Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Слуга слуги
------ Страница 55 ------

Слуга слуги - Страница 55

на касты по происхождению людей, по-своему толкуют употребленное в этом стихе слово брахмани.

Они говорят, что брахмани означает «безличный Брахман», но они не могут увязать свой вывод с другими словами из этого же стиха: бхактъя и гунабхидханена. По представлениям имперсоналистов, безличный Брахман лишен трансцендентных качеств, следовательно, слово брахмани означает «у Верховной Личности Бога». Верховная Личность Бога—это Кришна, о чем говорит в «Бхагават-гите» Арджуна. Таким образом, слово брахма всегда относится к Кришне, а не к безличному сиянию, называемому Брахманом. Брахмети параматмети бхагаван ити шабдъяте («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11). Брахман, Параматма и Бхагаван в совокупности составляют Брахман, но, когда речь идет о бхакти или о памятовании

трансцендентных качеств, слово брахман относится к Верховной Личности Бога, а не к безличному Брахману.

Шрила Прабхупада очень часто объясняет, что сознание Кришны является постепенным путем. В этом переводе также говорится о постепенном увеличении уровня нашего преданного служения, культуры чистой преданности. И то, что помогает нам постепенно развить свое сознание,—эго постоянное слушание о трансцендентных качествах Господа. Иначе говоря, как пре- данные-неофиты, мы никогда не должны думать, что мы уже все, что можно, услышали о Кришне. Мы должны желать постоянно слушать о славе Верховного Господа. На начальных ступенях практики сознания Кришны постоянное слушание и повторение очищает наше сердце. Но на более высоких ступенях постоянное слушание о Верховном Господе становится естественной природой нашей жизни. Шрила Рупа Госвами объясняет нам, с каким энтузиазмом он повторяет Святое Имя. Он говорит: «Я не знаю, сколько нектара могут породить эти два слога: криш-на. Когда имя Кришны пляшет у меня на языке, я хочу, чтобы у меня было множество языков. Когда звук «Кришна» входит в мои уши, я хочу, чтобы у меня были миллионы ушей. Когда имя Кришны входит в обитель моего сердца, оно побеждает мой ум и чувства».

Когда мы повторяем святые имена, наш ум мечется, размышляя о других способах наслаждения. Нам приходится постоянно снова и снова привлекать свое внимание к святому имени, в этом заключается суть процесса повторения. Кришна говорит: «Куда бы ни убежал твой ум из-за своей непоседливой природы, ты должен вернуть его». И когда мы повторяем святое имя, склонность нашего ума заключается в том, что он блуждает повсюду, где угодно, но только не сосредоточивается на имени Кришны. Нас очень легко отвлечь—на самом деле ум только и ищет какой-нибудь предлог, чтобы отвлечься. Это естественно для обусловленного состояния. Однако мы силой должны вернуть ум обратно. Это самая важная из всех аскез: так или иначе, куда бы ни убежал наш ум, вернуть его снова к звукам святого имени.

Чайтанья Махапрабху объясняет, что Господь не отличен от святого имени, что Его имя исполнено могущества и богатства, и нет строгих правил для повторения Его святых имен. Любым способом мы должны «привязать» наш ум к святому имени. Быстро мы повторяем или медленно, громко или тихо, прыгаем мы, бегаем, сидим, стоим или ходим—так или иначе, святое имя должно звучать в нашем уме. Если мы будем искренне стараться, то, даже если это будет получаться у нас с большим трудом, эти искренние усилия доставят удовольствие Кришне.

Святое имя является самым высшим проявлением Божества. Когда духовный учитель дает нам святое имя, это подобно устанавлению святого имени на алтаре нашего сердца. И он учит нас поклоняться Божеству святого имени в храме нашего сердца. Так, например, вы не можете приблизиться к алтарю, если вы не очень чисты. Разумеется, вы можете это сделать, но это будет оскорблением по отношению к Божеству. Точно так же, если мы нарушаем четыре регулирующих принципа, это оскверняет нас. Мы не сможем правильно поклоняться святому имени, если мы занимаемся греховной деятельностью. Мы должны очень хорошо знать десять оскорблений и изо всех сил стараться избегать их, чтобы мы могли как следует поклоняться святому имени.

Когда мы садимся повторять джапу, мы должны понимать, что садимся и сидим перед Кришной. И когда мы произносим Его святое имя, мы должны понимать, что самое милостивое Божество сходит с наших уст и входит в наши уши. Насколько внимательными мы должны быть... Кришна отвечает взаимностью в зависимости от того, как мы относимся к Нему. Если мы относимся к повторению джапы пренебрежительно, то Кришна тоже будет пренебрегать нами. Но если мы искренне стараемся изо всех сил сосредоточиться на святом имени, то Кришна оценит нашу искренность.

Точно так же, когда во время санкиртаны мы все- сте с другими преданными воспеваем святое имя, очень важно войти в это молитвенное и в то же время радостное состояние. Если мы будем совершать эту аскезу, то постепенно мы сможем понять смысл молитвы Рупы Госвами, в которой он говорит, что все удовольствия этого мира становятся абсолютно безвкусными для человека, который почувствовал вкус святого имени Кришны.

Шрила Прабхупада часто приводил пример с желтухой. Если у вас желтуха, то сахарный тростник, который на самом деле очень сладкий, покажется вам горьким. Однако, чтобы излечиться от желтухи, нужно совершать суровую аскезу: постоянно пить сок сахарного тростника. И когда болезнь уйдет, вы сможете вновь испытать настоящую

Навигация:

Страница 57
Страница 56
-- Страница 55 --
Страница 54
Страница 53