Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Смирение
------ Страница 2 ------

Смирение - Страница 2

сразу, ибо, с материальной точки зрения, нет качества более бесполезного. Размышлять самому о ценности смирения и говорить об этом другим — значит практиковать смирение. Но нет средства более действенного, чем слушать, как о смирении рассказывает вайшнав, вся жизнь которого является подвигом непритворного смирения. У каждого, кто прочтет эту книгу, есть удивительная возможность — искупаться в живительных водах рассказов и историй, собранных в ней, смыть с себя липкую грязь гордыни и, как царевич из сказки, выйти преображенным — со слезами на глазах и смирением в сердце.

Бхакти Вигъяна Госвами

Лекция по «Бхагавад-гите» (11.3)

12 сентября 1997 г., Москва

эвам этад йатхаттха швам

атманам парамешвара драштум иччхами те рупам

аишварам пурушоттама

О Пурушоттама (величайшая личность), о Всевышний, хотя я вижу Тебя в Твоем изначальном облике, я хочу увидеть, как Ты входишь в космическое мироздание. Я хочу видеть этот чудный образ, о котором Ты уже поведал мне*.

Комментарий. Господь сказал Арджуне, что материальная вселенная возникла и существует благодаря тому, что Он вошел в нее в одном из Своих личностных проявлений. Ар-джуну воодушевлял изначальный, человекоподобный образ Кришны, но, чтобы убедить тех, кто в будущем может счесть Кришну обыкновенным человеком, Арджуна хотел увидеть Его вселенскую форму и понять, как Он действует во вселенной, оставаясь непричастным к этому. То, что Арджуна называет Кришну Пурушоттамой, исполнено глубокого смысла. Будучи Верховной Личностью Бога, Господь находится в сердце самого Арджуны, поэтому Он знает о желании Арджуны. Он понимает, что желание Арджуны увидеть Его вселенскую форму вызвано не простым любопытством,

`Перевод стиха и комментария Шрилы Прабхупады приведен в соответствие с 3-м русским изданием «Бхагавад-гиты» 2005 г. — Прим. ред.

ибо Арджуна был полностью доволен созерцанием Кришны в том облике, который он видел перед собой. Господь понимает, что просьба Арджуны показать ему вселенскую форму продиктована желанием убедить других. Сам Арджуна не нуждается ни в каких подтверждениях. Кришна также понимает, что Арджуна хочет увидеть вселенскую форму, чтобы установить критерий истины, ибо в будущем наверняка появится немало самозванцев, которые станут выдавать себя за воплощения Бога. Однако люди не должны принимать их слова на веру: каждый, кто называет себя Кришной, должен быть готов явить свою вселенскую форму, чтобы доказать обоснованность своих заявлений.

Я очень благодарен за эту необычайную возможность быть сегодня вечером вместе с вами. Это произошло по непостижимой милости Его Божественной милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Куда бы я ни отправился, в какой бы уголок мира меня ни занесло, люди повсюду говорят о необыкновенной искренности преданных из Москвы. Вы прославились на весь мир.

И я приехал сюда, чтобы немного очиститься. Потому что, общаясь с такими искренними преданными Господа, я могу надеяться на то, что несколько капелек вашей искренности упадет и на мою голову. Особенно я признателен Его Святейшеству Шриле Ниранджане Свами Махараджу. Благодаря его симпатии ко мне и состраданию, которое живет в его сердце, он затащил меня сюда в Москву. Он прекрасно понимает, какой я безнадежный притворщик. И он прекрасно понимает, что если я получу возможность общаться с вами, то когда-нибудь смогу стать преданным Кришны. Он для меня как старший брат — всегда защищает и ограждает

от майи. Поэтому я приехал сюда, чтобы поучиться у вас сознанию Кришны.

Общение с преданными — это самое ценное из всего, что есть во всем творении. Когда Кришна хочет пролить на нас самую сокровенную милость, Он позволяет нам общаться с преданными. Шрила Кришна-дас Кавирадж Госвами в «Чайтанья-чаритамрите» молит: «На пути бхакти я подобен хромому: идя по нему, я постоянно спотыкаюсь и падаю. Но посох милости вайшнавов, на который я опираюсь, позволяет мне продолжать мой путь».

Шрила Прабхупада юворит: «Тот, кто думает, что сможет обрести сознание Кришны, не общаясь с искренними преданными, просто сумасшедший». Каждый преданный, который честно старается идти по пути, проложенному предшествующими ачарьями, — это драгоценный камень в этом мире. И до той степени, до какой мы способны оценить их искренние усилия на пути к Кришне, мы сами станем дороги Кришне. А до той степени, до какой мы хотим видеть недостатки или отрицательные стороны людей, идущих к Кришне, мы будем пренебрегаемы Кришной.

Даже в самые первые дни, на заре Движения сознания Кришны в Америке, Шрила Прабхупада смотрел на всех своих учеников и последователей, как на представителей его Гуру Махараджа. Он говорил об этом.

И он говорил также, что, служа этим преданным, он получает возможность служить своему гуру. Если Шрила Прабхупада смотрит на нас таким образом, то как же мы должны смотреть друг на друга?

Прабхупада говорил, что атмосфера Вайкунтхи присутствует там, где преданные смотрят на всех остальных, считая их лучше себя. На Вайкунтхе все соревнуются друг с другом. Но соревнование заключается в том, кто больше послужит другим, кто займет более низкое положение и выдвинет вперед других, поставив впереди себя.

В материальном мире все происходит наоборот. Этот мир называется кунтхой — местом тревог и беспокойств, потому что каждый думает: «Я должен быть господином, и все остальные должны считать меня великим». Истинный преданный всегда хочет видеть величие других и говорить об их величии,

Навигация:

Страница 4
Страница 3
-- Страница 2 --
Страница 1
Страница 11