Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Слуга слуги
------ Страница 14 ------

Слуга слуги - Страница 14

самыми популярными на всем фестивале. Его семинар проходил в самом большом зале, и это был единственный семинар, на котором весь зал был заполнен. Темы лекций, которые выбирал Махарадж, были проникнуты состраданием, потому что он искренне заботился о духовном благе каждого преданного. Сам он очень глубоко понимал нашу философию, но излагал ее очень доступно, чтобы каждый преданный мог применить ее в своей жизни и духовно расти. Он подчеркивал необходимость общения, прощения, служения друг другу, проникнутого заботой о других. Он учил тому, как преодолевать препятствия и как стать настоящим вайшнавом. Шрила Прабхупада однажды произнес замечательную фразу: «Философия без человеческих качеств имеет небольшую или вообще не имеет никакой ценности».

Недавно мы говорили на эту тему с Бхакти Вигья- ной Госвами Махараджем. Мы обсуждали слова Господа Баларамы в «Шримад-Бхагаватам». Шри Баларамаджи не хотел иметь никакого отношения к грядущей войне на Курукшетре, потому что на обеих враждующих сторонах у Него было очень много друзей. Он был очень близок как с Дурьодханой, так и с Махараджей Юдхиштхирой. И тот, и другой пытались привлечь Его в союзники, но Он не хотел принимать чью-либо сторону. Это—обычное дело в нашем мире. Разобраться в человеческих отношениях иногда очень сложно. Если вы окажетесь в таком положении, не слишком огорчайтесь—ведь даже Верховная Личность Бога иногда попадает в подобные ситуации. Поэтому Господь Бала- рама просто отправился в паломничество и пришел в лес Наимишаранью. Там было очень много мудрецов, которые собрались в этом месте для совершения жертвоприношения. Возглавлял собрание мудрецов ученик Самого Вьясадевы—литературного воплощения Господа, составившего Веды. Этого очень ученого ученика звали Ромахаршана. Мудрецы усадили его на вьясасану, чтобы он мог вещать оттуда высшие духовные истины. Когда среди мудрецов появился Баладев, все поднялись, чтобы приветствовать Его и выразить Ему уважение. Но единственным, кто не сделал этого, был Ромахаршана.

Так как он занимал особое положение и его почитали другие риши, он сидел на вьясасане. Господь Баладев очень серьезно отнесся к поступку Ромахаршаны, поскольку Он видел, что происходит в сердце этого человека. Он стал отчитывать Ромахаршану: «Ты—ученик Вьясадевы и ты очень хорошо выучил исторические хроники, Пураны, законы для человечества. Ты—знаток всех этих предметов. Однако сердце твое не изменилось, характер твой не поменялся. А поэтому—что ты понял?.. Для человека, который не обрел подлинных качеств вайшнава, пересказывание слов священных писаний все равно, что для актера репетиция роли. Знание не имеет никакой ценности, если человек не овладел своим умом, не обрел смирения и не научился почитать других. Ты—притворщик, лицемер, называющий себя религиозным человеком. Я пришел для того, чтобы избавить мир от бремени таких лицемеров». Затем Он взял травинку куши, коснулся ею Ромахаршаны, и тот умер на месте.

Это очень суровые слова. О чем говорит Господь Баларама? Знание, которое не подкреплено качествами характера, является притворством. Это именно то, о чем говорил Шрила Прабхупада: философия без хорошего характера не имеет никакой ценности. Качества вайшнава таковы:

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна аманина манадена киртанийах сада харих

Человек должен быть смиренным, терпеливым, стремиться выражать почтение каждому и не ожидать почтения взамен. До какой степени наше сердце наполнено любовью к Богу, до такой же степени оно будет наполнено и дружелюбием к преданным и состраданием к обычным людям.

Бхакти Тиртха Махарадж объехал мир много раз. Я думаю, что больше, чем к кому бы то ни было еще из лидеров нашего Движения, к нему обращались преданные, попавшие в беду, оказавшиеся в сложных ситуациях, потому что они видели в нем человека, который поймет их сердце, человека, который не останется равнодушным к их горю. Он хорошо понимал, что это значит: находиться в таком положении. Он знал, каково быть отверженным. Он получил тело в национальном меньшинстве и знал, что значит быть преследуемым и гонимым. Великая душа называется пара-духкха-духк- хи. Страдания и боль других она принимает как свои собственные. Когда Махарадж видел, как страдают другие, это причиняло очень большую боль его сердцу, потому что в его сердце жила любовь. Он хотел, чтобы жизнь людей по-настоящему изменилась к лучшему. Он хотел, чтобы у людей был устойчивый ум и чтобы в их сердце жили способность прощать и желание служить друг другу, чтобы мы все стали единым обществом, в котором бы каждый нашел счастье любви к Богу.

Часто он проповедовал необычным образом. И делал это с самого первого дня в сознании Кришны, изобретая новые способы, с помощью которых можно было бы достучаться до людских сердец. И Шрила Прабхупада, его Гуру Махарадж, любил его за это.

В Дивноморске тысячи людей собирались для того, чтобы послушать, как он говорит. И тысячи людей забывали о своих бедах и проблемах, когда видели его удивительный танец и слушали его пение. Особенно Махарадж любил преданных из России.

Сегодня по просьбе преданных мне бы хотелось поделиться своими воспоминаниями и своим пониманием уроков, которые нам преподал Бхакти Тиртха Свами. Прежде чем начать, я хочу знать, есть ли тут ученики Бхакти Тиртхи Свами? Пожалуйста, встаньте. Сегодня мы оказываем вам особое почтение и поздравляем вас. Сегодня мы—ваши слуги.

Навигация:

Страница 16
Страница 15
-- Страница 14 --
Страница 13
Страница 12