Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 6 ------

Радха Говинда пр - Думай, прежде чем говорить. Читай, прежде чем думать (БС12) - Страница 6

как-то комфортно сидеть, чтобы удержать своё сознание. Этого достаточно. Рене Декарт говорил, что чтение - есть беседа с почтеннейшими людьми прошлого, их авторами. Причем, это беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей.

Четвёртый шаг – до чтения постарайтесь развить верное умонастроение. Бхуриджан прабху пишет: «Главное, помнить, что вы собираетесь общаться со Шри Кришной через трансцендентные слова ШП и других гаудия-ачарьев. Вы должны быть в состоянии души, которая нуждается в наставлениях, общении и милости». Гоур-Говинда Махарадж говорил, что мы всегда должны общаться с вайшнавами высокого духовного уровня (садху-санга), но если они недоступны, тогда общайтесь с ШБ, ЧЧ и с книгами Госвами. Это называется шастрия-садху-санга. Та же самая садху-санга, только она происходит через призму шастр, слов, высказанных и записанных ачарьями. Вы должны помнить, что ШБ - это Вьясадев и Шукадева Госвами. А ЧЧ - это Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами и остальные Госвами. Книги Госвами – это сами Госвами. И вы должны думать: «Я читаю эти книги, они рядом со мной, и я должен следовать по их стопам». Таким образом, мы настраиваем себя на то, что сейчас я буду общаться с нашими ачарьями посредством слов, которые были записаны.

Пятый шаг – перед чтением вы можете преподнести молитвы тем, с кем вы будете общаться. Это могут быть молитвы ШП, Шри Гуру и Гауранге, Шри Шри Радхе-Кришне, это могут быть молитвы нашим Ишта-девам, дикша и шикша-гуру. По Их милости это чтение поможет очистить и просветить наше сознание. В «Йога-сутрах» Патанджали описывает три условия успешности любой духовной практики. Он говорит, что 1-е условие - диргха-кала, необходимо долго практиковать, 2-е это найрантария – непрерывность, стабильность. (Если вы долгое время не читаете, вам очень трудно потом снова начать читать) 3-е условие - саткара означает, что к этой практике необходимо относиться с неослабевающим благоговением, трепетом. И для этого мы должны пребывать в умонастроении просящего. Бхакти Тиртха Махарадж писал книгу «Нищий». На английском это название звучит как «Beggar», что буквально означает «попрошайка». Более литературный перевод – это «нищий». Когда мы читаем, мы изучаем какую-то шастру не для того, чтобы просто её объяснить как-то или оценить, мы берём её, чтобы поклоняться ей. Поэтому необходимо пребывать в должном умонастроении. У нас должно быть настроение просящего милостыню у шастр.

Есть очень красивая цитата Шрилы Гоур-Говинды Махараджа: «Что вы можете понять с помощью своего ограниченного ума, осквернённого ума и осквернённого сознания? – Вы ничего не поймёте. У шастры - есть крипа. Милость. Шастра относится к духовной энергии. Всё, что относится к духовной энергии, относится к категории чит, сознания. Шастра неотлична от Кришны. Поэтому вы не можете просто её насиловать, эксплуатировать. Должен быть трепетный, благоговейный подход к изучению шастр. Если удачливый человек получает милость шастры, милость садху, тогда он разовьёт свое СК, он станет чистым преданным. Но если вы пытаетесь понять шастру с помощью своей учёности, образованности, не моля шастру о милости, шастра никогда вам себя не откроет. Вы не можете ничего получить от шастры без её милости. Когда вы изучаете шастру, вы должны сначала её прославить и молить её о милости.

Шестой шаг – начинайте читать. Если хотите, читайте вслух. Самое лучшее, конечно, читать вслух – это оставляет более глубокую самскару в нашем сознании. Очень важно не просто читать страницы, думать о количестве. Очень важно читать качественно. Даже если мы прочитаем одну страницу, но эта страница тронет наше сердце, это будет гораздо лучше, чем, если мы просто будем заниматься скорочтением, и потом, когда преданных спрашиваешь, о чем вы читали или о чем была лекция, и преданные говорят «о Кришне». Мало кто помнит, что было прочитано. Ещё важный момент – даже если иногда вам кажется, что в вашем сознании не остаётся информации, которую вы читаете – не переживайте, в вашем подсознании она откладывается в пассивной памяти. Иногда бывало у меня, что казалось, я забыл информацию, но через неделю, в какой-нибудь беседе, проповеди, когда касались этой темы, эта информация всплывала. Поэтому не думайте, что чтение является бесплодным, даже если вы что-то сразу не запоминаете.

Седьмой шаг – читайте, пока какое-то слово, фраза или идея не зацепит вас или не привлечёт ваше внимание. У Антония Сурожского, христианского богослова… Он, кстати, любил БГ, он не был зашоренным. Он говорил: «Я читал что-то и почувствовал, как какая-то фраза ударила мне больно в душу». Поэтому читайте, пока что-то не ударит вам в душу и не срезонирует. Тут надо остановиться и подумать. Можно несколько раз повторить эту фразу. Поразмышлять молча. Может, повторить её вслух несколько раз. Паузы в чтении помогают нам лучше усвоить прочитанное. Затем двигайтесь дальше. Читайте, пока что-то опять вас не заденет. ШП пишет по этому поводу: «В моих книгах целиком объясняется философия СК. Если вам что-то непонятно, то читайте это снова, снова и снова. Если вы будете читать ежедневно, то знание откроется вам». Если вы почувствовали, что какая-то фраза действительно ударила вам больно в душу, затронула

Навигация:

Страница 8
Страница 7
-- Страница 6 --
Страница 5
Страница 4