанья-Чаритамрита» описывает в основном игры Господа Чайтаньи в Пури, о которых поведал Рагхунатха дас, будучи их непосредственным свидетелем. Рагхунатха дас каждый полдень несколько часов рассказывал об играх Господа Чайтаньи перед собравшимися преданными. Кришна дас Кавираджа Госвами записал все эти рассказы и использовал при написании «Чайтанья-чаритамриты».
23. Бхаджан-кутир Рагхунатхи даса Госвами
В соответствии с некоторыми историческими документами, Рагхунатха дас Госвами провел сорок восемь лет своей жизни на берегах Радха-кунды, совершая бхаджан и поклоняясь холму Говардха- ну. Первые несколько лет он прожил под открытым небом и носил только набедренную повязку, а также имел сшитое из лоскутов одеяло. Ежедневно он повторял на своих четках шестьдесят четыре круга и предлагал одну тысячу почтительных поклонов Господу Кришне и две тысячи — вайшнавам. Он также обнимал каждого
вайшнава, которого встречал. Рагхунатха дас принимал омовение в священных водах Радха-кунды минимум три раза в день.
Шрила Прабхупада однажды сказал: «Рагхунатха дас Госвами показал нам личным примером, как относиться к Радха-кунде. Санкхья пурвака нама гана-натибхих. Он обходил Радха-кунду, на каждом шагу падая ниц в почтительном поклоне, так как это Радха-кунда.